Сыктывкар 2019
В сборнике представлены дидактические игры и пособия с сенсорным содержанием, изготовленные своими руками — результаты работы педагогов Дубовой Алёны Рудольфовны и Судневой Елены Алексеевны (МБДОУ № 93, г. Сыктывкар).
Материал сборника будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям (законным представителям) воспитанников.
Представленный сборник имеет практическую значимость, будет интересен педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и может быть рекомендован к публикации на муниципальном уровне.
Все пособия изготовлены из фетра различной толщины и плотности. Фетр — очень податливый и приятный на ощупь материал. Яркий, имеет много оттенков, прочный, но в то же время мягкий, края не нуждаются в дополнительной обработке, нетоксичный. Словом, фетр — идеальная ткань для творчества и поделок. Дети очень любят изделия из этого материала.
Такие и похожие пособия можно изготовить вместе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать конспект с примерами
Актуальность
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Важным условием сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда.
Педагогами нашей группы было изготовлено много пособий из фетра, конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами,
замочками, вязаный пальчиковый театр, фетровые овощи для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры,
конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, паззлы; все пособия находятся в зоне доступности для детей.
В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений:
шишки, жёлуди, каштаны, фасоль, горох, спилы деревьев и многое другое.
Сделано своими руками «Тактильное домино».
Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети могут выбрать любой материал по желанию для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности. В процессе проведенной работы у детей повысился уровень знаний и умений по сенсорному развитию. Но работа продолжается, в планах создание в группе уголка сенсомоторного развития детей.
Сенсомоторный уголок предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Форма, величина
и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Таким образом, современная
отечественная теория развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т. е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Дидактические пособия:
Дидактическое пособие «Радужный пирог»
Цель: закрепление цветов спектра радуги и счёта до 7.
Задачи:
- Закрепить названия цветов спектра.
- Учить детей считать до 7.
- Расширять словарный запас детей.
- Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.
Описание: пособие представляет собой фетровый круг-основу с деталями
треугольной формы семи цветов спектра с нашитыми пуговицами
соответствующего цвета и количеством от 1 до 7.
Правила игры: необходимо выложить цветные «кусочки» пирога на
фетровую основу соответственно спектру радуги и количеству пуговок на
них. Можно играть по одному или компанией из нескольких человек и
собирать «пирог» по очереди.
Дидактическое пособие «Рыбка с застёжками»
Цель: тренировка мелкой моторики рук детей младшего дошкольного
возраста.
Возраст игроков: дети 3-4 лет.
Задача:
- В игровой форме учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы.
- Закреплять названия цветов и оттенков.
- Учить считать до 8.
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Рыбалка» (из фетра).
Цель: расширение знаний детей о морских обитателях.
Задачи:
- Закрепить названия морских обитателей.
- Закрепить знания цветов и их оттенков.
- Расширять словарный запас детей.
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.
Описание: игра представляет собой игровое поле (море с водорослями) и
20 рыбок и других морских обитателей (с магнитами внутри). К нему
прилагается магнитная удочка для ловли рыб.
Правила игры: ребенок удочкой ловит рыбку или другого морского
обитателя, произнося его цвет и название. Дети играют по очереди или
пока не поймают всех рыбок.
Дидактическая игра «Продукты из фетра»
Цель: ознакомление детей с разнообразием продуктов.
Задачи:
- В игровой форме познакомить детей с разнообразием продуктов.
- Учить сочетать продукты между собой.
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.
Описание: различные продукты из фетра, изготовленные педагогом.
Правила игры: дети в игровом уголке готовят еду с использованием
продуктов из фетра.
Варианты игры:
- Пришли гости.
- Ресторан или кафе.
- День рождения.
Учимся:
- изучение продуктов: «Кто что ест?», «Кто что любит?»
- что едим в начале обеда, что потом (сладкое – в конце!)
- учимся красиво сервировать блюда
- учим сочетать продукты: что с чем едят, что к чему добавляют.
Задания к игре:
- Как можно назвать одним словом то, что лежит на тарелке?
- Где растут овощи? Чем они отличаются от фруктов?
- Сосчитай морковки на тарелке.
- Сколько горошин находится в стручке?
- Что на тарелке зеленого цвета?
- Какого цвета морковки?
- На что похож помидор? Какого он цвета?
- Что можно приготовить из капусты?
- Разложи морковки на тарелки по одной штуке. Сколько понадобится тарелок?
- Сколько вареников ты видишь? Сосчитай их.
- Какого цвета вареники? Какой они формы?
- Какого цвета листья салата? Сосчитай их.
- Чего больше на тарелке – листьев салата или вареников?
- Сколько всего печений лежит на тарелке?
- Печений какой формы больше?
- Сколько круглых печений ты видишь? Сосчитай.
- Сколько прямоугольных печений на тарелке?
- Из какого количества слоев состоит прямоугольное печенье?
- Разложи печенье на тарелки по две штуки. Сколько понадобится тарелок?
- Какой формы целая пицца? На что она похожа?
- На сколько кусков разделена пицца?
- На какую геометрическую фигуру похож кусок пиццы?
- Сколько кусочков колбаски лежит на каждом куске пиццы? Какой они формы?
- Из каких продуктов можно сделать пиццу?
- Сколько кусков колбасы лежит на тарелке? Сосчитай.
- Разложи колбасу на тарелки. Сколько тарелок понадобится?
- Сколько пельменей лежит на тарелке? Сосчитай.
- Из чего делают пельмени?
- На что похожи пельмени? Какой они формы?
- Какого цвета пельмени?
- разложи пельмени на две тарелки поровну. Сколько пельменей будет лежать на каждой тарелке?
- Сосчитай, сколько рыбок на тарелке.
- Сосчитай листья салата.
- Чего больше — рыбок или листьев? Чего меньше – рыбок или листьев?
- Какого цвета рыбки? Какого цвета листья?
- Сосчитай сосиски на тарелке.
- Какой формы сосиски? Какого они цвета?
- Из каких продуктов состоит бутерброд?
- Сколько на тарелке бутербродов?
- Сколько на тарелке листьев салата, кусков сыра и хлеба?
- Какого цвета каждый продукт?
- Из чего сделаны настоящие макароны?
Дидактическая игра «Тактильное домино»
Цель: закрепление фактуры различных материалов и тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить детей определять разные материалы на вид и на ощупь и называть их.
- Развивать тактильные ощущения у детей.
- Учить находить пары одинаковых материалов.
- Расширять словарный запас детей.
Описание: игра «Тактильное домино» представляет собой 14 косточек с фрагментами различных материалов (ткани, кожа, фетр и т.д.) вместо картинок.
Правила игры: игрокам нужно разделить косточки поровну (по количеству играющих детей) – взрослый помогает это сделать. Начинает игру ребенок,
выбранный по считалочке. Каждый ребенок смотрит и выбирает у себя косточку с подходящим по фактуре и цвету материалом. Если такой косточки у ребенка нет, он пропускает ход. Кто выложит свою последнюю косточку, тот выигрывает.
Дидактическая игра «Слоник»
Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, закрепление тактильных ощущений и названий различных материалов.
Задачи:
- Учить ребёнка одной рукой (на ощупь) определять форму и качество предмета, материал, из которого он изготовлен.
- Учить называть предмет, не видя его.
- Развивать тактильные ощущения детей младшего дошкольного возраста.
- Расширять словарный запас детей.
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.
Описание: игра представляет собой коробку в виде слона с тканевым рукавом-хоботом для доставания предметов.
Правила игры: через хобот в коробку-слоника вкладываются мелкие предметы и игрушки (из разных материалов), которые ребенок должен определить и назвать, а потом вытащить и проверить правильность догадки.
Дети играют по очереди.
Варианты предметов:
- Объемные: геометрические формы (шарик, призма, кубик, брусок, кирпичик), игрушки (матрешка, елочка, машинка, кукла-пупсик, чашка, ложка, вилка, тарелка маленького размера), природные материалы (каштаны, желуди, шишки еловые и сосновые, камушки).
- Плоскостные: предметы разной геометрической формы (пластины, треугольники, круги разного размера и т.д.)
Дидактическая игра «Моталочки»
Цель: развитие мелкой моторики рук детей.
Задачи:
- Учить детей наматывать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать желание довести начатое дело до результата.
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.
Описание: игра представляет собой набор стержней с ленточками для
наматывания, украшенными фетровыми игрушками.
Правила игры:
- вариант. Нужно полностью намотать ленточку на стержень.
- вариант. Игра на скорость: выигрывает тот, кто первый успеет намотать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.
Играть можно одному ребенку (1 вариант) или компанией устроить соревнование (2 вариант).
Дидактическая игра «Крестики-нолики»
Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время.
- Обучить детей различать такие понятия, как «по диагонали», «по вертикали», «по горизонтали».
- Систематизировать знания, полученные ранее.
Возраст игроков: от 5 лет.
Описание: игра представляет собой поле с клетками и 10 фишек (5 ноликов, 5 крестиков из фетра разного цвета). Поле с клетками – это и карман для хранения фишек.
Правила игры: в этой игре участвуют два ребенка. Им нужно разместить в одном ряду 3 крестика или 3 нолика подряд. Важно — не торопиться и
следить за ходами соперника. Выиграть можно в том случае, если соперник ошибся или недостаточно внимательно оценил твой ход. Если же все клетки
поля заполнены, а никому так и не удалось выстроить ряд – ничья.
Литература:
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2006. — 434 с.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Педагогика, 2005. — 276 с.
|