Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 25749

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, контрактная система представляет собой своеобразный симбиоз рыночных и нерыночных начал экономической организации, получающий свое материальное воплощение в юридическом документе (соглашении), который регулирует экономические отношения.
Контрактная система не может быть оторванной от общего уровня развития не только экономической, но и правовой системы той или иной страны. В силу этого вряд ли справедливо говорить об общей теории контрактных отношений, единой для “всех стран и народов” (так как у каждой страны своя специфика контрактной системы). Поэтому в рамках данной работы нас будет интересовать упрощенный общий подход к проблеме, возникающий на стыках рынка - нерынка и экономических и правовых отношений.
Контракт как юридическая форма, в которую облекаются экономические отношения равноправных участников, призван повысить общую эффективность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой экономической организации.
Каким образом это достигается?
При определении эффективности в условиях рынка хозяйствующие субъекты непосредственным образом сопоставляют результат (полученную выручку) и затраты (издержки, которые были сделаны в ходе производственного процесса и процесса реализации продукции). Полученная эффективность показывает, на сколько результат превосходит затраты, которые были произведены (в реальных денежных единицах).
Второй стороной проблемы определения эффективности в условиях рынка является сопоставление риска и неопределенности, вызванных тем, что цены устанавливаются после процесса производства без учета затрат на рыночные трансакции. Если риск незначителен, а мера неопределенности среды сопоставима для всех экономических субъектов, то предприниматель делает вывод о достаточно высокой эффективности функционирования экономической организации, в нашем случае - рынка.
В условиях контрактной системы само сопоставление результата и затрат для предпринимателя претерпевает существенные изменения. Во-первых, у него появляется выбор между двумя формами экономической организации (рынком и контрактной системой). Во-вторых, ему теперь недостаточно только непосредственного сопоставления выручки и издержек. Он должен произвести сопоставление и дать единственно верный для себя ответ на вопрос: что (при уже совершенном выше сопоставлении) эффективнее - понести дополнительные затраты, связанные с контрактными отношениями, но при этом снизить риск и добиться меньшей неопределенности, или сохранить бесплатность рыночных трансакций, но иметь повышенный риск и неопределенность, связанные с внешней средой.
Вероятно, что при высоком развитии производительных сил, когда концентрация и централизация капитала доводят дело до появления и собственного воспроизводства капиталов-монополий, наш предприниматель сделает выбор в пользу второй альтернативы, так как даже при выросших издержках (за счет контракта) гарантии получения дохода (ценообразование до начала процесса производства) дают в конечном итоге зримый дополнительный эффект (все, что произведено в рамках контракта, будет реализовано, в отличие от ситуации, когда перед предпринимателем стоит мучительный вопрос: примет или не примет рынок весь произведенный мною товар?). В этом случае общая эффективность возрастет.
Но всегда ли контрактная система эффективнее рынка (ведь было время, когда ее не было)? Ответить на этот вопрос можно при помощи рассмотрения карты контрактов (по О. Уильямсону).
Следует заметить, что О. Уильямсон трактует контракт гораздо шире, чем авторы данной работы. Это связано, в первую очередь, с развитостью контрактных институтов в США. В России же пока, как нам представляется, подход к контракту должен быть уже, ограничиваясь непосредственно контрактными отношениями (закреплением трансакции (сделки) юридическим соглашением сторон).
О. Уильямсон большую часть экономических отношений (фактически все отношения, которые не являются свободно-рыночными) считает контрактными. Можно даже говорить о том, что все сделки, кроме сделок свободно-рыночного обмена, являются у него контрактными. Здесь в доказательство именно такого подхода можно привести слова лауреата Нобелевской премии в области экономики Дж. Бьюкенена: “экономическая теория все больше становится “наукой о контрактах”, а не “наукой о выборе” (рациональный выбор экономических субъектов и рациональное распределение ресурсов, неоклассическая традиция - В. А., М. Р.), вследствие чего в центре ее внимания должен быть не хозяйствующий субъект, максимизирующий прибыль, а третейский судья, “человек со стороны”, пытающийся найти компромиссные решения конфликтов в случае возникновения претензии участников сделки друг к другу”.
Это находит свое выражение в когнитивной карте контрактов, где автор фактически считает синонимами понятия “теория отраслевой организации” и “теорию контрактов”. Происходит следующее разветвление контрактов (сделок):
1. Реализация целей монополии:
1.1. Ограничение на конкурентов:
- наличие входных барьеров в отрасль, - стратегическое поведение субъектов,
1.2. Ограничение на потребителей:
- монопольные рычаги воздействия на рынок, - политика ценовой дискриминации.
2. Стремление к росту эффективности:
2.1. Система стимулов:
- посредством прав собственности, - использование агентских отношений,
2.2. Минимизация трансакционных издержек:
- измерение рентабельности трансакций, в зависимости от структуры управления контрактами.
По Уильямсону выходит, что участники заменяют обычную рыночную сделку купли-продажи на свободном рынке более сложной формой экономической организации (контрактацией) либо для достижения монополистических целей, либо для повышения эффективности. С этим тезисом в целом можно согласиться.
Выше мы связывали переход к контрактной системе с тем, что она обеспечивает большую эффективность функционирования экономического субъекта. Как нам представляется, такая трактовка фактически включает в себя и цель достижения монополистического положения на рынке, так как рыночная эффективность функционирования в конечном итоге все-таки находит свое выражение в прибыльности деятельности, выяляемой при сопоставлении результата и затрат в широком смысле слова (см. выше).
И все-таки из рассмотренной карты видно, что чисто контрактными являются отношения, связанные с минимизацией трансакционных издержек (прямая связь с ростом эффективности функционирования экономических субъектов).
Именно здесь экономические отношения принимают форму отношений юридических, закрепленных в соответствующем соглашении участников экономической сделки (трансакции).
Авторы считают, что российским стандартам более отвечают простая классификация контрактов (сделок), предложенная Уильямсоном О., а также условия, которые требуют защиты трансакции, т. е. заключения контракта.
Простая классификация контрактов (сделок):
1. Сделки с активами общего назначения. 2. Сделки с активами специфического назначения:
- без предоставления каких-либо гарантий участникам, - с предоставлением определенных гарантий участникам сделки (контрактных, юридическое закрепление экономических отношений).
Мы видим, что здесь важнейшим условием защиты трансакции юридическим соглашением (контрактом) является специфичность активов сделки. Выделяются следующие виды специфичности активов - специфичность местоположения, специфичность физических активов, специфичность человеческих активов и специфичность целевых активов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ковалевой А.М. Финансы. Под редакцией
  • Евдокимова А.В., Пашкина И.Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Есипова В.Е, Маховиковой Г.А. Оценка бизнеса. Под редакцией
  • Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф. и др. Финансовый менеджмент
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Герасимов Б.И. и др. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика фирмы
  • Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии
  • Пять заблуждений о HR-брендинге
  • Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум
  • Макоев О.С. Контроль и ревизия
  • Георгий Почепцов. Информационная война-2013 в представлениях российских экспертов
  • Пивоваров К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности
  • Победи внутреннего саботажника. - Из цикла "Психология успеха"
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Котельникова Е.А. Экономика фирмы. Конспект лекций
  • Лукаш Ю.А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышении
  • Круглова Н.Ю. Основы бизнеса
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Ч. Фарказ, С. Уэтлауфер. Какие методы руководства используют главы компаний
  • Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации)
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Р.Е. Мансуров. HR-брендинг - создание благоприятного имиджа работодателя
  • Как помириться с парнем?
  • Подольского В.И. Аудит. Под редакцией
  • Бочаров В.В. Корпоративные финансы
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Редактор. Сценарий Юбилей компании
  • Карлика А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. Под редакцией
  • Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Когденко В.Г. и др. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Ван Хорн Дж.К., Вахович Дж.М. Основы финансового менеджмента
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Журавлева О.Н. История России. 8 класс. Поурочные рекомендации
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Как найти качественный сервисный центр в Киеве?
  • Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка бизнеса. Теория и практика
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Канке А.А, Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Бартенев С.А. и др. Экономическая теория. Элементарный курс
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь