Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 26009

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Чтобы быть настоящим Выигрывающим — выигрывающим не в смысле победы над кем-нибудь, а в смысле ответственности за жизнь — необходимо мужество. Необходима смелость, чтобы ощущать свободу, которая приходит с независимостью; смелость проявлять искренность, отстоять свою позицию в непопулярном деле, выбрать аутентичность, рискуя заслужить неодобрение, и выбирать ее снова и снова; смелость принимать ответственность за свои собственные решения и на деле быть совершенно неповторимой личностью, которой вы в действительности являетесь. Новые пути — это часто неопределенные пути, и, как подчеркивал Роберт Фрост: «Смелость — это человеческое качество, которое ценится более всего — смелость действовать на основе ограниченных знаний и недостаточной ясности. Этим обладает каждый из нас».
Путь личности не всегда является легким, тем не менее, если люди осознают свои «черты проигрывающих» и решают бороться с ними, они, вероятно, откроют, что наделены всем необходимым, для того, чтобы выигрывать.

Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Так же, как и в теории психотерапии, в теории консультирования не смолкают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эту дискуссию кратко можно обозначить следующим образом: консультировать, анализировать или обучать?
Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление, психологическое консультирование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни можно найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («early intervention» — работа с младенцем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование Г. Джекинса) (Jackins, 1965).
Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, настаивают, что эффективное консультирование является, по существу, обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увеличивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), например: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовывать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотношения», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, которые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффективное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Hopson, Scally, 1980).
Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь определенную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, несмотря на то, что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и могут варьироваться в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Крайне важно для помощника осознавать ценности, лежащие в основе его профессионального поведения, а также идеологическую и философскую подоплеку оказываемой им помощи. Л. Бреммер (Brammer, 1973) считает, что помощник при построении своей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой он отражает и перерабатывает свой собственный опыт, он начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникаций с людьми и характер своего воздействия на окружающих. Затем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как ОНИ осознавали свой личный опыт и использовали его для построения своих собственных теорий. И в завершении он объединяет первое и второе в свою собственную уникальную теорию. (Необходимо заметить, что эта последняя теория является не только теорией помощи другим, но и собственной теорией СЕБЯ).
Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи — когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Carkhuff, 1974). А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще — на чем автор принципиально настаивает — то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: «главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь» (Carkhuff, Berenson, 1976, р. 81). Для него помощь эквивалентна обучению (в чем его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в большей степени контролировать свою собственную жизнь.
Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:
а) вхождения в проблему,
б) классификации,
в) структурирования,
г) построения взаимоотношений,
д) исследования,
е) консолидации,
ж) планирования,
з) завершения.
Он также обнаружил семь кластеров навыков, важных для «понимания себя и других» (Brammer, 1973).
А. Ивей предложил модель, названную им «микроконсультирование»; ее особенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и затем практикование (Ivey, 1971). Н. Каган с соавторами (Kagan et. al., 1967) также разработал микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинговой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на которых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в процессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгана (Egan, 1975), в которой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает предварительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от помощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:
1. Реакции на запросы другого и исследование самого себя.
2. Интегративное понимание и динамическое (т. е. меняющееся и углубляющееся в ходе процесса) самопонимание.
3. Содействие в осуществлении целенаправленных действий и собственно действия. (Первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй — которую преследует клиент.)
4. Л. Лоугари и Т. Рипли (Loughary, Ripley, 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (рис. 8), которая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с профессиональными.


Рис. 9. Модель помощи, по Л. Лоугари и Т. Рипли (Loughary, Ripley, 1977).

Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии — это планы того, как использовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются: изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.
Модель М. Скалли и Б. Хопсона (Scally, Hopson, 1979) была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек. Авторы придерживаются также явно выраженной клиенто-центрированной ориентации и являются противниками узкого профессионализма (и даже лицензирования) в консультировании. Они считают, что существует три основные цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро- и макросистемы для функционирования индивидуумов (рис. 9). При этом они настаивают, что главной является вторая цель — личностное развитие помощника, так как видят здесь залог эффективности консультирования. Они не одиноки в этом мнении: ряд других авторов также подчеркивают, что помощник может помочь в той степени и обучить тому уровню осознавания себя и тем навыкам, которыми владеет он сам (Aspy, Roebuck, 1977). Помощникам необходимо осознавать и прояснять для себя свои собственные социальные, экономические, политические, нравственные и культурные ценности и быть способными идентифицировать и отделять их от ценностей своих клиентов. Дело в том, что помощники так же, как и другие люди, видят в окружающих отражения своих собственных черт — считают Скалли и Хопсон — поэтому для видения другого и понимания его необходимо видеть границу между образом себя и образом другого человека. Это обеспечивает более высокую вероятность адекватной направленности и в конечном итоге эффективности оказываемой помощи. Но для того чтобы быть в этом уверенным, помощнику необходимо постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Самоосознавание, которое служит принципиально важным профессиональным качеством помощника, является не РЕЗУЛЬТАТОМ (психотерапии, самоанализа и пр.) или стадией, которых нужно достичь, а ПРОЦЕССОМ, который должен иметь место в течение всей жизни человека. Осознавая этот постоянный процесс собственных изменений, мы таким образом обеспечиваем и некоторый контроль над направлениями нашей работы с людьми. Кроме того, самоосознание помощника позволяет ему яснее увидеть те свои навыки, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Чем больше диапазон различных навыков, которыми владеет помощник, тем большему числу различных людей он сможет помочь.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Самость; Self; Selbst
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Инфляция; Inflation
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Адлер Альфред - Воспитание детей. Взаимодействие полов
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Эго; Ego; Ich
  • Невроз; Neurosis; Neurose
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Почему люди хронически лгут
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Медитация; Meditation
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Прист С. Теории сознания.
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Притча «Обычное сознание - это путь»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Юнг К. Г. Подход к бессознательному.
  • Эго; ego
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Финальный; Final
  • Кое-что об отношениях людей
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Чувство неполноценности; sense или feeling of inferiority



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь