Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна. Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).

Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).

Сыктывкар 2019

В сборнике представлены дидактические игры и пособия с сенсорным содержанием, изготовленные своими руками — результаты работы педагогов Дубовой Алёны Рудольфовны и Судневой Елены Алексеевны (МБДОУ № 93, г. Сыктывкар).

Материал сборника будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям (законным представителям) воспитанников.

Представленный сборник имеет практическую значимость, будет интересен педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и может быть рекомендован к публикации на муниципальном уровне.

Все пособия изготовлены из фетра различной толщины и плотности. Фетр — очень податливый и приятный на ощупь материал. Яркий, имеет много оттенков, прочный, но в то же время мягкий, края не нуждаются в дополнительной обработке, нетоксичный. Словом, фетр — идеальная ткань для творчества и поделок. Дети очень любят изделия из этого материала.

Такие и похожие пособия можно изготовить вместе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачать конспект с примерами

Актуальность

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Важным условием сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда.

Педагогами нашей группы было изготовлено много пособий из фетра, конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами,

замочками, вязаный пальчиковый театр, фетровые овощи для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры,

конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, паззлы; все пособия находятся в зоне доступности для детей.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений:

шишки, жёлуди, каштаны, фасоль, горох, спилы деревьев и многое другое.

Сделано своими руками «Тактильное домино».

Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети могут выбрать любой материал по желанию для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности. В процессе проведенной работы у детей повысился уровень знаний и умений по сенсорному развитию. Но работа продолжается, в планах создание в группе уголка сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Форма, величина

и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Таким образом, современная

отечественная теория развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т. е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Дидактические пособия:

Дидактическое пособие «Радужный пирог»

Цель: закрепление цветов спектра радуги и счёта до 7.

Задачи:

  • Закрепить названия цветов спектра.
  • Учить детей считать до 7.
  • Расширять словарный запас детей.
  • Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: пособие представляет собой фетровый круг-основу с деталями

треугольной формы семи цветов спектра с нашитыми пуговицами

соответствующего цвета и количеством от 1 до 7.

Правила игры: необходимо выложить цветные «кусочки» пирога на

фетровую основу соответственно спектру радуги и количеству пуговок на

них. Можно играть по одному или компанией из нескольких человек и

собирать «пирог» по очереди.

Дидактическое пособие «Рыбка с застёжками»

Цель: тренировка мелкой моторики рук детей младшего дошкольного

возраста.

Возраст игроков: дети 3-4 лет.

Задача:

  • В игровой форме учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы.
  • Закреплять названия цветов и оттенков.
  • Учить считать до 8.

Дидактические игры:

Дидактическая игра «Рыбалка» (из фетра).

Цель: расширение знаний детей о морских обитателях.

Задачи:

  • Закрепить названия морских обитателей.
  • Закрепить знания цветов и их оттенков.
  • Расширять словарный запас детей.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.

Описание: игра представляет собой игровое поле (море с водорослями) и

20 рыбок и других морских обитателей (с магнитами внутри). К нему

прилагается магнитная удочка для ловли рыб.

Правила игры: ребенок удочкой ловит рыбку или другого морского

обитателя, произнося его цвет и название. Дети играют по очереди или

пока не поймают всех рыбок.

Дидактическая игра «Продукты из фетра»

Цель: ознакомление детей с разнообразием продуктов.

Задачи:

  • В игровой форме познакомить детей с разнообразием продуктов.
  • Учить сочетать продукты между собой.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.

Описание: различные продукты из фетра, изготовленные педагогом.

Правила игры: дети в игровом уголке готовят еду с использованием

продуктов из фетра.

Варианты игры:

- Пришли гости.

- Ресторан или кафе.

- День рождения.

Учимся:

  • изучение продуктов: «Кто что ест?», «Кто что любит?»
  • что едим в начале обеда, что потом (сладкое – в конце!)
  • учимся красиво сервировать блюда
  • учим сочетать продукты: что с чем едят, что к чему добавляют.

Задания к игре:

  1. Как можно назвать одним словом то, что лежит на тарелке?
  2. Где растут овощи? Чем они отличаются от фруктов?
  3. Сосчитай морковки на тарелке.
  4. Сколько горошин находится в стручке?
  5. Что на тарелке зеленого цвета?
  6. Какого цвета морковки?
  7. На что похож помидор? Какого он цвета?
  8. Что можно приготовить из капусты?
  9. Разложи морковки на тарелки по одной штуке. Сколько понадобится тарелок?
  10. Сколько вареников ты видишь? Сосчитай их.
  11. Какого цвета вареники? Какой они формы?
  12. Какого цвета листья салата? Сосчитай их.
  13. Чего больше на тарелке – листьев салата или вареников?
  14. Сколько всего печений лежит на тарелке?
  15. Печений какой формы больше?
  16. Сколько круглых печений ты видишь? Сосчитай.
  17. Сколько прямоугольных печений на тарелке?
  18. Из какого количества слоев состоит прямоугольное печенье?
  19. Разложи печенье на тарелки по две штуки. Сколько понадобится тарелок?
  20. Какой формы целая пицца? На что она похожа?
  21. На сколько кусков разделена пицца?
  22. На какую геометрическую фигуру похож кусок пиццы?
  23. Сколько кусочков колбаски лежит на каждом куске пиццы? Какой они формы?
  24. Из каких продуктов можно сделать пиццу?
  25. Сколько кусков колбасы лежит на тарелке? Сосчитай.
  26. Разложи колбасу на тарелки. Сколько тарелок понадобится?
  27. Сколько пельменей лежит на тарелке? Сосчитай.
  28. Из чего делают пельмени?
  29. На что похожи пельмени? Какой они формы?
  30. Какого цвета пельмени?
  31. разложи пельмени на две тарелки поровну. Сколько пельменей будет лежать на каждой тарелке?
  32. Сосчитай, сколько рыбок на тарелке.
  33. Сосчитай листья салата.
  34. Чего больше — рыбок или листьев? Чего меньше – рыбок или листьев?
  35. Какого цвета рыбки? Какого цвета листья?
  36. Сосчитай сосиски на тарелке.
  37. Какой формы сосиски? Какого они цвета?
  38. Из каких продуктов состоит бутерброд?
  39. Сколько на тарелке бутербродов?
  40. Сколько на тарелке листьев салата, кусков сыра и хлеба?
  41. Какого цвета каждый продукт?
  42. Из чего сделаны настоящие макароны?

Дидактическая игра «Тактильное домино»

Цель: закрепление фактуры различных материалов и тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Учить детей определять разные материалы на вид и на ощупь и называть их.
  • Развивать тактильные ощущения у детей.
  • Учить находить пары одинаковых материалов.
  • Расширять словарный запас детей.

Описание: игра «Тактильное домино» представляет собой 14 косточек с фрагментами различных материалов (ткани, кожа, фетр и т.д.) вместо картинок.

Правила игры: игрокам нужно разделить косточки поровну (по количеству играющих детей) – взрослый помогает это сделать. Начинает игру ребенок,

выбранный по считалочке. Каждый ребенок смотрит и выбирает у себя косточку с подходящим по фактуре и цвету материалом. Если такой косточки у ребенка нет, он пропускает ход. Кто выложит свою последнюю косточку, тот выигрывает.

Дидактическая игра «Слоник»

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, закрепление тактильных ощущений и названий различных материалов.

Задачи:

  • Учить ребёнка одной рукой (на ощупь) определять форму и качество предмета, материал, из которого он изготовлен.
  • Учить называть предмет, не видя его.
  • Развивать тактильные ощущения детей младшего дошкольного возраста.
  • Расширять словарный запас детей.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: игра представляет собой коробку в виде слона с тканевым рукавом-хоботом для доставания предметов.

Правила игры: через хобот в коробку-слоника вкладываются мелкие предметы и игрушки (из разных материалов), которые ребенок должен определить и назвать, а потом вытащить и проверить правильность догадки.

Дети играют по очереди.

Варианты предметов:

  • Объемные: геометрические формы (шарик, призма, кубик, брусок, кирпичик), игрушки (матрешка, елочка, машинка, кукла-пупсик, чашка, ложка, вилка, тарелка маленького размера), природные материалы (каштаны, желуди, шишки еловые и сосновые, камушки).
  • Плоскостные: предметы разной геометрической формы (пластины, треугольники, круги разного размера и т.д.)

Дидактическая игра «Моталочки»

Цель: развитие мелкой моторики рук детей.

Задачи:

  • Учить детей наматывать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать желание довести начатое дело до результата.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: игра представляет собой набор стержней с ленточками для

наматывания, украшенными фетровыми игрушками.

Правила игры:

  1. вариант. Нужно полностью намотать ленточку на стержень.
  2. вариант. Игра на скорость: выигрывает тот, кто первый успеет намотать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.

Играть можно одному ребенку (1 вариант) или компанией устроить соревнование (2 вариант).

Дидактическая игра «Крестики-нолики»

Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время.
  • Обучить детей различать такие понятия, как «по диагонали», «по вертикали», «по горизонтали».
  • Систематизировать знания, полученные ранее.

Возраст игроков: от 5 лет.

Описание: игра представляет собой поле с клетками и 10 фишек (5 ноликов, 5 крестиков из фетра разного цвета). Поле с клетками – это и карман для хранения фишек.

Правила игры: в этой игре участвуют два ребенка. Им нужно разместить в одном ряду 3 крестика или 3 нолика подряд. Важно — не торопиться и

следить за ходами соперника. Выиграть можно в том случае, если соперник ошибся или недостаточно внимательно оценил твой ход. Если же все клетки

поля заполнены, а никому так и не удалось выстроить ряд – ничья.

Литература:

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2006. — 434 с.
  3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
  4. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Педагогика, 2005. — 276 с.
Просмотров: 649
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Матюшенко Светлана Борисовна. Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Сколько нот у Осени».
  • Иголкина Елена Константиновна. Дидактическая игра «День-ночь» для детей младшего дошкольного возраста
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Разноцветные носочки»
  • Куренкова Светлана Сергеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Репка»
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Куренкова Светлана Сергеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Бюро находок»
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Кемайкина Любовь Викторовна, Скворцова Наталья Михайловна. Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Ерсонина Елена Николаевна. СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь