Красильникова Светлана Владимировна. «Новосибирск – память о прошлом, для будущего»

«Новосибирск – память о прошлом, для будущего»

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к

Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.

Симонович — организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

 

В нашем детском саду разработана программа по краеведению «Мой край родной» для всех категорий воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет с учетом потребностей самих воспитанников, их родителей, современных тенденций и требований к образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Она рассчитана на четыре учебных года.

Осуществляется в доступной для дошкольников форме «от простого к сложному». В младшем возрасте дети знакомятся с детским садом и Кировским районом. В среднем идет повторение изученного и добавляется изучение нового – знакомим воспитанников с городом Новосибирском. В старшем возрасте добавляем знакомство с Новосибирской областью; в подготовительной группе — Сибирский Федеральный округ. 

Как донести до ребенка дошкольного возраста информацию о родном крае, его истории, природе, ведь детям еще трудно себе представить, что такое район, город, область? На мой взгляд, приобщая ребенка к основам краеведения, в первую очередь необходимо создать условия для повышения познавательной активности, заинтересовать его.

С этой целью мы организуем проектную деятельность. Например, в младшей группе проекты «Мое имя», «Мама, папа, я – дружная семья». В средней группе — «Мой родной район», природоохранная акция «Покормим птиц зимой. В старшей – проект «Мой город Новосибирск», природоохранная акция «Не руби елочку!», а в подготовительной к школе группе – «Наш округ» и другие.

Также совершенствуем развивающую предметно-пространственную среду.

В нашем детском саду создан свой музей «Быт и культура наших предков», в котором функционируют сменные экспозиции. В нашем музее собраны многочисленные экспонаты, отражающие основные моменты организации быта в прошлом. Все экспонаты предоставили нам в дар родители воспитанников.

Не обошлись мы без помощи родителей и в создании центров краеведения и русского народного творчества. В отличие от музея детского сада, здесь дети могут не только рассматривать, но и играть выставленными в нем предметами, игрушками.

Кроме того, у нас налажено сотрудничество с Новосибирским областным колледжем культуры и искусств с отделением декоративно-прикладного искусства. Студенты данного отделения приходят к нам в гости со своими работами и не только организуют выставку, но еще и рассказывают детям о различных народных промыслах, народном творчестве.

В организации и проведении русских народных праздников также сотрудничаем с Новосибирским областным колледжем культуры и искусств, но уже с фольклорно-этнографическим отделением.

Мы организуем экскурсии для воспитанников в музеи города Новосибирска, зоопарк, другие организации, но не только с выездами за территорию детского сада, но и дистанционно, онлайн. Например, онлайн музей города Новосибирска – уникальный, совместный проект Музея города Новосибирска и Городского центра информатизации «Эгида».

Территория ДОУ является отдельным элементом развивающей предметно-пространственной среды, важнейшим условием реализации системы экологического образования дошкольников, соответствующая требованиям ФГОС ДО. Территория детского сада используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов. Экологическая тропа, парковая зона отдыха, огород, зоны леса и луга, земляничная полянка, родник, и другие объекты созданы для непосредственного общения детей с миром природы, накопления положительного опыта эмоциональночувственного восприятия природы.

Созданная экологическая тропа включает в себя:

  • «Пасеку»
  • «Лесные домики»
  • «Красная книга Новосибирской области».

Благодаря этому участку воспитанники знакомятся с представителями животного и растительного мира, находящимися на грани исчезновения. Здесь представлены речной бобр, черный аист, венерин башмачок и другие.

Заинтересованность детей повышается, когда они узнают информацию не только от воспитателей, но и различных героев, приходящих в гости:

медведь, Лето, хозяюшка, Незнайка и др. Поэтому, проводя недели экологии, педагоги объединяются в творческие группы и разрабатывают сценарии для разных возрастных категорий детей.

К работе по повышению познавательной активности дошкольников мы привлекаем и родителей, стремимся повысить их мотивацию, расширить знания родителей по краеведению, вызвать осознание значимости и чувство ответственности за будущее детей. Выстраивая взаимоотношения, мы используем широкий спектр форм сотрудничества с родителями: совместные акции, проекты, конкурсы и выставки, тематические праздники и развлечения, организуем выпуск газет и журналов. Большой интерес проявляют родители к внутрисадовскому журналу «Ласточкино гнездышко» и внутригрупповой газете «Золотой ключик».

Благодаря проводимой работе по краеведению, у воспитанников активизируется интерес к родному краю, его природе, истории. Дети с интересом и удовольствием участвуют в мероприятиях, организуемых в детском саду, развлечениях, акциях, конкурсах и демонстрируют свои знания и умения.

У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть высказывание: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории. 

Прошлому и настоящему, ко всему человечеству», — мы, педагоги, должны создать все необходимые условия для этого. 

Просмотров: 336
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Соколова Наталья Владимировна. Статьи для стенда о работе детского сада 'Лето в детском саду!'
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Талалаева Ольга Викторовна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие Тема: «Люблю тебя- мой край родной» для детей подготовительной к школе группы
  • Катерина Любовь Валентиновна. План-конспект комплексного занятия 'В гости к нам пришла Матрешка' для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, совместно с родителями.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мой край родной» для детей старшей группы
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Консультация для родителей «Как привить детям любовь к родному краю Кубани?»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Попова Елена Николаевна. Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Якутия – мой край родной»
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Тимакова О.В., Филиппова И.П., Маенкова О. А.. Методическое пособие для центра исследовательской и познавательной деятельности 'Мой край родной – люблю тебя я сердцем и душой'
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Исайчева Надежда Яковлевна Кирбитова Любовь Георгиевна. Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
  • Ильина Лилия Наримановна, Астафьева Любовь Владимировна. Сценарий музыкально-спортивного развлечения в детском саду ко Дню Матери для детей старшего дошкольного возраста.
  • Лакеева Оксана Александровна, Широбокова Татьяна Борисовна, Шапеева Светлана Вадимовна. Совместный проект воспитателей, родителей и воспитанников подготовительной группы «МОЯ МАМА ЛУЧШЕ ВСЕХ!»
  • Наталья Сураева-Королева. Тематическое занятие «Горжусь тобой, мой край родной!» для детей старшего дошкольного возраста
  • Чернякова Ольга Вячеславовна. Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Василенко Светлана Борисовна. Перечень инструкций по охране труда для воспитанников детского сада
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Приходько Елена Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы детского сада «Герои народных сказок»
  • Овсянникова Марина Викторовна. Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Мой город родной».
  • Мокрова Любовь Васильевна. Экологический проект в младшей группе «Лето – это маленькая жизнь» (для детей 3-4 лет)
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Селяева Ирина Михайловна. Конспект совместной образовательной деятельности для воспитанников детского сада в зимний период на прогулке. Развлечение «Новогоднее приключение»
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь