“Весенняя звуковая полянка” Цели:
Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики. Закреплять правильное произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З. Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З. Развивать фонематический слух. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, дети! Мы сегодня побываем на весенней звуковой полянке.
А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза)
Закрепление лексической темы “Весна”
Солнце ярче светит, Дует тёплый ветер. Вот и кончилась зима, К нам опять пришла… ВЕСНА!
(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.
Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики
Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!
Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!
Тает снег: ах…АХ!
Бегут ручьи: блл…БЛЛ
Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!
Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!
- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полян
На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.
( на ковре лежат из белой бумоги «Солнечные зайчики»)
Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.
Первый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)
- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?
- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?
- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? -Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Солнечный зайчик предлагает детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.
“Не циркач и не артист, сам себе я массажист
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки) И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз) Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз) Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей) А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки) Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями) А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам) И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу) Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)
Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”
(Детям раздаются зеркала)
Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”). А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”). После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”). Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”). Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”). После этого Язычок играет с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”)
- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):
РРР!- ракета рвётся ввысь!
РРР!- рычит сердито рысь!
РРР! – раскатистый и громкий
РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!
(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)
Второй “солнечный зайчик” (на нём лужицы)
- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?
- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?
Тонкий кончик язычка Вверх, в зубы упирается. По бокам от языка Воздух пробирается. И получится певучий, Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…
Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:
Повторить слоги: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ,
ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)
Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)
- Какой первый звук в слове “шмель”?
- В каких ещё словах встречается этот звук?
- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:
Не галстук он не воротник, А шею обнимать привык, Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (ШАРФ)
Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка, И улетел под облака. (ШАРИК)
Пьёт бензин как молоко, Может ездить далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
Мягкие лапки, А в лапках царапки. (КОШКА)
Если ты его подточишь, Нарисуешь всё, что хочешь. Солнце, море, горы, пляж, Что же это? (КАРАНДАШ)
Кто-то утром спозаранку Потянувшись, вот крепыш! Взял свою большую ложку, Ну, конечно, наш …(МАЛЫШ)
Четвёртый “солнечный зайчик” (на нём сосулька)
- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?
- А как правильно произносить этот звук?
Язык горочкой пошире Вниз, в зубы упирается. По середине языка Воздух пробирается. Струйку воздуха пусти. Улыбнись и посвисти: ССС !
- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)
Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:
- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)
- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)
- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).
- А я знаю про солнышко игру.
Игра-упражнение “Солнышко
(На развитие общей моторики, проводится под музыку)
Маленькое солнышко Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко) А большое солнце Вижу из окошка (показывают руками большое солнце) Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко) А большое солнце Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх) Маленькое солнышко Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко) А большое солнце Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)
Пятый “солнечный зайчик” (на нём журавль)
- Какой звук первый в названии “журавль”?
- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая?
- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:
Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ) Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА) Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК) У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ) А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ) Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)
- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём …Зайчик
Шестой “солнечный зайчик” (на нём зайчик - Повторяйчик)
- Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать?
(Повторять)
- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.
А вы догадались, какой у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).
А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)
Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.
ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла) ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)
ЗУ-ЗУ-З - зуб болит внизу! (барабан) ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан) ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)
Все й солнечные зайчики возвращаются к своему солнышку)
- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.
Итог
Когда в детский сад ребята пришли, То многие звуки сказать не могли, Свистеть и шипеть ещё не умели, Рычать и трещать они не хотели. Но вот логопеды на помощь пришли И трудные звуки сказать помогли. Дети: Теперь говорим мы красиво, Больше за это спасибо!
- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки!
И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.
|