Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 26001

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Основателем «третьей силы» в психологии личности — гуманистической психологии — считается американский психолог А. Маслоу. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблемами личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивал, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся «объяснить до уничтожения» творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.
Маслоу свободно определяет самоактуализацию как полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, у которого ничего не отнято. Средний человек — это человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».
Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отьединенность и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; иистичность и опыт высших состояний; чувства сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различие средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры.
Эрих Фромм предложил психологический портрет человека будущего прогрессивного общества — Нового Человека. Его главная мысль заключается в том, что люди должны развивать и раскрывать лучшие стороны своего внутреннего мира и умение взаимодействовать с другими людьми.
Структура характера Нового Человека, по Фромму, включает:
готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть;
чувство безопасности, чувство идентичности (т. е. тождественности самому себе) и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности;
осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни, и что условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему, могут стать только полная независимость, отказ от вещизма:
ощущение себя на своем месте;
радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации;
любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание того, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво;
стремление умерить, насколько возможно, свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий;
жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны;
развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению;
всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни;
понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность;
понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и «порядком» как атрибутом безжизненности, смерти;
развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям;
стремление не обманывать других, но и не быть обманутым;
можно прослыть простодушным, но не наивным;
все более глубокое и всестороннее самопознание;
ощущение своего единения с жизнью, т. е. отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней;
свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой — развитие или разрушение, жизнь или смерть;
понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам.
В рамках близкого к идеям З. Фрейда и Э. Фромма направления в американской психологии, получившего название трансактный анализ (буквально «анализ взаимодействий»), была предложена более простая для понимания модель, описывающая возможные пути развития личности. Вообразите систему координат, где ось Х представляет собой весь диапазон отношения человека к самому себе: от «Я не О'К» до «Я — О'К» (от «я не в порядке, со мной что-то не так, мне плохо», до «я в порядке»). По оси Y располагается диапазон отношения к другому человеку или людям: от «Ты — не О'К» до «Ты — О'К». Тогда все многообразие жизненных позиций человека сводится в следующую схему (рис. 11).
Наиболее важным в этой модели является то, что позиция II (Я — О'К, а ты — не О'К) не является позицией победителя, выигрывающего, так же, как и позиции III и IV. Только позиция I: Я — О'К, ты — О'К, является позицией победителя, победитель — это тот, кто побеждает вместе с людьми, а не кого-то. Выигрывающий (победитель) и проигрывающий (побежденный) имеют определенные наборы поведенческих стереотипов, описанные в широко известной за рубежом книге М. Джейм и Д. Джонгуард «Рожденный побеждать».

Ты — не О'К
Позиция IV: Я-не О'К, ты О'К
Примеры: Я — проигрывающий среди выигрывающих. Я плохо думаю о себе. Я беспокоюсь о других. Я всегда подавляю себя. Я буду держаться на расстоянии. Жизнь течет вокруг меня. Я уйду от них Ты — О'К
Позиция I. Я — О'К, ты — О'К
Примеры: Мы все рождены быть среди выигрывающих. Я думаю хорошо о себе. Я думаю хорошо о других. Мне не нужно подавлять других. Я не хочу никого обижать. Я не защищаю себя от других стенами
Я — не О'К
Позиция III: Я — не О'К, ты — не О'К
Примеры: Многим плохо, а многим еще хуже. (Одни проигрывают больше, чем другие.) Я враждебен к другим. Я всех подавляю. Кажется, я всех обижаю. Я буду отбиваться от всех захватчиков. Кажется, я ничего не добьюсь Я — О'К
Позиция II: Я — О'К, ты — не О'К
Примеры: Я им покажу, кто победитель. Имея власть, я чувствую себя лучше. Я не верю никому. Я должен быть выше других. Я нанесу удар прежде, чем обидят меня. Я ударю каждого, кто приблизится. В конце концов кто-то настигнет меня. Я избавлюсь от них (от этого)

Рис. 8. Жизненные позиции человека

Выигрывающие

Выигрывающие (В.) имеют различные возможности. Для них самым важным в жизни является не успех, а аутентичность (возможность быть собой). Аутентичные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Ключ к жизни»
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Побороть страх и неуверенность
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «Об этом нельзя говорить прямо»
  • Наталья Николаевна Бец. Проект «Берегись бед, пока их нет»
  • Притча «Ключ и замок»
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Заговор на ключ на продажу
  • Хорни К. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • 10 признаков умных людей
  • Эрих Фром говорил…
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Почему люди хронически лгут
  • Говинда А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ФИЛОСОФИИ РАННЕГО БУДДИЗМА
  • Кое-что об отношениях людей
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Притча «Ответ на вопрос»
  • Тип; Туре
  • О чем говорит рукопожатие? Различные виды рукопожатий и их значение
  • Редактор. Решаем задачу - учимся логике
  • Притча «Каков же ответ?»
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Анкета на выявление агрессивности ребёнка
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Психология успеха
  • Самко Татьяна Евгеньевна. Проект — презентация 'Подвижные игры разных народов'
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Гадание по дате рождения
  • Анальный характер; Anal character; Anal Charakter
  • Как стать счастливым человеком
  • Как стать счастливым человеком
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • К чему снятся ключи
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Притча «Мастерство владения настроением»
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Хорни К. Невротическаличность нашего времени.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Самость; Self; Selbst
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь