Богданович Лидия. Записки психиатра.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 19001

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Профессор очень интересовался здоровьем жены и присылал много писем и телеграмм.
Трудно передать те слова благодарности, которыми осыпал меня профессор, когда он увозил жену из больницы. И совсем уже не описать тех упреков, полных желчи и горечи, которые он высказал мне в письме через три месяца.
Он потерял последнюю надежду. Жена снова отказывалась ходить.
В моем подробном ответе я напомнила профессору о советах. Он забыл, что нельзя покоряться любому капризу жены, что надо заставлять ее двигаться, работать и, главное, воспитывать себя, делать усилия.
Следующее письмо от него было спокойное, хотя и мрачное. Он писал: «Все таки, доктор, жена – тяжелобольной, человек, а вы советуете относиться к ней, как к здоровой. Разве это можно? Если бы вы отнеслись к ней, как к больной, она бы давно выздоровела».
Я представила себе эту женщину – «трагический» взгляд ее светлых глаз, эффектную позу «умирающей». И мне припомнилась одна мамаша, написавшая на меня жалобу:
«Я поместила в одну из лучших московских больниц своего единственного сына, для которого готова умереть. Доктор сначала лечил его, а затем заставил работать. Вместо лечения и отдыха, что совершенно необходимо моему мальчику, он растрачивает свою и без того слабую энергию на выпиливание каких то карнизов. Его даже заставляют вязать салфетки! Во первых, он – не женщина! Во вторых, я, мать, протестую против такого лечения!»
Все же верилось, что рано или поздно жена профессора будет здорова. Я попыталась еще раз встретиться с моей бывшей пациенткой, но муж увез ее в другой город.

Барчуки

Одна почтенная мамаша привела ко мне на прием свою семнадцатилетнюю дочь и сквозь слезы объявила: – У Ирочки, видимо, психическая болезнь… Недавно запустила в меня чашкой. Исключили из комсомола. Ведет себя как то непонятно… А чего ей не хватает?
Я занялась Ирочкой. Выяснила: воспитывается она в условиях, где все к ее услугам. Отец – известный химик – редко видит дочь, но, компенсируя свое отцовское невнимание, приносит ей подарки и оставляет деньги на развлечения. Ирочке никогда ни в чем не отказывали, давали полный простор развитию ее самолюбия, необузданных влечений.
Ира слишком рано проявила интерес к туалетам. У нее, как сказала мне мать, был «тонкий природный вкус» к нарядам. Но мать не замечала одного важного обстоятельства: у ее дочери полностью отсутствовал вкус к труду. Ирочке постоянно требовались накрахмаленные платья, выглаженные ленты, но сама стирать свои наряды она не желала. А родителям и в голову не приходило заставить дочь что либо для себя сделать, обслуживать себя. Все делалось руками матери, «лишь бы Ирочка не нервничала».
Как и следовало ожидать, в школе девочка столкнулась с коллективом, с необходимостью владеть собой, считаться с чужим мнением. Естественно, что у плохо воспитанной Иры возникли конфликты с учителями и сверстниками.
Дальше в лес – больше дров. Ее начал тяготить школьный режим, требующий постоянной работы над собой. Она стала получать двойки. Мать обвинила школу, учителей: «плохо воспитывают», «слабо учат».
Иру потянуло к внешкольным подругам, к таким, которым матери разрешают поздно приходить домой. Через новых подруг она познакомилась с мальчиками. Наконец, перестала посещать школу. Однажды ее не пустили на вечеринку. С ней сделался нервный припадок, и она бросила в мать чашкой. Нередки стали у нее истерики, слезы.
Рассказав мне обо всем этом, мать вышла из кабинета. Я осталась с больной наедине.
– Ира! Как ты дошла до такого поступка?
Она заплакала.
– Я стала нервной. И потому бросила…
– Но ты могла поранить мать. Разве это допустимо?
– Нет, я ее в плечо. А почему мать довела меня до этого? Папе некогда, а она…
– Что она?..
– Она никогда прежде меня не останавливала… А теперь я иначе не могу.
Ира рассказала мне историю своей жизни.
Никакого психического расстройства я не обнаружила. Правда, были отдельные симптомы того, что мы, врачи, называем истерией или в широком смысле психопатией. Сказалось неправильное воспитание. Конечно, поступок Иры оправдать нельзя. Это могла позволить себе только испорченная дурным воспитанием девчонка. Но, увы, мне стали понятны причины такого поведения. Мать не совладала с необузданной натурой дочери, и девушка почувствовала бессилие воспитательницы. Главное, у Иры недоставало тех моральных качеств, без которых не может жить в нашем обществе ни один человек. У нее не была любви к труду. Она была ленива, упряма.
Я высказала свои соображения матери. Она осталась недовольна. Согласно ее принципам воспитания, врач должен был приголубить Иру, назначить ей бром, ванны, еще какое нибудь средство, которое исправило бы результаты родительской беспомощности. Она не понимала, что никакие лекарства не могут заменить мер воспитания.
Ира осталась в девятом классе на второй год, а мать принесла в школу от другого врача справку о наличии нервного заболевания у ее дочери. Мать думала, что эта справка ее оправдает.
Мне, врачу психиатру, нельзя было оставаться безразличной к судьбе девочки. Созвонившись с директором школы – старой заслуженной учительницей, я объяснила ей причину моего беспокойства. Она приняла горячее участие в будущем Иры. Три раза вызывали родителей, наконец, они явились. Мать, видимо, не совсем довольная моим вмешательством в ее семейные дела, неохотно соглашалась с доводами. Отец оказался благоразумнее. Общими усилиями началось перевоспитание Иры. Отец часто звонил директору школы и мне, советовался. Все это привело к должному результату. Ира закончила школу с удовлетворительными отметками и, проявив интерес к стенографии, поступила на курсы.
Жизнь дополнит воспитание Иры. Возможно, у нее в конце концов выработается и сдержанность в характере, умение владеть собой, многое будет зависеть от среды, в которую она попадет.

* * *

Подобный случай произошел и у моих знакомых. В семье военнослужащего родился ребенок. Подвижный, веселый мальчик приводил родителей в восторг. Они сразу же начали предсказывать ему большое будущее. Им казалось, что у него особый слух и особая память.
Декламация стихов, пропетая песенка вызывали у родителей и знакомых, в том числе и у меня, восхищение. С шести лет родители «необыкновенного» ребенка старались не в меру развивать его ум. Мальчика определили в музыкальную школу имени Гнесиных.
Он никогда не играл со сверстниками, мало гулял и целые дни сидел за роялем. Ему постоянно внушали, что он не должен себя равнять с соседними ребятишками, что он – особенный и всегда должен об этом помнить.
«Сема играл в концерте». «Учительница уверяет, что Сема необыкновенно талантлив». «Вот идет наш будущий лауреат!» – говорили родители в присутствии мальчика.
Сема снисходительно улыбался, и на его лице появлялось выражение самоуверенности и превосходства над окружающими.
Сбиваясь буквально с ног, отказывая себе во многом, родители стремились оградить сына от малейшего трудового усилия, если оно не связано с музыкой. Сердобольная мамаша сама причесывала, одевала, кормила его, сама убирала по утрам его постель.
Так родители уродовали, калечили ребенка, делая из него индивидуалиста – барчука.
Родители относились к сыну, как к взрослому члену семьи, и он как равный принимал участие во всех семейных разговорах; в результате он начал дерзить и никак не мог понять разницы между собой и старшими. У него выявились новые черты характера: раздражительность и эгоизм.
Мальчика водили к докторам. Он глотал порошки, микстуры, ему делали внутривенные вливания глюкозы. Это не помогало. Он сделался бледным, физически слабым подростком. Стал безразличен и к музыке. Да и педагог сознался, что особых способностей у Семы нет. Одним словом, ничего путного из него не выходило. У мальчика с детства было сильное желание стать военным, наблюдалась склонность к военным играм. Мои знакомые несколько раз просили меня показать Сему профессорам – специалистам по детской психиатрии. Они рассказывали мне о симптомах его нервной болезни, просили лечить его гипнозом или сном. Я осмотрела мальчика и сказала, что это не поможет, объяснила, в чем суть его болезни, и посоветовала прежде всего применить простое средство – приучить «вундеркинда» убирать свою постель.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Соколова Анна Петровна. Эссе — Соколова Анна Петровна
  • Андросова Анна МихайловнаАндросова Анна Михайловна, Ибрагимова Ирина Петровна. Досуг «ЦИРК» 2 младшая группа
  • Дмитриева Анна Ивановна. Эссе 'Быть Воспитателем'
  • Ионова Светлана Петровна, Андреева Анна Аркадьевна. Выставка «Я и другие» или как сделать воспитание увлекательным.
  • Тудегешева Анна Петровна. Тематические картинки на тему весна.
  • Мартыненко Мария Викторовна Бондарь Анна Петровна. Варежковый театр как средство развития и обогащения театрального опыта детей
  • Первышова Анна Ивановна. Эссе. Моя педагогическая философия.
  • Голубева Валентина Петровна. Легенда о сотворении Богом воспитательницы
  • Сахарова Екатерина Петровна. «Почему нужно обучать детей пению с раннего возраста?»
  • Милованова Ольга Петровна. Эссе — Милованова Ольга Петровна
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Байдина Наталья Петровна. Современные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Притча «Под телегой»
  • Андросова Анна Михайловна, Ибрагимова Ирина Петровна. ПРЯМАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Семилетова Елена Петровна. Детский сад
  • Притча «О небесном»
  • Короткова Татьяна Петровна. Эссе Короткова Татьяна Петровна
  • Клевко Анна Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Анна Нестерова. Ослик и лиса - стихи детям
  • Яранова Анна. Поделки Жирафчик и Солнышко
  • Дубовец Эльвира Петровна. Детский проект «Секреты шкатулки»
  • Притча «Сила Улыбки»
  • Пилипенко Ольга Петровна. Консультация для родителей «Математика для дошкольников»
  • Кряжева Ольга Петровна. Музыкальная игротека для родителей «Слушаем тишину»
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Соколова Анна Петровна. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
  • Рычкова Светлана Петровна. Эссе — Рычкова Светлана Петровна
  • Абрамова Мария Петровна. Говорят, наши детки…
  • Анна. Авторские стихотворения про УРАЛ - Нестерова Анна Евгеньевна
  • Притча «Свет в ее окне»
  • Притча «Самое большое безумие»
  • Блаватская Елена Петровна. Ночные видения. Околдованная жизнь. Рассказ гусиного пера.
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Супружеские игры
  • Карда Анна Петровна, Безродная Наталья Викторовна. Конспект бинарной НОД в старшей группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА БЕЛЕНЬКИМ ЦВЕТОЧКОМ. ТРИЛЛИУМ КАМЧАТСКИЙ»
  • Притча «Найденные подковы»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Эссе «Моя профессия – воспитатель!»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Нужны ли наказания?'
  • Притча «Торговцы и проводник»
  • Власова Анна Викторовна. Наш мини-зоопарк
  • Коротченко Ирина Владимировна, Пастухова Анна Сергеевна. Статья из опыта работы «Есть у нас огород, там зелёный лук растёт…»
  • Притча «Он и Она»
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Обучение чтению по методике Н.Зайцева
  • Как избавится от невезения за один сеанс
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Смоленцева Наталья Петровна. Приключения у новогодней елочки
  • Мошкова Анастасия Петровна. Статья: «Что значит быть воспитателем детского сада?»
  • Кирьянова Ольга Петровна. Педагогический опыт на тему: «Леворукость у дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь