Ефименко Наталья Николаевна. Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия «Творческая мастерская» с детьми подготовительной к школе группы из цикла «Женские рукоделия».

Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия «Творческая мастерская» с детьми подготовительной к школе группы из цикла «Женские рукоделия».

Тема: «Ознакомление дошкольников с русскими рукоделиями»

Мероприятие проводится в мини — музее «Русская изба».

Цель: Обогащать представления воспитанников о видах русских народных рукоделий

Задачи:

  1. Познакомить детей с технологией изготовления «кукол-оберегов», вышиванием, вязанием крючком, традицией русских народных посиделок.
  2. Воспитывать уважение к труду народных мастериц; бережное отношение к подлинным предметам рукоделий.
  3. Приобщать дошкольников к музыкальному и игровому русскому народному фольклору.

Словарная работа:

Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, вязание, пяльцы, крючки, орнаменты, кружева, куклы-обереги.

 

Оборудование: в мини-музее «Русская изба» приготовлены лавки, три стола, мультимедийная установка, презентации со слайдами. Короб с принадлежностями для рукоделия: для вышивания – пяльцы, наперстки, иголки, цветные нитки, ножницы, игольницу для каждого ребенка, ткань постельных тонов, или канву; для вязания крючком — крючки для каждого ребенка, цветные шерстяные нитки; для изготовления тряпичных «кукол-оберегов» – тряпочки белые и цветные, нитки цветные, ленточки, готовые образцы кукол, готовые изделия с вышивкой: платочки, салфетки, полотенца, наволочки.

Примечание: швейно-вязальные принадлежности используются под обязательным присмотром взрослых и строгом соблюдении всех правил техники безопасности.

Ход занятия:

За столами в горнице сидят три мамы в русских народных костюмах: Ирина — рукодельница, Марина — вышивальщица, Настасья – затейница.

Ведущий педагог – Марья искусница.

Ведущая: — Добрый день, гости званые и желанные! Приглашаю я вас сегодня в настоящую русскую избу. Милости просим, проходите, располагайтесь. Я Марья – Искусница, все умею, все могу. Будем с вами, как много лет назад на Руси, когда не было телевизоров и компьютеров, с пользой время проводить, хорошо трудиться и весело отдыхать.

Ведущая: — Ребята, а как вы думаете, чем можно было заняться долгими вечерами?

Ответы детей: мастерить, рукодельничать, петь, танцевать, на музыкальных инструментах играть.

Ведущая: — Правильно ребята! В старину долгими, длинными вечерами женщины, девушки и девочки, занимались рукоделием, собирались у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, вышивали, друг друга мастерству обучали.

Ведущая: — Ребятушки, а как вы думаете, что это за слово такое «рукоделие»?

Ответы детей: то, что делали все руками

Ведущая: — Да ребята, «рукоделие» — это все то, что делалось руками человека. И я вас собрала всех сегодня неспроста, хочу познакомить со своими знатными мастерицами: Ириной — Рукодельницей, Мариной — Вышивальщицей, Настасьей — Затейницей, чтобы они о своих умениях вам поведали и обучили вас своему мастерству. Русский народ очень любил трудиться, и про то в пословицах и поговорках много говорится.

Ведущая: Есть в моей избе коробочка заветная. Я в нее самое дорогое и важное складываю. Может, угадаете, что я в ней храню?

Ответы детей: украшения, золото, сюрприз

Ведущая: — Сейчас открою свою коробочку и все вам поведаю (достает из коробочки пергамент) Вот что я тут храню – мудрость народную, веками сложенную. Хотите узнать, что тут написано? Ответы детей: да; конечно хотим; с нетерпением

Ведущая: Ну, слушайте внимательно и запоминайте.

-Красна птица опереньем, а человек – уменьем».

«Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт».

«Дело мастера боится».

«Торопливый дважды одно дело делает».

Ведущая: А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Дети вспоминают известные им пословицы и поговорки:

«Любишь кататься – люби и саночки возить»

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

«Делу — время, потехе — час»

«Сделал дело – гуляй смело».

«Семь раз отмерь – один раз отрежь».

«Терпение и труд, всё перетрут»

Ведущая: — Молодцы, ребята! Вот и мои подружки — умелицы своим трудом и терпением все трудности преодолевают, и настоящие чудеса творят руками своими. Давайте посмотрим, что они делают?

Подходит к столам, за которыми мамы рукодельничают.

Ирина — рукодельница под «тихую» р.н м. приговаривает;

Кружева в стрекозиных крыльях.

И в летящих сквозных облаках:

В паутине воздушной лесной,

И в небесной тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной.

Заплелась кружевами трава

Кружева, кружева, кружева.

Ведущая: — Ай да красота какая! (показывает кружевное изделие детям) Кружева прямо на глазах плетутся!

Иринушка: — Быстро слово сказывается, да не быстро дело делается. Я долго училась плести кружева. А теперь свою дочку Аннушку хочу этому научить.

Группа девочек исполняет р. н. п. «Было у матушки двенадцать дочерей»

Ведущая: А теперь мы про ваши чудеса кружевную сказку сказывать будем, а вас помочь попросим все нам показать. Иринушка: — Сказка эта необычная, созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который называется «крючок» и его помощник — клубок ниток. Раньше крючок изготавливали из прямой палочки, но она очень быстро ломалась (в руках тонкая палочка, которую она легко ломает). Ребята скажите, почему мой крючок сломался?

Ответы детей: (потому, что палочка тонкая; непрочная)

Иринушка: — Правильно, молодцы! Чтобы он был более прочным, люди стали его изготавливать из кости животного. Ведущая; — Ребята, а из чего сейчас делают крючки?

Ответы детей: (из железа, пластмассы.)

Иринушка: — Да ребятки! Когда люди научились изготавливать металл, крючки стали делать металлическими, а впоследствии ещё и пластмассовыми. На конце крючка, находится головка с бродкой. Если вязать толстым крючком с тонкими нитями, то изделие получиться более ажурным, легким, воздушным. Рукодельницы сами придумывали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп.

Демонстрация слайд-шоу с изображением кружевных изделий

Ведущая: — Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная. — Ребята, А как вы думаете, почему кружева получались такими красивыми?

Ответы детей; (потому, что старались, им это нравилось, с душой).

Ведущая: — Правильно! А еще потому, что их изготовляли вручную, каждое изделие содержало в себе тепло человеческих рук. — Посмотрите – ка ребята, какую красоту кружевную связала Ирина — рукодельница. Что вам больше всего по душе в ее мастерской?

Ответы детей: (кружевные салфетки, шапочки, воротнички)

Ведущая: — Ну как ребятушки, порадовала вас Иринушка своим рукоделием.

- А наша сказка продолжается. Давайте мы заглянем ко второй мастерице, Марине – вышивальщице. (

- Да у Маринушки пальчики в наперстки одеты. Присматривается к наперстку на пальце мамы – мастерицы)

Маринушка: — А это для того я наперсток надела, чтобы пальцы иголкой не исколоть. Швейных машин ведь раньше не было, и всю одежду от начала до конца вручную шили.

Ведущая: — Ребята, как вы думаете, как это вручную?

Ответы детей: (руками, ниткой и иголкой).

Маринушка: — Верно! А как одежда была готова, ее женщины и девушки украшать начинали. Догадывайтесь, с помощью чего одежда становилась еще краше?

Ответы детей: (разными узорами, ленточками, шнурочками)

Маринушка: — Да, ребята, вышивались сарафаны, рубахи, платки, передники разными узорами и орнаментами. Девочек помладше вначале учили вышивать на пяльцах разные скатерти, подзоры, наволочки, салфетки. Красны девицы, на выданье готовили себе приданое на свадьбу.

Демонстрация слайд-шоу с изображением русского народного костюма, расшитого гладью и крестиком

Ведущая: — Присмотритесь внимательно и скажите, чем отличаются эти два орнамента?

Ответы детей: они вышиты по-разному.

Маринушка: Верно! Вышивать можно разными способами: можно гладью стежки накладываются ровно и гладко, а можно крестиком – стежки все время перекрещиваются, и весь узор состоит из маленьких крестиков. А скажите, чем еще украшены костюмы?

Ответы детей: цветными нитками, мулине, ирисом, бусами. Ведущая: — Молодцы ребята! — Правильно! Позднее рукодельницы научились технике вышивания бисером, лентами.

Ведущая: — Посмотрите на эти изделия, которые изготовила для вас Марина — вышивальщица. Подумайте и скажите, какие изделия вышиты крестиком, какие гладью? Ну, кто первый?

Дети называют изделия и способы вышивки представленных работ.

Ведущая: — Дорогая Маринушка, научила бы ты наших детушек вот такую же красоту создавать!

Маринушка: — С удовольствием научу. Да в работе мне иголка и ножницы нужны, а это внимания и осторожности требует.

Демонстрация слайд-шоу с комментариями по правилу техники безопасности при работе с клюще – режущими предметами

Ведущая: — Мы обещаем соблюдать все правила. А теперь пусть наша иголочка оживет и ниточку за собой поведет!

Проводится игра «Ниточка – иголочка»

Ведущая: — Сказка наша продолжается, и мы идем в гости к третьей мастерице, Настасьи — Затейницы. Да у нее тут целая кукольная семейка! А куклы – то не простые, затейливые! Посмотрите, из чего их Настасья – мастерица делает?

Ответы детей: куклы сделаны из тряпочек, лоскутков, ниток.

Настасья: — Раньше таких кукол, как у вас сейчас не было и взрослые вместе с детьми мастерили кукол из соломы, бересты, травы, тряпочек. Но тряпичные куклы были не просто игрушкой, их наделяли особыми качествами. Одни куклы охраняли, другие – в дороге помогали, третьи – детский сон оберегали и ребенка от злых сил защищали. Их так и называли – обереги. Часто куклу делали безликой, т.е. без носа, рта и глаз. Пока дети были маленькими, кукол им шили и делали мамы и бабушки, а уже с пяти лет куклы умели делать сами дети. В эти куклы люди вкладывали свою любовь и мудрость, и поэтому дети очень любили их, берегли и никогда нигде не разбрасывали.

Демонстрация слайд-шоу с изображением кукол — оберегов

Ведущая: — Дети, а скажите, пожалуйста, из чего сейчас делают кукол?

Ответы детей: из резины, пластмассы, поролона.

Ведущая: — Молодцы ребята! Правильно! — А наша Ирина Затейница покажет вам, как можно сделать кукол из тряпочек и ниточек.

Ведущая: — Ну, что ж ребятушки, пришла пора выбирать себе занятия по душе. Да пока вы думать будите, давайте, послушаем, как у наших у ворот муха песенки поет.

Дети поют и инсценируют р. н. п. «Как у наших у ворот»

Ведущая: — Делу время, а потехе всего лишь час! Пора к мастерицам отправляться и за дело приниматься.

Дети по желанию, выбирают себе вид рукоделия по душе и отправляются на обучение к мамам – мастерицам. Под русскую народную музыку выполняется совместная творческая деятельность.

Ведущая: — Ну, покажите мне, чему вы научились? Да молодцы! Какие прекрасные работы у вас получились! Да таким рукоделиям место в красном углу, чтобы всем видно было, как наши красны девицы, вместе со своими мастерицами потрудились! Пусть все видят! И чтобы молва, о мастерстве нашем, по всей России разнеслась!

Девочка 1: — Отдохнули мы по праву!

Девочка2: — Мастерам воздали славу!

Девочка3: — Что узнали не забудем!

Вместе: Долго -долго помнить будем!

Ведущая: — Ну и по нашему русскому народному обычаю приглашаю всех гостей, знатных мастериц на чаепитие!

- Всех за стол с собой зовем!

- Чаю с порогом попьем!

- Разговоры заведем!

Просмотров: 308
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Ирина Николаевна Логачева. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Федосова Ольга Николаевна. Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
  • Шипкова Вера Николаевна. Интегрированная театрализованная деятельность для детей 2-4 лет «Как снеговик елочку на праздник нес» с использованием ростовых кукол
  • Бекетова Лариса Константиновна. Игровая программа для дошкольников «Как ребята клад искали»
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Камышенко Г.Ю. Чащина К.М. Гаёва Е.Р.. Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя с детьми подготовительного возраста «Как ребята спасли полянку Гнома»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Матвеева Ирина. Итоговое тематическое занятие, посвящённое празднованию 75-летия Победы. «Как это было».
  • Клевцова Ольга Ивановна. Конспект мероприятия досуг-развлечение по физическому развитию для детей старшей группы Тема: 'Мы – веселые ребята'
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Миронова Елена Николаевна, Смирнова Ирина Дмитриевна. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Что бы не было беды!»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь