Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 25752

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Теперь о возможности полной свободы выбора деятельности. Она также представляется сомнительной. Прежде всего, есть виды деятельности, которые либо запрещаются (торговля наркотиками, оружием и проч.), либо законодательно ограничиваются и требуют специального разрешения. Во-вторых, любая деятельность не протекает в правовом вакууме, т. е. для начала любого дела вы либо получаете разрешение на открытие предприятия, либо обязаны его зарегистрировать в соответствующей государственной (местной, муниципальной, общенациональной) структуре. И наконец, ограничение свободы выбора деятельности может происходить либо от монополии в форме прямого монополистического ограничения в отраслях с высокой мерой несовершенства конкуренции (трудно представить, что можно просто так начать и добиться успехов, например, в производстве автомобилей, которые серийно выпускаются крупнейшими монополистическими гигантами), либо в отраслях естественных монополий (подробнее см. 5, 5.1, 5.2), где само производство товара-заменителя выглядит сомнительным, а возможностей конкурировать с естественным монополистом “на его поле” просто нет.
Следующей чертой рыночной модели является свободное ценообразование. При реальном рассмотрении процессов ценообразования в развитых странах становится очевидным, что его “свобода” относительна и чрезвычайно ограничена.
Это касается прежде всего отраслей, производящих основные сельскохозяйственные продукты. Известно, что существует прямое или скрытое их дотирование, причем как в направлении стимулирования производства, так и в направлении побуждения к реальному сокращению аграрного производства продукции в условиях насыщенных рынков. Далеки от свободно-рыночных принципы ценообразования на продукцию государственного потребления, прежде всего оборонного назначения. Следующими примерами ограничения свободного ценообразования являются введение таможенных пошлин, квот, практика скрытых экспортно-импортных картелей, наличие антидемпингового законодательства. Фактором, ограничивающим свободу в ценообразовании, выступает монополистическая сила на рынках (“лидерство” в ценах, неценовые способы конкуренции и проч.). Наконец, не исключается и прямое регулирование или установление, фиксирование на определенный период цен государством (например, прямое регулирование цен на энергоносители в период “нефтяного шока” в самой либерально-рыночной стране мира - США).
Не проявляется в чистом виде и четвертая черта рыночной модели - совершенная конкуренция в качестве формы существования экономических субъектов. Здесь и различные монополистические искажения рынков, и стремление производителей снизить риск и неопределенность из-за того, что цена на рынке устанавливается после процесса производства, за спиной производителя (за счет субподряда, франчайзинга, заключения контрактов и проч.), и широкая практика использования неценовых и неэкономических методов конкурентной борьбы, особенно на международных рынках, и т. д.
Необходимо подвергнуть сомнению и “чистоту” прибыли в качестве основной прибыли экономических субъектов. Согласиться с этим тезисом можно только в одном случае - если не будет существовать никаких иных экономических интересов, кроме интересов самой фирмы (а как же быть с персонифицированными интересами собственников, менеджеров, тех, кто осуществляет контроль, и др.?).
Следует заметить, что и с точки зрения сугубо фирменных интересов прибыль в ряде случаев не выступает в качестве цели экономических субъектов. Это происходит тогда, когда фирма старается закрепиться на данном рыночном сегменте или его расширить.
Выше уже отмечалось, что в условиях рынка цена определяется после процесса производства, фактически за спиной производителя. Это само по себе делает данные систему и форму экономической организации (рыночную) достаточно неопределенными и рискованными для непосредственных участников. Естественно их стремление снизить и риск и неопределенность. Достичь же этого они могут только, подрывая рыночную модель и рынок как таковой, за счет создания систем, дающих возможность определять или, хотя бы, достаточно точно предвидеть продажную цену до начала процесса производства. Такая система и, соответственно, экономическая организация уже не будут рыночными или, по крайней мере, будут не только рыночными, но и нерыночными.
Важный момент, делающий рыночную организацию эффективной и все-таки желаемой для экономических субъектов при определенных условиях, - это бесплатность для них рыночных трансакций (отношений). Получается такая система: с одной стороны, рыночные отношения ничего не стоят субъектам рынка, с другой - они не получают гарантий ценообразования (цена определяется после процесса производства). Данная организация может приносить положительный результат при условии, что ваши издержки производства не выше средних рыночных или общественно необходимых. В противоположном случае через некоторый период вы перестаете быть участником экономических отношений, так как разоряетесь.
Как мы уже говорили, рыночная система - это большая информационная система. Здесь интересными представляются два момента. Первый - непосредственный характер движения информации и возможность у экономических субъектов беспрепятственного ее получению. Чем “чище”, совершеннее реальный рынок и чем он ближе к абстрактной рыночной модели, тем с большей силой проявляется положительный потенциал отмеченных моментов для реальной экономической деятельности и результатов. Не удивительно, что монополия возникает там и тогда, где и когда происходит ограничение свободы движения достоверной информации и ее (информации) искажение.
Второй момент связан с так называемой асимметричностью информации. Суть этого явления сводится к тому, что экономические субъекты принимают решения, не владея полной или достоверной информацией о других субъектах.
Это относится прежде всего к государству как экономическому субъекту при принятии им решений о ставках налогов на юридических и физических лиц. Другой пример - принятие решений фирмой при неполном и неточном знании всех параметров внешней среды, например, потенциала конкурентов. Это дает возможность, например, использовать маркетинговые технологии даже на ненасыщенных рынках с положительным эффектом, если вы владеете большей информацией, чем любой другой участник данного сегмента рынка.
Асимметричность информации, таким образом, должна все-таки учитываться (определяться) как на уровне микроэкономики, так и на уровне макроэкономической политики.
Следующий вопрос, который нашел свое отражение в работе, - это рассмотрение нерыночных форм экономической организации, первая из которых - контрактная система. Ей и будет посвящен следующий раздел данного исследования.

2.2. Роль и место контрактных отношений в условиях рынка
1. Теория организации как наука
Роль и место контрактных отношений в условиях рынка. Контракт как форма, отрицающая основные положения рыночной модели. Определение цены до начала процесса производства. Контракт и небесплатность рыночных трансакций. Рыночность и нерыночность контрактных отношений. Карта контрактов по О. Уильямсону. Дилемма - экономия на трансакциях или снижение меры их неопределенности. Специфичность активов и контрактные отношения. Виды специфичности активов. Специфичность активов, регулярность повторения сделок и тип экономической организации, которому отвечает данная трансакция (сделка).
Говоря о контрактной системе, прежде всего мы должны окончательно определиться в том, что имеем дело с нерыночной формой экономической организации. Можно, вероятно, для этого использовать перечень характерных черт рыночной модели. Нам представляется, что это следует сделать проще. Необходимо сопоставить рыночную систему экономической организации и контрактную систему по двум критериям: когда определяется цена производителем (до или после процесса производства) и являются ли рыночные трансакции (отношения) бесплатными.
В обоих случаях рыночная и контрактная системы противостоят друг другу. В условиях рынка цена определяется после процесса производства. При контрактной системе это происходит в момент заключения контракта, т. е. до начала непосредственного процесса производства. Если рыночные трансакции являются бесплатными для экономических субъектов, то трансакции, защищенные контрактами, требуют дополнительных затрат, связанных с контрактом.
Противопоставление рыночной и контрактной экономических организаций отнюдь не означает, что здесь противостоят рынок и нерынок. Контрактная система образуется в результате возможности при появлении капиталов-монополий заменить экономические отношения (купли-продажи) юридическими (правовыми) отношениями (см. выше). Уже в силу этого контрактная система не является нерыночной системой. Здесь справедливее будет говорить о подрыве рыночных отношений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ковалевой А.М. Финансы. Под редакцией
  • Евдокимова А.В., Пашкина И.Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Есипова В.Е, Маховиковой Г.А. Оценка бизнеса. Под редакцией
  • Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф. и др. Финансовый менеджмент
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Герасимов Б.И. и др. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика фирмы
  • Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии
  • Пять заблуждений о HR-брендинге
  • Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум
  • Макоев О.С. Контроль и ревизия
  • Георгий Почепцов. Информационная война-2013 в представлениях российских экспертов
  • Пивоваров К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности
  • Победи внутреннего саботажника. - Из цикла "Психология успеха"
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Котельникова Е.А. Экономика фирмы. Конспект лекций
  • Лукаш Ю.А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышении
  • Круглова Н.Ю. Основы бизнеса
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Ч. Фарказ, С. Уэтлауфер. Какие методы руководства используют главы компаний
  • Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации)
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Р.Е. Мансуров. HR-брендинг - создание благоприятного имиджа работодателя
  • Как помириться с парнем?
  • Подольского В.И. Аудит. Под редакцией
  • Бочаров В.В. Корпоративные финансы
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Редактор. Сценарий Юбилей компании
  • Карлика А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. Под редакцией
  • Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Когденко В.Г. и др. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Ван Хорн Дж.К., Вахович Дж.М. Основы финансового менеджмента
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Журавлева О.Н. История России. 8 класс. Поурочные рекомендации
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Как найти качественный сервисный центр в Киеве?
  • Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка бизнеса. Теория и практика
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Канке А.А, Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Бартенев С.А. и др. Экономическая теория. Элементарный курс
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь