Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».

Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».

Занятия по ручному труду в старшем дошкольном возрасте, приобретает особую важность, так как в данный период начинаются решаться задачи подготовки детей к школьному обучению. Ручной труд позволяет развивать еще не достаточно хорошо сформировавшиеся функциональные возможности мелкой моторики, в частности подготовку руки к овладению навыками письма. Индивидуальные особенности ребенка в процессе ручного труда в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков в реализации творческой деятельности, интерес к выполняемой деятельности, а также в игре, на занятиях.

 

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе ручного труда педагогу необходимо знать практические умения и навыки каждого ребенка, чтобы подобрать наиболее оптимальную форму выполнения ребенком поставленной задачи. В индивидуальном подходе при организации ручного труда нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как положительный пример для других, создается ситуация успешности.

Дополнительная образовательная программа по шитью мягкой игрушки «Забавная игрушка» разработана с учетом современных педагогических технологий:

  • технологии развивающего обучения, заключающиеся в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности воспитанников и их реализацию;
  • здоровье сберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников (правильная организация занятия, использование различных каналов восприятия информации, учет зоны работоспособности старших дошкольников);
  • групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
  • игровые технологии, дающие возможность повысить интерес воспитанников к занятиям, позволяющие усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, помогающие детям в процессе игры научиться принимать решения).

Каждое занятие проводится по определенному алгоритму:

  1. Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
  2. Упражнения на зрительно-моторную координацию. Развитие тактильных ощущений.
  3. Освоения техники изготовления поделки.
  4. Физическая минутка.
  5. Самостоятельная деятельность детей. Создание собственного замысла. Проявление самостоятельности и инициативы в творческой работе.
  6. Эстетическое восприятие творческой работы. Анализ творческих работ.

На занятиях используются следующие методы и приемы обучения:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций, показ ручных швов, показ приемов сшивание деталей, пришивание фурнитуры.

Игровой: обыгрывание сюжета, создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей.

Проблемный: познавательно-исследовательская деятельность, проблемный диалог, проблемная беседа, эвристическая беседа, анализ образца.

Словесные: словесный беседа, рассказ, объяснения, пояснения.

Практические: повторение, выполнение по образцу, применение ручных швов, пришивание фурнитуры, игровые упражнения, экспонирование (фото и видео выставки работ), пальчиковая гимнастика.

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).

На протяжении всего цикла занятий присутствуют герои «Ниткин и Иголкин», это вымышленные персонажи, которые знакомят детей с миром шитья мягких игрушек. С героями, дети путешествуют в «Мир пуговиц», «Магазин тканей», «Магазин швейных принадлежностей», узнают о истории возникновения мягкой игрушки, проводят исследовательскую деятельность (по выявлению свойств тканей, пуговиц и т.д.). На занятиях «Забавная игрушка», используются мнемотаблицы (для составления сказок и рассказов, связанных с шитьём) для развития речи, для закрепления новых слов.

Последовательность обучения детей шитью, происходит от простого к сложному. Сначала дети учатся вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, затем знакомятся с простым швом вперёд иголка, назад иголка, выполняя стежки на ткани, вырезанной в виде какого-то животного или другого знакомого детям персонажа, пришивание пуговиц, разной конфигурации. Затем осваивают шов петельный и через край.

Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Занимаясь разными видами ручного труда, дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду, Формируются навыки учебной деятельности: умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда, способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика.

Гумберг Анастасия Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ №50, г.Томск

Список литературы

  1. Довгаль-Симович, М. А. Текстильные игрушки / М. А. Довгаль-Симович. – Москва: Хоббитека, 2019. – 192 с.
  2. Зайцева, И. Г. Мягкая игрушка / И. Г. Зайцева. – Москва: МСП, 2010. – 105 с.
  3. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / под редакцией О. В. Дыбиной. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 90 с.
  4. Майборода, Н. А. Ручной труд в детском саду / Н. А. Майборода. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 — С. 785 – 787. — URL: moluch. ru (дата обращения: 10. 05. 2020).
  5. Неверович, Я. З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Психология личности. – 1986. – № 7. – С. 47 – 50.
  6. Путятина, Е. Б. Шьем мягкие игрушки / Е. Б. Путятина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 140 с.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». – Москва, 2014.
Просмотров: 863
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Редактор. Вязаные игрушки как возможность для творческой самореализации
  • Ковригина Светлана Николаевна. Организованная образовательная деятельность ручной труд «Новогодняя афиша» подготовительная к школе группа
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бобкова М.В, Елизарова Н.Г. Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации и ручного труда на 2017-2018 учебный год
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Самойлова Светлана Владимировна. КОНСТРУКТОР LEGO КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ
  • Синявина Людмила Михайловна. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью. Тема: « Формирование игровых умений в процессе театрализованных игр».
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Козловская Наталья Васильевна. Игровые приемы для развития творческой самостоятельной деятельности детей.
  • Хаметова Алсу Мяжитовна. Проект на тему: «Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной труд»
  • Эмма Юрьевна Гамаева. Блок 'Ручной труд' Занятие 'Пчелка с сюрпризом'
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Ястребова Надежда Валентиновна. Развитие творческой деятельности детей в процессе конструирования из строительного материала.
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Лукина Ольга Валерьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (РУЧНОЙ ТРУД) С ДЕТЬМИ С ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь