Чурсина Мария Павловна, Грибанова Елена Азгердовна. Проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют».

Проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют».

Авторы проекта:

  • учитель-логопед ДО ГБОУ Школа №705 Чурсина Мария Павловна
  • воспитатель ДО ГБОУ Школа №705 Грибанова Елена Азгердовна

Аннотация. Статья посвящена описанию проекта по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках с использованием мультимедийных технологий «Дебют». Создание данного проекта было обусловлено особыми образовательными потребностями воспитанников компенсирующей группы. Данный проект способствовал социализации и постепенному формированию активной жизненной позиции детей с ОВЗ путём их систематического посильного участия в создании серии видео-презентаций.

 

Скачать конспект

Ключевые слова. Педагогический проект, дети с ОВЗ, участие в утренниках, видео-презентации, демонстрация результатов работы.

В последнее время проблемы обеспечения всевозможных условий успешной социализации и адаптации к социуму воспитанников компенсирующей группы определены в качестве наиболее важных и актуальных в работе коллектива дошкольного отделения ГБОУ Школа №705 г. Москвы.

Особое место в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ занимают праздники. Положительный эмоциональный фон праздников и досугов дает возможность наиболее эффективно решать задачи социализации воспитанников с ОВЗ. Участие дошкольников в праздниках — это универсальное средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, развития речевых компетенций, возможность обогащения новыми впечатлениями.

Как известно, выступления воспитанников на утренниках – это демонстрация результатов целой команды педагогов (воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога психолога, музыкального руководителя и др.).

Раннее, неправильно выстроенные сценарии утренников, не учитывающие индивидуальные личностные особенности и возможности детей, сводились к опоре на «сильную» подгруппу воспитанников, в то время как большая часть детей была «фоном» их выступления.

Главные проблемы большинства детей, не принимающих участие в утренниках, по нашему мнению, состоят:

  • в трудностях организации своего поведения в эмоционально и сенсорно насыщенной ситуации утренника (воспитанники, обучающиеся по АООП для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

- в невозможности переноса полученных навыков в новую среду (воспитанники, обучающиеся по АООП для детей с умственной отсталостью (УО) и сложной структурой дефекта (ССД)).

В начале 2018-2019 учебного года перед педагогами нашего образовательного учреждения встали задачи помощи воспитанникам компенсирующей группы в освоении, применении и осуществлении переноса усвоенных социальных и речевых навыков в новую среду, демонстрации своих личностных достижений на утренниках, так как большинство воспитанников группы принимали во всех массовых мероприятиях пассивное участие.

С этой целью коллективом, осуществляющим сопровождение данной группы воспитанников, был разработан проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют». Наш проект выстроен в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством организации в образовательном процессе доступной каждому ребёнку деятельности с использованием современных компьютерных технологий.

К каждому празднику педагогами дошкольного отделения были разработаны сценарии видео-презентаций, активное участие в которых принимали абсолютно все дети.

В проекте видео-презентаций достижений воспитанников приняли участие 12 детей с ОВЗ, посещающих старшую группу компенсирующей направленности.

Все дети имеют заключения ЦПМПК, согласно которым обучаются по адаптированным программам для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллекта, сложной структурой дефекта.

Распределение детей с ОВЗ по группам с учетом нозологий и уровням речевого развития представлены на рисунках 1,2.

Почти все воспитанники имели поведенческие трудности, в той или иной степени препятствующие их участию в утренниках.

Цель проекта: достижение максимальной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечение их участия в утренниках, максимальной демонстрации их результатов.

Задачи проекта:

  • Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс;
  • Повышение уровня социальной и речевой активности, активной жизненной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс.

Составление сценариев осуществлялось совместно воспитателями группы, учителем — дефектологом, учителем – логопедом, педагогом психологом и музыкальным работником. С родителями согласовывалось участие каждого ребёнка в видеоролике. План реализации проекта представлен в таблице 1.

\\\\

При составлении сценариев видео-презентаций учитывались индивидуальные возможности каждого воспитанника: так, неговорящие дети участвовали в коротких инсценировках, произносили короткие двустишия и фразы сопряженно и отраженно с логопедом, а говорящие воспитанники с нарушениями поведения и РАС рассказывали стихи.

Демонстрации презентаций проводились в присутствии воспитанников, многие из которых, увидев положительное отношение публики к своему появлению на экране, проявили инициативу и выступили очно. К концу учебного года более 50% воспитанников преодолели свои страхи и трудности и принимали активное участие в праздниках, получая удовольствие от реакции зрителей. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 Рост активности детей на праздниках в 2018-2019 уч. г.

Таким образом, проект «Дебют» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных технических средств.

Предлагаю Вам ознакомиться со сценарием видео-презентации «Новости», предшествующей утреннику, посвященному 8 марта.

Сценарий видео-презентации «Новости».

Заставка из программы новости.

Ведущая (воспитатель): Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире новости «7. 0. 5» (за спиной ведущей расположены часы, показывающие время 7.05). Этот выпуск посвящен подготовке к празднику 8 марта.

Наша подготовка проходила в 4 этапа:

1 этап: физическая подготовка. На связи у нас воспитатель по ФИЗО (попытки связаться по телефону).

К техническим причинам связь невозможна. Предлагаю Вам посмотреть видеоролик без комментариев.

Демонстрация видеоролика с досуга по физической культуре. Участвуют все воспитанники с родителями.

Ведущий: 2 этап — психологический.

Педагог-психолог: В преддверии такого важного события как мамин праздник – 8 марта, актуальные направления работы – это снятие эмоционального стресса и напряжения у детей с помощью игровой и песочной терапии. Смотрим ролик.

На видео фрагмент индивидуального занятия с ребенком с РАС.

Ведущий: 3 этап-интеллектуальный.

На связи учителя дефектолог и логопед.

Видео-фрагмент артикуляционной разминки учителей, «не замечающих» что их снимают.

Ведущий (с улыбкой): Алло, Вы в эфире.

Специалисты: Мы активно готовимся к празднику. Мы развиваем внимание, память, мышление, конструируем из разного материала, развиваем артикуляционный аппарат и учимся произносить самые главные слова.

Видеофрагменты: артикуляционная гимнастика (ребёнок с РАС), Стих для мамы (ребёнок с РАС), цветочек для мамы конструирование (дети с У.О.), построчное сопряженное и отраженное проговаривание четверостишия воспитанниками с У.О. и ССД.

Ведущий: 4 этап — музыкальный. Предлагаю посмотреть видеоролик.

Видеофрагменты групповых занятий – участвуют все дети.

Вот и все новости. Спасибо за внимание. Всего Вам доброго.

Заставка новостей.

Список литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические

основы / Л.И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. -225 с.

2. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –

М.: Дрофа, 2007. – 213 с.

3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования// Управление ДОУ. 2006. — № 7.С 76–83.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64

5. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися сограниченными возможностями здоровья. Интернет публикация. (http: //pedsovet. su/publ/44-1-0-1334).

Просмотров: 258
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Мастяева Елена Викторовна. КОНСПЕКТ НОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
  • Бабинова Надежда Васильевна. Тематическое развлечение для воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 'Осенние приключения солнечного зайчика'
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Утнюхина Регина Юлиевна. «Работа с родителями как базовый инструмент социализации детей с ОВЗ»
  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Симонова Светлана Раисовна. Педагогическая статья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ».
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Масловская З. Н., Сенченко И.Н., Суркова Т.А.. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина. «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
  • Бадова Диана Ахсарбековна. Аутизм. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Шулакова Ольга Ивановна. Видео-презентация для детей старшей и подготовительной группы на тему: «Загадки о цветах»
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
  • Гончарова Ольга Игоревна. Конспект видео-занятия для детей старшей группы с применением ОТСМ-ТРВ-ТРИЗ технологии на тему «День Космонавтики»
  • Шишкова Елена Валерьевна. Коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Трудности дороги к знанию»
  • Большевых Елена Витальевна. Проект «Развитие у дошкольников познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов»
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Холенкова Светлана Николаевна. Мультипликация как средство развития связной речи детей с ОВЗ
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь