Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».

Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»

Закутаева Лидия Алексеевна Учитель-логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» г. Ковдор, Мурманская область

«Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Л.С. Выготский

 

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения является внедрение инклюзивной практики в содержание общего дошкольного образования.

На базе ДОУ организована работа логопункта, воспитанникам с ОВЗ предоставляется возможность получать образовательные услуги как в самом учреждении, так и на дому. Индивидуальные особенности развития таких детей препятствуют овладениюсредствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что определено ФГОС, как важнейшее интегративное качество.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, их речь становится скудной и безграмотной.

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Из многочисленных методов моей работы была выбрана театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада и обучения на дому. Главная цель таких занятий- это создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели можно выделить следующие задачи:

  • Стимулирование речевой деятельности
  • Формирование вербальных и невербальных способов общения
  • Формирование коммуникативной функции речи
  • Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность
  • Развитие познавательной деятельности
  • Вовлечение родителей и детей в совместную деятельность
  • Обучение родителей способам общения и взаимодействия с ребенком
  • Развитие эстетических способностей

Коррекционно-развивающая работа с детьми на дому начинается с изучения анамнестических данных, бесед с родителями и наблюдений за ребенком. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая моей работы с детьми на дому – это формирование и развитие речи.

Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении.

В своих занятиях использую различные виды театра: настольный театр (развитие связной речи и коммуникативных навыков), теневой (развитие зрительного анализатора и абстрактного мышления), пальчиковый и перчаточный (развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков), театр на ложках и театр кукол, театр для фланелеграфа (для развития внимания и обогащения словарного запаса), плоскостной (развитие диалогической речи, мышления), а также картинки и игрушки. В играх, с которыми дети оценивают сценки, ведут роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой.

Для создания положительного эмоционального фона, будь то занятия в дошкольном образовательном учреждении или на дому, использую элементы театрализованной деятельности:

  • Развитие мимики:
  1. Съешь кислый лимон- ребенок морщится.
  2. Рассердись на драчуна- ребенок сдвигает брови.
  3. Встреть друга- ребенок улыбается.
  4. Испугайся забияки- ребенок приподнимает брови, широко раскрывает глаза, приоткрывает рот.
  • Обучение жестам:
  1. Покажи высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.
  2. Покажи направления: там, вверх, вниз, вокруг.
  3. Покажи разных людей: я, ты, мы.
  • Развитие пантомимики:
  1. Расцвели, как цветы.
  2. Завяли, как сухая трава.
  3. Полетим, как птицы.
  4. Идет медведь по лесу.
  5. Крадется волк за зайцем.
  • Развитие речевого дыхания:
  1. Осенние листочки.
  2. Считай до пяти.
  3. Самолет.

Использование театрализованной деятельности в целях развития речи является очень эффективным средством обучения.

В процесс проигрывания сказок вовлекаются дети и родители воспитанников. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместная драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок- создало возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком. После проведенного занятия воспитанники остаются в образе героя из собственной сказки и продолжают играть совместно с родителями.

В результате проведенной работы у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Повысились и показатели эмоционально-образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Значимость данного направления работы можно подчеркнуть словами В. А. Сухомлинского: «театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству». Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессеэтого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Просмотров: 448
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Мария Викторовна Замятина. Развитие речи детей, через театрализованную деятельность.
  • Марина Ульяничева. Проект «Театральный кружок «Сказка». Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений.
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через моторную деятельность
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь