Мартова Татьяна Николаевна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мартова Татьяна Николаевна воспитатель, МДОУ «Д/с № 121 к. в.» г. Магнитогорска

Cенсорное развитие- это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 

Вопрос сенсорного воспитания в дошкольном образовании является одним из актуальным. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.Монтесори), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания в том, что оно

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает представления ребенка;
  • развивает наблюдательность, внимание, воображение;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • влияет на расширение словарного запаса;
  • развивает зрительную, слуховую, моторную и другие виды памяти.

Познание свойств и качеств предметов, явлений происходит в процессе различных видов деятельности. На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедева, Н.Н. Поддьяков). Именно ранний возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3-х лет является предметная игра.

В своей работе уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.

В начале года провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков. Были проверены сенсорные способности малышей. Выяснилось, что небольшая часть детей различает цвет, а форму пытались различить единицы. В работе наметила следующие условия для выполнения задач:

  • использование дидактических игр
  • создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Сначала научу детей различать величину и цвет. Для этого буду использовать дидактические игры:

  1. «Собери бусы», «Большой и маленький», «Угости зайчика», «Какой мяч больше», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Заштопаем штанишки» (эти игры учат различать, чередовать, группировать предметы по величине).
  2. «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Подбери по цвету» (в этих играх дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету).
  3. игры-самоделки «Воздушные шары», «Спрячь мышку», лото «Цвет и форма» (в этих играх дети учатся группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия)
  4. игры с предметами «Собери пирамидку», «Сложи матрешку» (ребенок знакомится с формой, величиной, цветом).

Затем будем учиться с детьми различать основные цвета: сначала красный и синий, затем желтый и зеленый. Стараясь подобрать игрушки интенсивной окраски.

Перед ребенком всегда ставится задача и он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т.д.

Для родителей по данной теме подготовлены консультации: «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет». Проведу родительское собрание по данной теме, предложу сделать пособия своими руками — «Посади бабочку на цветок», «Прищепки» и др.

Каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр сенсорном воспитании велика. Дидактическая игра позволяет узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.

Таким образом, можно сказать, что ведущей формой сенсорного воспитания является дидактическая игра. Только при определенной системе можно добиться сенсорного развития.

Литература:

  • Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. -М., 2008.
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. -М., 2008.
  • Галанова В. Т. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. — Ярославль «Академия развития» 1998.
  • Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования – М., 2010.
  • Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста Э.Г. Пилюгина- М. Учебная литература 2007.
Просмотров: 316
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Тельнова Анна Юрьевна. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Кондукова Светлана Витальевна. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Кривенкова Наталья Валерьевна. Использование дидактических игр для сенсорного развития детей
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Сумзина Татьяна Сергеевна. «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
  • Каргополова Лидия Васильевна. Семинар-практикум для родителей на тему «Игры для сенсорного развития»
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Юлия Полякова. Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Руина Ольга Николаевна. Дидактический материал по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста своими руками (цвет, форма, величина)
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов для детей раннего возраста «Найди цветочек для божьей коровки»
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна. Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Дополнительная общеобразовательная программа сенсорного развития детей 3-4 лет «Пластилиновая радуга»
  • Алла Максимова. Дидактические игры для ознакомления трехлетних детей с формой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь