Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель: ГБОУ Школа 1080 Дошкольное Отделение-2 Сираченко Светлена Николаевна

Введение

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

  • Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения;
  • Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
  • Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.;
  • Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Скачать конспект

Игра «Исключение лишнего слова»

  • Цель: Научить классификации по свойствам.
  • Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём-то сходные предметы, а одно слово лишнее, не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше

признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов, и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Игра «Поиск аналогов»

  • Цель: Умение выделять свойства, классифицировать по признакам.
  • Взрослый называет какой-либо предмет или явление, например, «вертолёт». Детям необходимо произнести как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того с

учётом какого свойства заданного предмета они подбирались.

Например, могут быть названы «птица» и «бабочка» (летают и садятся), «автобус» и «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолёт» (важные детали

вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

Игра «Ассоциации»

  • Цель: Развитие ассоциативного мышления.
  • Ведущий перекидывает мяч в кругу (произвольно) и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому мяч перекинули, называет словоассоциацию к сказанному предыдущим участником. Может быть задана тема для ассоциаций – чувства, части тела, проблемы, приятные вещи. Игра может быть неплохим переходом от одной темы к другой.

Игра «Не может быть»

  • Цель: Развитие воображения.
  • Любой из детей называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!».

Игра «Что было бы, если

бы…»

  • Цель: Развитие воображения, умение находить решения для сложных ситуаций. * Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие

должны найти наиболее возможные решения.

Игра «Как разместить стулья»

  • Цель: Развитие пространственного воображения.
  • Детям предлагается разместить десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырёх стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковое их число (два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относиться сразу к двум стенам.)

Игра «Поставь пальчик»

  • Цель: Развитие целенаправленного внимания.
  • Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет воспитатель.

Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Игра «Отзовись, не зевай!»

  • Цель: Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.
  • Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на

картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться.

Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые.

Затем игру продолжают другие дети.

Игра «Слушаем и хлопаем»

  • Цель: развитие избирательности внимания.
  • Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного.

Игра «К какому произведению рисунок?»

  • Цель: повторение прочитанных произведений.
  • Взрослый демонстрирует 2-3 рисункаиллюстрации к прочитанным произведениям. Дети должны определить, к какому произведению относится каждый рисунок, и

рассказать содержание изображённого эпизода.

Игра «Потерянная строка»

  • Цель: Проверка того, как дети выучили наизусть стихотворения, повторение выученных стихотворений.
  • Взрослый пишет на доске три строки из трёх ранее выученных стихотворений. Необходимо сказать из какого стихотворения каждая строка.

Игра «Да, нет»

  • Цель: Научить детей правильно соотносить события или предметы и их признаки.
  • Взрослый записывает на доске (или говорит устно) название времени года, к примеру, «Зима». У каждого ребенка имеется по две карточки с названиями

«да», «нет». Взрослый записывает под названием «Зима» (или говорит устно) признаки различных времён года. А дети каждый раз определяют, относится ли или

не относится данный признак к зиме, поднимая соответствующую карточку. Игру можно использовать с привлечением другого материала: определить, к какому

времени года относится месяц ( «Апрель – это весенний месяц?», «Август – осенний месяц?»); определить, кто написал то или иное произведение и т. д.

Игра «Весёлый Петрушка»

  • Цель: Выработать отношение к звуку как значимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.
  • Дети сидят на стульях в ряд. Взрослый говорит, что сейчас к детям придёт весёлый петрушка. Он будет ударять в бубен (играть на гармошке, дудочке и др.). Как только прозвучат звуки, надо быстро повернуться (не раньше). Взрослый становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись,

могли увидеть петрушку. Взрослый ударяет в бубен и быстро достаёт из-за спины петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими

инструментами.

Просмотров: 471
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Аношина Марина Николаевна. Исследовательский детско-взрослый проект «Как быстро сделать лёд не скользким?»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Светличнова Галина Анатольевна. Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста 'Кто больше заметит небылиц'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Кривошеина Ольга Викторовна. Дидактическая игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Кто в домике живет?»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей дошкольного возраста «Подбери картинку к букве»
  • Инкеева Валентина Романовна. «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Гуреева Ирина Юрьевна. Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста 'Кто где живет?'
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Кузяшина Светлана Петровна. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Светлана Гоцуляк. Презентация 'Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста'
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Мирончук Наталья Николаевна. «Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
  • Тихомирова Екатерина Сергеевна. Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  • Каримова Татьяна Ивановна. Стендовый доклад на тему: «Дидактическая игра как средство закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о еврейской национальной культуре»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь