Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 26012

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Помощники обучаются и развиваются не только в процессе профессиональной подготовки, но и в процессе работы, если они умеют отражать собственный профессиональный опыт. Когда мы взаимодействуем с другими, мы в свою очередь подвергаемся воздействию с их стороны и изменяемся в конце взаимодействия по сравнению с тем, какими мы были вначале. Те люди, группы, сообщества и системы, с которыми мы взаимодействуем в процессе помощи, меняются (как бы ни были незначительны эти изменения), но эти изменения носят взаимный характер. Иногда этот опыт становится бесценным приобретением для самого помощника, что не уменьшает важность того факта, что помощнику всегда должна быть предоставлена возможность поддержки (со стороны коллег, супервизора), которой он может при необходимости воспользоваться. Он также должен развить в себе навыки заботиться о себе и уметь отказывать в помощи, если он видит в этом угрозу собственному состоянию. Все это объясняет тот контекст, в котором ряд теоретиков говорят о личностном развитии помощника как о главной цели помощи.

САМОУСИЛЕНИЕ ДРУГИХ
(помощь другим в их усилении самих себя)

Развитие осознавания (себя, других людей, окружающего мира)
Формулирование собственных целей
Формирование ценностей
Развитие навыков
Поиск и получение информации (о себе, о других людях, о мире)

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОМОГАЮЩЕГО

Развитие способности, уровня и диапазона навыков самоосознания
Мониторинг собственного самочувствия и развития
Использование своих умений и навыков для помощи другим в их развитии
Оказание и получение поддержки
Взаимодействие с индивидуумами и системами, приобретение опыта от этого, изменение их и собственные изменения под их воздействием

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЫХ МИКРО- и МАКРОСИСТЕМ

Рис. 10. Цели помощи (Scally, Hopson, 1979)

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных ИСХОДОВ или результатов:
— улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
— изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
— способность принять решение;
— способность осуществить принятое решение;
— подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
— получение поддержки;
— приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
— поиск и изучение альтернатив;
— получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
— развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
— получение информации;
— реагирование на действия других людей и ситуацию.
Каждая из пяти целей, приведенных в первой части рис. 9, взаимосвязана с другими четырьмя, хотя каждая оперирует различными сторонами психической жизни субъекта. ОСОЗНАВАНИЕ помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие ЦЕЛЕЙ позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения. ЦЕННОСТИ (они, на наш взгляд, являются ядром любых личностных изменений) определяют то, ради чего субъект осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивному, иллюзорному, а возможно, и к патологическому развитию личности. Ценность — это убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы; человек оберегает, поддерживает ее и делится ею с общественностью; поведение человека строится в соответствии с его ценностью и носит последовательный и настойчивый характер (Raths, Harmin, Simon, 1964). Человек, который строит свое поведение на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает во благо ЗДОРОВЫХ СИСТЕМ, его деятельность носит проактивный (proactive — направленный скорее на будущее, чем на прошлое) характер, он помогает другим людям увеличивать и использовать их потенциал. ИНФОРМАЦИЯ представляет собой материал, который субъект может использовать для осознавания себя и окружающего мира, а также для формирования собственных целей. Информация равноценна силе. Действительно, организации, сообщества и отдельные люди очень часто строят свою деятельность и безопасность на основе объема и источников информации, находящихся в их распоряжении. При этом нужно понимать, что информация — это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания ПОЛУЧАТЬ и как их ИСПОЛЬЗОВАТЬ. Эти действия, равно как и другие: осознавание, формирование целей и ценностей — требуют формирования НАВЫКОВ. Только навыки помогают реализовать наши ценности в поведении (мы можем верить, что мы сами ответственны за наше достоинство, но нам необходимо УМЕТЬ достигать того, что мы считаем достойной ситуацией).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Самость; Self; Selbst
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Инфляция; Inflation
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Адлер Альфред - Воспитание детей. Взаимодействие полов
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Эго; Ego; Ich
  • Невроз; Neurosis; Neurose
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Почему люди хронически лгут
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Медитация; Meditation
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Прист С. Теории сознания.
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Притча «Обычное сознание - это путь»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Юнг К. Г. Подход к бессознательному.
  • Эго; ego
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Финальный; Final
  • Кое-что об отношениях людей
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Чувство неполноценности; sense или feeling of inferiority



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь