Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



1 страница


Г. М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л. А. Петровская  

 

СОВРЕМЕННАЯ  

СОЦИАЛЬНАЯ  

ПСИХОЛОГИЯ  

НА ЗАПАДЕ  

 

(теоретические  

направления)  

 

Издательство  

 

Московского университета  

1978  

 

Глава I  

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  

СОСТОЯНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО  

ЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЙ  

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ  

 

С тех пор как социальная психология выделилась в са-  

мостоятельную науку, в ее развитии можно отчетливо  

проследить несколько основных этапов . Первый  

этап - это этап становления социально-психологического  

знания, совпадающий с опытом построения первых со-  

циально-психологических теорий, таких, как <психология  

народов> М. Лацаруса и Г. Штейнталя, <психология  

масс> Г. Лебона и С. Сигеле, теория <инстинктов соци-  

ального поведения> В. Мак-Дауголла. В это время со-  

циальная .психология развивается преимущественно в рус-  

ле европейской традиции социальной и психологической  

мысли, и <география> ее отражает эту особенность. <Пси-  

хология народов>, особенно если учесть ее развитие в  

трудах В. Вундта, - специфическое детище немецкой фи-  

лософии (в частности, идей Гегеля) и немецкой психоло-  

гии (в частности, идей Гербарта). <Психология масс>  

разрабатывалась французскими и итальянскими учены-  

ми, а теория <инстинктов социального поведения>, в бу-  

дущем получившая широкое распространение в американ-  

ской социальной психологии, была создана англичани-  

ном В. Мак-Дауголлом. Хотя и в разной степени, но ев-  

ропейская традиция буржуазной мысли XIX в. доста-  

точно очевидно проявляется в социально-психологических  

. работах этого периода.  

 

Начало второго этапа более или менее единодушно  

датируется 1908 г., когда появились два первых система-  

тических руководства по социальной психологии: В. Мак-  

Дауголла <Введение в социальную психологию> и  

Э. Росса <Социальная психология> . В то время как  

 

Мак-Дауголл выступает здесь все еще от имени европей-  

ской традиций; Э. Росс <начинает> американскую соци-  

альную психологию. Несмотря на то что формально на-  

чало этого этапа датируется указанным годом, фактиче-  

ски его научное лицо складывается после первой мировой  

войны, .когда в работах Ф. Олпорта и В. Меде была сфор-  

мулирована программа превращения социальной психо-  

логии в экспериментальную дисциплину. Тот факт, что  

немец Мёде был одним из первых глашатаев этой тради-  

ции, ни в коей мере не снимает вопроса о ее ярко выра-  

женном американском колорите. Традиционная для аме-  

риканского буржуазного мировоззрения абсолютизация  

значения строго прагматического, эмпирического знания  

своеобразно проявилась в общей тональности социальной  

психологии этого периода. Как и другие области общест-  

вознания, социальная психология оказалась вовлеченной  

в решение определенных социальных задач. Бурное  

развитие капиталистических форм экономики в Соеди-  

ненных Штатах выдвигает и перед этой областью иссле-  

дований ряд специфических требований, связанных с не-  

обходимостью повышения производительности труда  

рабочих, развитием средств массовой информации, усиле-  

нием значения пропаганды и рекламы, а также разработ-  

кой в самом широком плане способов и методов управле-  

ния. В каждой из этих сфер социальная психология не  

претендует на решение .кардинальных проблем (этим,  

впрочем, не занимается в то время даже и американская  

социология , но локальные, частные рекомендации  

относительно <человеческого фактора>, прежде всего в  

производстве, стимулируют эту прагматическую ориента-  

цию. Если иметь в виду, что одновременно с началом это-  

го этапа возникает почти безраздельное господство имен-  

но американской социальной психологии в социально-пси-  

хологической мысли Запада, то станет ясно, что все раз-  

витие социальной психологии после первой мировой войны  

приобретает черты указанной традиции.  

 

Наконец, третий этап развития этой научной дисцип-  

лины на Западе совпадает с периодом, наступившим пос-  

ле второй мировой войны. Этот этап продолжается по  

настоящее время, и его характеристика не выглядит впол-  

не однозначно: если часть работ демонстрирует лишь  

укрепление общей экспериментальной ориентации соци-  

альной психологии, причем в ее американском варианте,  

то другие исследования вносят в это развитие много су-  

 

 

 

щественно нового. Безусловное доминирование американ-  

ских образцов исследования, построение американского  

<образа> самой науки оказываются в значительной сте-  

пени пошатнувшимися.  

 

Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что этот  

третий этап в развитии социальной психологии ,на Запа-  

де совпадает с развитием социально-психологической  

мысли в социалистических странах, а значит, с укрепле-  

нием позиций марксистской традиции в этой области нау-  

.ки. Теоретические и методологические принципы марк-  

систской социальной психологии, разработанные в трудах  

Маркса, Энгельса, Ленина, а также таких выдающихся  

марксистов, как Г. В. Плеханов, А. Лабриола, А. Грамши,  

находят свою реализацию в исследованиях социальных  

психологов из социалистических стран, и прежде все-  

го в советской психологической науке. Развитие научных  

контактов и вместе с тем дискуссия по принципиальным  

методологическим и теоретическим вопросам между пред-  

ставителями марксистской и немарксистской ориентации  

является ныне существенным фактором развития соци-  

альной психологии на мировой арене. Вместе с тем и в  

европейских .капиталистических странах поднимает голос  

течение, выступающее с критических позиций по отноше-  

нию к американской традиции, и это обстоятельство тоже  

модифицирует определенным образом картину общего со-  

стояния социальной психологии на Западе в наши дни  

 

Однако так или иначе первая половина XX в. зна-  

меновала собой практическое отождествление всей за-  

падной социальной психологии с ее американским вари-  

антом. Поэтому-то и правомерно при анализе этого полу-  

векового развития обратить внимание прежде всего на  

американскую социально-психологическую мысль. При  

исследовании судеб социально-психологической теории  

это обстоятельство приобретает особое значение. Специ-  

фически американский подход ,к проблемам теоретическо-  

го знания вообще становится на протяжении второго и  

частично третьего периодов развития социальной психо-  

логии в рамках буржуазного мировоззрения ее общей  

характеристикой. Сама природа создаваемых в социаль-  

ной психологии теорий, логика их конструирования неиз-  

бежно приобретают черты тех логико-методологических  

нормативов, которые свойственны американской филосо-  

фии XX в. Наконец, соотношение двух разделов, сущест-  

вующих в теле любой науки, а именно теоретического и  

 

прикладного знания, интерпретируется в значительной  

мере в русле американской традиции.  

 

Как и в истории многих других научных дисциплин,  

<американизм> проявился в социальной психологии,  

между прочим, в том, что иногда обременительный для  

европейских коллег груз традиций не отягощал собой  

деятельности исследователей. Все, с чего начиналась со-  

циальная психология в Европе, - апелляция к психоло-  

гии больших групп (народов, масс), <озабоченность> из-  

вестной философской ориентацией, пусть ограниченные  

рамками буржуазного мировоззрения, но все же попытки  

как-то отнестись к крупномасштабным социальным проб-  

лемам - все это в значительной степени миновало аме-  

риканских социальных психологов, оказалось за бортом  

их научных интересов. Все сказанное ни в коей мере не  

означает, что социальная психология США развивалась  

вне <социального заказа> или вне каких бы то ни было  

философских предпосылок. Напротив, ориентация этой  

научной дисциплины в Америке с самого начала была  

ориентацией ,на прикладное знание, и в качестве таково-  

го она прямо и недвусмысленно связала свою судьбу с  

интересами таких социальных институтов, как бизнес, ад-  

министрация, армия, пропаганда. Эта связь явно просле-  

живается по преобладающей проблематике исследова-  

ний, по выбору объектов, целей и решаемых задач, по  

источникам финансирования и того, что называется <под-  

держкой> исследований. Классовая и идеологическая на-  

правленность таких работ очевидна, хотя и не всегда  

проявляется непосредственно. Подобно тому как это име-  

ет место в развитии других социальных наук, американ-  

ская социальная психология довольно открыто демонст-  

рирует свою крайнюю <заземленность>, нацеленность на  

практические потребности общества. Однако форма свя-  

зи науки с общественными проблемами с самых первых  

ее шагов становится довольно своеобразной. Все сосре-  

доточено на решении мелких, локальных, хотя и весьма  

практических, проблем, и тщательно обходятся более об-  

щие проблемы, касающиеся самой сущности обществен-  

ного развития. Философские предпосылки, на которых  

строится американская социально-психологическая  

мысль, весьма удачно способствуют реализации такой по-  

зиции. Прагматизм и позитивизм, традиционные для аме-  

риканской философии течения, в специфическом, подчи-  

ненном особенностям психологического знания виде, пре-  

 

 

вратились в основу большинства социально-психологиче-  

ских исследований.  

 

Эта специфика развития, заданная с первых шагов  

существования американской социальной психологии,  

обусловливает и тот факт, что до сих пор в литературе  

продолжается дискуссия по, казалось бы, элементарному  

вопросу: что означает выражение <современная социаль-  

ная психология>? Хотя существует достаточно единодуш-  

ное признание того факта, что социальная психология в  

ее современном виде - детище, или <продукт>, XX в.,  

разночтений по поводу более точных хронологических  

рамок сколько угодно. Повод для такой дискуссии дает  

само определение специфики <современности> социаль-  

ной психологии. М. Шериф и К. Шериф в своем ставшем  

классическим руководстве <Основы социальной психо-  

логии> заметили, что, несмотря на то, что философы, по-  

литики и поэты веками писали на те же самые <сюжеты>,  

на которые пишут социальные психологи, между творе-  

ниями тех и других имеется существенная разница . Эти отличия становятся очевидными, если сформули-  

ровать черты современного социально-психологического  

исследования. Набор этих черт у разных авторов несколь-  

ко варьирует, но в основном идентичен. Сами Шерифы  

называют такие характеристики: 1. Формулирование спе-  

циальной проблемы, решение которой можно получить на  

основе собранных данных и их анализа. 2. Выбор и опре-  

деление четких понятий так, чтобы они означали одно и  

то же для тех, кто развивает и кто использует их: поня-  

тия не могут быть объектом персональной интерпретации  

каждым исследователем. 3. Выводы строятся не просто на  

интуиции, и поэтому методы сбора данных должны быть  

также приняты всеми. 4. Обязательное условие - вери-  

фикация данных: каждый исследователь должен уметь  

проверить выводы другого. Несмотря на элемен-  

тарность предложенных характеристик (здесь отражены  

по существу общепринятые в науковедении нормы иссле-  

дования), они содержат .как минимум два основания для  

полемики.  

 

Во-первых, означает ли сказанное, что единственным  

типом социально-психологического исследования явля-  

ется исследование, обрисованное выше? Если так, то пра-  

во на существование могут иметь лишь исследования, не-  

посредственно представляющие из себя <сбор данных>  

посредством достаточно четко фиксированных методик  

 

 

(по-видимому, прежде всего экспериментальных) с их  

последующей верификацией. Но в этом случае чисто тео-  

ретические работы вообще, очевидно, отлучаются от рая-  

га <исследования>. С этой точки зрения современная со-  

циальная психология отличается от предшествующей  

именно по такому критерию: .<современная> - это экс-  

периментальная социальная психология, <несовремен-  

ная> - это неэкспериментальная, прежде всего умозри-  

тельная, социальная психология. Эта мысль четко про-  

ведена у М. Шоу и Ф. Костанцо, хотя здесь определяет-  

ся <научная> психология: <Под <научной> мы понимаем,  

что она включает только наблюдения, сделанные в конт-  

ролируемых условиях; кабинетные спекуляции не явля-  

ются приемлемыми данными .в социальной психологии>  

[175, 3]. В таком понимании справедливо противопостав-  

ление социальной психологии XX в. первым формам со-  

циально-психологического знания, разработанным во вто-  

рой половине XIX в. Но .при этом же понимании остается  

открытым вопрос о статусе современного, то есть относя-  

щегося к XX ,в., но теоретического исследования, выпол-  

ненного вне указанных выше канонов. Таким образом, в  

невинной формуле таится одно из противоречий, которое  

дает основание для дискуссии.  

 

Во-вторых, возникает вопрос, в каком смысле следует  

понимать предложенную в качестве обязательного при-  

знака исследования верификацию данных. Хорошо из-  

вестно, что сам термин <верификация> в его строгом фи-  

лософском содержании связан с определенной его ин-  

терпретацией, а именно с интерпретацией в рамках  

философских принципов неопозитивизма.  

 

Принцип верификации, как он разработан в филосо-  

фии неопозитивизма, означает не просто способ провер-  

ки знания, но определенный способ проверки знания (бо-  

лее точно: способ проверки суждений науки, поиск эмпи-  

рического критерия их истинности). В качестве такого  

способа в неопозитивистской традиции выступает сопо-  

ставление суждения с чувственным опытом субъекта. Ес-  

ли в каком-либо отдельном случае такое сопоставление  

невозможно, то относительно данного высказывания во-  

обще нельзя сказать, истинно оно или ложно. Неверифи-  

цируемое высказывание не есть суждение, оно может  

быть только псевдосуждением, то есть лишено смысла,  

находится вне науки. Хорошо известна критика той  

чрезмерно жесткой позиции, которую по данному вопро-  

 

 

су занимали виднейшие теоретики неопозивитизма [41].  

При строгом соблюденT такого понимания принципа ве-  

рификации все более или менее общие суждения науки  

вообще не имеют права на существование. И хотя в со-  

циально-психологических исследованиях вовсе не обяза-  

тельно присутствует прямая апелляция к философским  

принцип а.м неопозивитивизма, ставшая здесь обыденной  

трактовка принципа, несомненно, питается из этого ис-  

точника. Тогда и по этому основанию теоретические ис-  

следования, неизбежно включающие в себя использова-  

ние широкого круга достаточно общих понятий и сужде-  

ний, отлучаются от ранга исследований. Но приведенное  

соображение дает основание и для более частной поле-  

мики. Какая социальная психология современна с этой  

точки зрения; всякая ли оперирующая эксперименталь-  

ными методами или лишь такая, где измерительные про-  

цедуры доведены до достаточного уровня совершенства,  

ибо лишь при их помощи .возможна верификация? Экспе-  

риментальные исследования 20-х и даже 30-х годов в та-  

ком случае никак нельзя рассматривать как <современ-  

ные>: измерительные процедуры, применявшиеся в них,  

сегодня представляются достаточно примитивными.  

 

Важное отличие современной социальной психологии  

от традиционной иногда усматривают также и в том, что  

если для последней было свойственно в большой (и да-  

же в большей) степени морализирование, то современная  

прежде всего делает акцент на то, что она именно <нау-  

ка> [143, 8]. Термин <наука> употребляется здесь в том  

значении, которое принято в философии неопозитивизма  

(наука - это нечто исключающее мораль, наука - это  

система знаний, построенная по образу точных дисцип-  

лин, и т. д.).  

 

Но и этот критерий оказывается довольно сложным  

в применении: мера включения моральных проблем в со-  

циально-психологические исследования не фиксируется  

точно каким-либо хронологическим рубежом, она скорее  

зависит от принимаемых тем или иным исследователем  

методологических установок. Таким образом, ситуация  

относительно границ современной социальной психоло-  

гии не проясняется и в этом случае. Поэтому различные  

толкования по поводу рамок <современной> социальной  

психологии имеют бесконечное хождение в литературе.  

М. Дойч и Р. Краусс, например, датируют ее начало пер-  

выми десятилетиями XX в. [99, 212], в то время как  

 

12  

 

И. Штейнер и М. Фишбайн утверждают, что <современ-  

ной> можно считать лишь социальную психологию, разви-  

вающуюся после .второй мировой войны, причем особо




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 3951
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь