Грибова Елена Викторовна, Переверзева Ирина Сергеевна. Организация интегрированных и тренировочных физкультурных занятий с дошкольниками

Организация интегрированных и тренировочных физкультурных занятий с дошкольниками

УДК 796: 373. 2

Авторы:

  • Грибова Елена Викторовна ст. преподаватель КИТвО МИОО
  • Переверзева Ирина Сергеевна инструктор по физической культуре ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская»

«… забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А. Сухомлинский

Нагрузка по развитию физических навыков детей ложится, безусловно, на соответствующие занятия как на основополагающую форму систематического обучения, воспитания и их физического развития. Однако в поисках новых форм и методов работы, инструкторы по физической культуре отходят от традиционной системы занятий с дошкольниками и сосредотачивают свое внимание на поиске альтернативных, отвечающих требованиям современности, новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду. Подобное разнообразие и разноплановость физкультурно-спортивных занятий помогают педагогам ДОУ культивировать в детях интерес, повышать двигательную активность и моторную плотность соответствующих занятий.

 

Скачать конспект

Альтернативная физическая культура в ДОУ, являясь частью системы физкультурно-оздоровительного комплекса, отличается использованием новых способов организации детей, формой построения самого занятия, нестандартностью привлекаемого оборудования. Среди вариантов проведения альтернативных физкультурных занятий можно перечислить:

  • интегрированные занятия (направленные, прежде всего, на раскрытие единой целостности темы посредством различных видов детской деятельности);
  • тренировочные занятия (где традиционная структура нарушается за счет нивелирования общеразвивающих упражнений и увеличения времени на работу над основными движениями, элементами спортивных игр);
  • круговая тренировка (где вводная и заключительная части проводятся в традиционной форме, а время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, посвящено круговой тренировке);
  • занятия на спортивных комплексах, тренажерах (помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени, частично или полностью решают проблему дефицита пространства);
  • сюжетно-игровые занятия (на основе подвижных игр, квесты, др.);
  • занятия на основе музыкально-ритмических навыков;
  • занятия с раздаваемыми после общеразвивающих упражнений карточками с пиктограммами;
  • занятия на двигательные проявления детского творчества;
  • спортивно-интеллектуальные эстафеты и соревнования;
  • туристические походы-занятия, в т.ч. длительная спортивная ходьба по заданному маршруту, спортивное ориентирование, эстафеты;
  • занятия по интересам (позволяют выявить склонность детей к отдельным видам спорта с учетом их пристрастий, возможностей, пр.);
  • коррекционные занятия (направлены на восстановление индивидуального здоровья детей, есть комплекс мероприятий медицинского и психофизиологического характера);
  • др.

Удовлетворение потребности ребенка дошкольного возраста в движениях — есть важнейшее условие его жизнедеятельности и нормального развития как физического, так и интеллектуального. В свою очередь двигательная деятельность способствует формированию потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, в здоровом образе жизни. При этом на каждом занятии, вне зависимости от выбранного педагогом варианта его проведения, должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития дошкольников; присутствовать поэтапное обучение основным движениям и физическим упражнениям; содержание должно соответствовать достижению тренирующего эффекта; само занятие обладать достаточной общей и моторной плотностью.

Остановимся подробнее на первых двух вариантах проведения альтернативных физкультурных занятий. Среди ключевых требований к структуре интегрированных занятий стоит перечислить:

  • четкость, компактность и лаконичность преподносимого материала;
  • продуманность, логичность и последовательность разделов программы на каждом из занятий;
  • взаимообусловленность, взаимосвязанность и структурированность материала интегрируемых видов деятельности на каждом этапе занятия;
  • большая информативная емкость и упорядоченность движений;
  • систематичность выполнения физических упражнений;
  • соблюдение техники безопасности и временных рамок занятия.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на единовременное решение задач других образовательных областей, как то (таблица 1).

Таким образом, носящие интегрированный характер занятия способствуют формированию у дошкольников целостной картины мира, т.к. объект, процесс или явление рассматриваются с теоретической и прикладной точек зрения одновременно. Переключение с одного вида детской деятельности на другой способствует вовлечению каждого в активный процесс, повышению эффективности и результативности занятий. При такой организации между детьми, их родителями, педагогами и иными специалистами ДОУ возникают более тесные отношения сотрудничества, налаживается коллективное взаимодействие.

Одним из вариантов тренировочного занятия является занятие с одним пособием, которое позволяет педагогу продемонстрировать весь спектр возможностей работы с выбранным спортивным предметом и многообразие способов его использования в различных видах деятельности (бег, равновесие, лазание и ползание, ходьба, прыжки, метание, др.). Необходимо подбирать разнообразные упражнения для обеспечения развития физических качеств и двигательных умений, поддержания положительного тонуса различных видов мышц, развития творческого воображения и фантазии по практическому использованию спортивного инвентаря (предметов) того или иного вида, но в зависимости от ситуации.

Так, общей целью подобных занятия является формирование полезной привычки к активным движениям; организация целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей; обеспечение высокого проявления качеств в различных видах двигательной деятельности и физической активности дошкольников. Понадобится минимум спортивных предметов: только веревочки или только обручи, гимнастические коврики. Задачи:

  • образовательные:
  • совершенствовать навыки самостоятельного построения и перестроения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу, используя звуковые и/или зрительные сигналы
  • закреплять умение выполнять танцевальные движения в дополнение к иным упражнениям
  • формировать умение творчески использовать свой двигательный опыт в специально созданных условиях и ситуациях
  • совершенствовать навыки правильного выполнения упражнений
  • обучать ещё более выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения
  • культивировать и развивать физические качества детей (быстроту, выносливость, гибкость, подвижность, ловкость)
  • воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, дарить чувство удовлетворения от правильно выполненных упражнений и заданий
  • совершенствовать навыки повторения и общего понимания действий взрослого
  • развивающие:
  • развивать глазомер и координацию движений
  • развивать физические качества (ловкость, гибкость, быстроту, равновесие, силу, выносливость, др.)
  • содействовать развитию двигательной активности в сочетании с музыкальным сопровождением различного плана
  • содействовать развитию двигательных проявлений детского творчества и разрешению двигательных парадоксов
  • воспитательные:
  • воспитывать культуру движения, культуру совместно выполняемых двигательных упражнений
  • воспитывать потребность и любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом
  • воспитывать такие позитивные качества характера, как смелость, находчивость, силу воли, целеустремлённость, умение работать в команде и пр.
  • воспитывать самостоятельность, решительность и ответственность
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки сотрудничества и взаимопомощи
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, повторять увиденные движения, копировать позы
  • речевые:
  • закреплять название спортивного инвентаря и физических упражнений
  • налаживать умение вести диалог со взрослым (воспитателем/инструктором по физической культуре): слушать и понимать, выполнять движения
  • координировать речь с выполнением определенных движений
  • формирующие:
  • формировать навык ориентировки в пространстве (например, быстрой сменой положения тела и направления, вращениями, остановками, др.)
  • продолжать формировать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равновесие, положение, дыхание
  • валеологические:
  • знать о способах сохранения и укрепления своего здоровья
  • вырабатывать потребность ведения здорового образа жизни
  • воспитывать осознанное включение в процесс самооздоровления
  • содействовать формированию представления о строении тела человека, об организме в целом и его физических возможностях
  • оздоровительные (здоровьеформирующие и здоровьесберегающие):
  • способствовать формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия, оказывать тренирующий эффекты на сердечно-сосудистую и дыхательную системы
  • укреплять мышцы и суставы, сберегать прочность костей
  • создавать атмосферу комфорта для повышенной работоспособности
  • проводить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата и др.

Ниже (таблица 2) представлено примерное содержательное наполнение подобных занятий по работе с одним спортивным предметом: с веревочкой и с обручами.

Таким образом, содержание организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях продолжает активно обновляться. По-прежнему велика роль и значимость детского сада во всестороннем гармоничном развитии личности ребенка, пользуются спросом дополнительные развивающие занятия физкультурно-спортивной направленности (аэробика, ритмика, спортивные танцы, др.), растет число вариантов проведения альтернативных и интегрированных занятий в ДОУ. Правильная координация обогащает двигательный опыт воспитанников, необходимый им в дальнейшей жизни, а также регулирует деятельность физиологических процессов организма. Развитие как двигательной, так и познавательной активности способствует всестороннему развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, закладывает основу мотивации учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям; навык управлять своими движениями. Произвольность и осмысление движений позволяют детям впоследствии успешно овладевать учебными навыками.

Просмотров: 396
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Темирева Ирина Александровна. Консультация по теме 'Особенности проведения различных видов занятий для развития технического творчества'
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Максютова Равзиля Рухулбаяновна. Конспект занятия: «Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий»
  • Василенко Светлана Борисовна. Консультация для педагогов Тема: «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ»
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Главный Редактор. Консультация для педагогов по образовательной области «Физическая культура»: «Организация игр и игровых занятий по физической культуре».
  • Елена Гофман. Особенности проведения дифференцированных занятий по физической культуре
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Вагайцева Татьяна Николаевна. Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр.
  • Филь Лилия. Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми в логопедической группе.
  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
  • Белоусова Татьяна Фёдоровна. Конспект тематического занятия по физической культуре для детей подготовительной группы «Путешествие в королевство спортивных мячей»
  • Петрова Наталья. Комплекс упражнений для занятий в сухом бассейне.
  • Гончарова Ольга Николаевна. Конспект занятия по физической культуре для старшей группы «Укрепление физического здоровья детей»
  • Перевозчикова Ирина Юрьевна. Физкультурные занятия – одна из форм физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Филимонова Любовь Ивановна. Методика проведения физкультурных занятий с детьми 2 – 3 лет
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Люлечева Ирина Эдуардовна. Конспект занятия тренировочного типа на тренажерах для детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем двигательной активности.
  • Ираида Щелокова. Конспект организации и проведения занятий по познавательному развитию во второй младшей группе «Кормушка для птиц»
  • Н.М. Яковлева, Л.А. Степанова. «Современная практика использования дидактических игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий»
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Надежда Сергеевна Лягушина. «Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий»
  • Долгих Светлана Борисовна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ «КАК МЫ ЧЕБУРАШКЕ ПОМОГЛИ»
  • Крайняя Оксана Фирдаусовна. Формирование двигательной активности детей посредством игр и упражнений с мячом
  • Яценко Татьяна Станиславовна. Конспект занятия на тему: «Опыты в системе познавательных занятий по ознакомлению детей с неживой природой».
  • Чистякова Анна Вячеславовна. Нестандартное оборудование для занятий физической культурой в детском саду
  • Люлечева Ирина Эдуардовна. Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь