|
Коломицкий А. Голая правда об Аниме, или Как нами манипулируютКатегория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 8490
Автор: Коломицкий А.
Название: Голая правда об Аниме, или Как нами манипулируют Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Скажи, какие фильмы ты смотришь, и я скажу, кто ты.
Андрей Коломицкий. Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют. Издание второе, исправленное и дополненное. - Краснодарский край, 2010 г. - 40 с. Автор попытался с психологической точки зрения рассмотреть принципы, заложенные в аниме, и объяснить, на чем основана всенародная любовь к японским анимационным фильмам. Copyright © Андрей Коломицкий Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют 3 Л ОТ АВТОРА ^ Данная работа - попытка на основе психологического анализа объяснить, почему японские анимационные фильмы так популярны во всем мире и на чем эта любовь основана. Опреде- [^j лить природу этой всенародной любви и степень влияния на массовое сознание. Автор ни в коем случае не стремился к тенденциозности и уж тем более не ставил перед собой цель кого- то оскорбить. Речь пойдет именно о психологических приемах, к которым часто прибегают японские художники. Моя цель - показать эти приемы и объяснить, как, по какому принципу они работают. Мы должны понимать, что в самих методах нет ниче- ppj го противоестественного, все дело в особенностях нашей психофизиологии. Но главное, о чем не должен забывать зритель - QJ о причине и результате такого воздействия. Что создатели вкладывают в свои творения, сознательно или неосознанно - это уже морально-этическая сторона вопроса, в которую мы не будем углубляться. Имеющаяся в материале критика касается тех фильмов и жанров, которые содержат примеры «нижепоясных» трюков. Речь пойдет о так называемом фансервисе. Я не намерен критиковать аниме в целом. Все понимают, что любое явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В первом издании четкого разграничения сделано не U было, из-за чего многим показалось, будто автор заклеймил все фильмы без исключения. В связи с этим считаю необходимым уточнить: мы будем рассматривать фансервис и нежелательные элементы. Искать истоки популярности аниме и разбирать часто используемые психологические техники. j-^ Резонанс, вызванный первым изданием «Правды об аниме», лишний раз свидетельствует об актуальности проблемы. Он QJ получился во многом эмоциональным, из-за чего для него характерна некоторая категоричность в оценках и наличие ошибок. Второе издание дает возможность учесть некоторые замечания, которые показались мне справедливыми. Скорей всего, это не последний вариант. Третье издание, если оно будет написано, станет более «научным» и более «комплексным», как того хотели бы видеть некоторые анонимные критики. га 7к п! У Й 4 г ■ !■ Й п * я Андрей Коломицкий «Я покажу вам, как вся направленность вашего предыдущего образования и все привычное ваше мышление будут неизбежно делать вас противниками психоанализа, и сколько нужно будет вам преодолеть, чтобы совладать с этим инстинктивным сопротивлением». Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. 1. АНИМЕ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ. НАЧАЛО БРОЖЕНИЯ П г* Я Й Я л □ в 7к И U га На вопрос, почему аниме прижилось в России, есть два ответа. Две причины. Одна из них лежит в общественно-культурной плоскости, другая имеет сугубо психологический фактор. Мы не будем долго останавливаться на общественной подоплеке явления. Скажем так: если бы аниме как культура родилась в России, у нее не было бы столько фанатов. Немаловажное значение имеет происхождение. В Японии манга, аниме - это целый культурный пласт. И там все это тоже пользуется большим спросом. Но они хотя бы любят свое, доморощенное. А что в этом находим мы? Аниме в какой-то степени заполняет вакуум, образовавшийся в российском культурном пространстве. Можно долго спорить о наличии, отсутствии либо качестве современной российской массовой культуры. Но нельзя забывать, что она во многом представляет собой слепок американской. Причем не самый удачный. Мы копируем их молодежные комедии, ситко- мы, телешоу, причем выбор, как правило, останавливаем не на самых лучших вариантах. Хотя в тех же США производят неплохие сериалы для массового зрителя, которые остаются незамеченными нашими кинопроизводителями, снимают хорошие фильмы, которые не доходят до широкой российской аудитории, получая ярлык «неформата». Почему так происходит? Процесс во многом закономерный. Попробуем разобраться. Сегодня Россия претерпевает культурную экспансию двух крупных держав - США и Японии. Однако если американский образ жизни и американские стандарты уже уверенно прижи Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют 5 лись на почве российской действительности, то японская культура - явление пока новое. Здесь можно, конечно, вспомнить, что на протяжении всей истории мы испытывали на себе влияние Запада с одной стороны, и с другой - Востока, а также говорить о некой евразийской цельности. Можно приводить в качестве примера волну «онемечивания» и «офранцузивания» в царские времена, которая, благополучно отхлынув, оставила в российском обиходе множество иностранных терминов и слов - и на этом чуждое нашему менталитету инородное влияние закончилось. Все это справедливо. Но не применительно к сегодняшнему времени. Ступив на капиталистический путь развития, Россия влилась в общее экономическое пространство мирового общества потребления. Российский обыватель, воспитанный на советской системе ценностей, почувствовал это по рекламе на телевидении. В тот момент в нем зрело четкое внутреннее понимание: в стране начинается новая эпоха. Сегодня мы все живем в эту эпоху, и многие не представляют себе, что может быть как- то иначе. Да, потребление - естественная эволюционная стадия развития и одна из черт современного общества. По К. Марксу, «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Процесс хоть и закономерный, но в нем много неорганичного. Еще в конце 60-х годов прошлого века французский социолог Жан Бодрийяр подметил, что «обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа». Бодрийяр рассматривает не столько потребности «естественные», сколько именно те, благодаря которым мы и делаемся людьми. И эти потребности имеют природу социальную. Собственно, они присущи не нам, а обществу, которое нам властно, и порою исподтишка, навязывает их. Следует учитывать и другое: общество потребления - лакмусовая бумажка глобализационных процессов планетарного масштаба, мировая господствующая идея, ведущая к планомерному созданию унитарного социума с унифицированной системой ценностей, в котором постепенно стираются геополитические границы и размывается культурная самобытность народов. Глобализа- К к н к то U га н ы п п U п! ГЙ г 6 Андрей Коломицкий ция - амбивалентный процесс, имеющий как позитивные, так и негативные последствия. Сегодня можно наблюдать, как процесс потребления стягивает общество в некую хаотичную культурную смесь, в которой, по выражению Ф. Джеймисона, «провести границу между высоким искусством и коммерческими формами стало все труднее и труднее». «Если подняться над планом бытия, то мы увидим, что этому обществу требуется человек эмоциональный, причем его эмоциональность должна преобладать над разумностью. Намного проще продать что-либо человеку, руководствующемуся в первую очередь эмоциями, а не разумом... Поэтому общество потребления культивирует эмоциональность, взращивает ее на любой пригодной для этого почве. Делается это по большей части опосредованно, через потребление «культурного продукта»: литературы, музыки, живописи, фильмов и сериалов, а также через материалы, даваемые в СМИ. Какая литература ^ пользуется наибольшим спросом? Сентиментальные и любовные романы, детективы и книги в стиле «экшн» с лихо закрученным сюжетом, держащие читателя в постоянном эмоциональном напряжении и дающие сильную эмоциональную разрядку в финале. Фильмы? То же самое» (Д. Захаров. Идеальный по- •р^ требитель). «На основе общества потребления сформирован американский образ жизни, который стал доходной статьёй экспорта во все страны глобального «человейника». Центральная идея - реализация американской мечты: дом, машина. Голливуд - фабрика грёз, комиксы, массовая культура (китч), отличный растворитель обычаев, традиционных устоев и разжижатель мозговой массы» (udcl.ru. Общество потребления). Массовая культура - топливо для двигателя такого общества. Смысл термина «потребление» предполагает, по Бодрий- яру, потребление знаков и символов, а не просто вещей и материальных объектов. Потребителю важно чувство приобщения к чему-либо, когда удовлетворение приносит сам процесс достижения, а не вещь, которую получаешь в итоге. Общество потребления породило понятие негласного стандарта. Эта стандартизация затронула все сферы жизни. Основным критерием ее служат поточное производство, значительно Г ■ !■ Й я п г* Й Я в U га Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют 7 сокращающее сроки изготовления, и удешевление себестоимости продукта. Причем удешевление любыми доступными средствами. Двадцать первый век - эпоха суррогатов и полуфабрикатов. Причем это коснулось, как можно заметить, не только пищевой отрасли. Современное общество подразумевает экспорт Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|