Люлечева Ирина Эдуардовна. Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке

Спортивные игры и упражнения занимают важное место в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей и закаливания организма. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки и качества. В процессе спортивных игр и упражнений формируются положительные взаимоотношения детей и их нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость.

С учетом этого в рамках деятельности по физическому развитию воспитанников коллективом отделения дошкольного образования № 791 были поставлены следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья детей; обучение детей элементам спортивных игр и упражнений с целью развития функциональных возможностей; совершенствование физических и нравственно-волевых качеств; повышение двигательной активности детей в течение дня пребывания в ДОУ.

 

Для решения поставленных задач в условиях детского сада создана вариативная физкультурно-игровая среда, способствующая развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота, координация движений, внимание, память. Игры, игровые упражнения и двигательные задания планируются в течение года в зависимости от сезона года и погодных условий.

В теплое время года большое внимание уделяется обучению дошкольников играм

с элементами разных видов спорта, таких как волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, гольф, боулинг, городки.

Коллективные игры с мячом создают благоприятные условия для воспитания положительных

нравственно-волевых черт детей. Знакомясь с правилами игры, ребенок понимает, что с мячом действуют все, а не он один.

Упражнения с мячом даются детям с постепенным усложнением. Например, при игре в баскетбол отрабатываются: ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, с изменением направления движения, ведение мяча бегом; передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами; бросание его в корзину двумя руками из-за головы, от плеча, от груди и т.д. Усвоив отдельные элементы, дошкольники разучивают игры с мячом. Например, игра «Чья команда больше» проводится на меткость и четкость бросания мяча в корзину. Дети делятся на команды и становятся на расстоянии 2 м от баскетбольной стойки. Первые участники в каждой колонне держат мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч, стараясь попасть в корзину, затем ловят его, передают следующему и встают в конце колонны. Выигрывает команда, которая в установленное время больше мячей забросит в корзину. Альтернативным вариантом может стать следующее задание: по сигналу воспитателя первые участники бросают мяч, стараясь попасть в корзину, ловят его, передают следующему, а сами обегают выставленные на площадке конусы и становятся в конец колонны.

В зимнее время года дошкольники обучаются ходьбе на лыжах. Они должны уметь ходить

по лыжне скользящим шагом друг за другом; со сменой темпа передвижения. В процессе выполнения упражнения даются двигательные игровые задания на быстроту скольжения. Например, выполняя задание «Не догони», дети идут друг за другом по проложенной лыжне и стараются догнать впереди идущего. Эстафета «Шире шаг» закрепляет быстроту скольжения широким шагом и навыки поворотов. Возможны два варианта проведения игры. Первый: дошкольники делятся на две команды по шесть человек, каждая из них еще раз делится по три человека и становится напротив друг друга на расстоянии 8-10 м. По команде воспитателя участники, стоящие первыми, выполняют ходьбу на лыжах широким шагом. Они идут на другую сторону и передают эстафетную палочку стоящему впереди участнику из своей команды, а те в свою очередь идут к своим ребятам напротив. Побеждает команда, которая поменялась местами быстрее. Второй вариант: поделить дошкольников на три-четыре команды, напротив каждой из них на расстоянии 6-8 м поставить конус. По сигналу воспитателя стоящий первым в колонне идет на лыжах широким шагом до конуса, делает поворот вокруг него и возвращается назад, передавая эстафетную палочку участнику, стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит движение.

Для формирования разнообразных двигательных навыков зимой воспитанникам

предлагается скольжение на ледянках и катание на санках. В игре «Кто дальше прокатится» дети соревнуются друг с другом, спускаясь на санках с небольшой горки на расстояние до 8 м.

На прогулке дошкольников обучают спортивной игре в хоккей. Суть одного из вариантов

игрового задания «Забей шайбу» проста – отправить шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места. Второй вариант, усложненный, предусматривает забивание шайбы в ворота после проведения её между конусами. Упражнение «Передача шайбы друг другу» выполняется в парах: дошкольники стоят друг напротив друга. Игры могут проводиться в сюжетно-игровой форме с целью развития интереса к спортивной игре.

В процессе организации спортивных игр особое внимание должно уделяться четкости выполнению заданий и взаимоотношениям детей. После усвоения ими правил спортивных игр и приобретения определенного двигательного опыта можно проводить игры – эстафеты и игры соревновательного характера.

Планирование работы по организации спортивных игр и упражнений на прогулке в старших и подготовительных к школе группах должно обеспечивать системность, последовательность

подачи всего программного материала, способствовать совершенствованию спортивных игр и упражнений, закреплению умений детей повышать их двигательную активность.

Важно правильно выбирать время для проведения спортивных игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

Следует применять разные способы организации спортивных игр и упражнений (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Применение подгруппового способа наиболее важно в процессе обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством педагога, а другие воспитанники самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Работа с небольшой группой детей позволяет педагогу учитывать их индивидуальные возможности. Исходя из специфики некоторых упражнений, используются поточный и индивидуальный способы их выполнения. Сочетание разных способов организации наиболее целесообразно, поскольку значительно повышает эффективность проведения спортивных игр и упражнений во время прогулки.

Разработанная и внедряемая система обучения детей спортивным играм и упражнениям доказала их положительное влияние на развитие двигательной сферы детей. Так, гиперактивные дети стали быстрее и качественнее выполнять двигательные задания, учатся управлять своим поведением. У малоподвижных детей появился интерес к спортивным играм и упражнениям, возникло желание участвовать в коллективных соревнованиях, улучшились показатели физической подготовленности, что особенно важно перед поступлением в школу. За период обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям во время прогулок (в течение двух лет) улучшились не только показатели физической подготовленности и двигательной активности детей, но и их физическое развитие, снизилась заболеваемость, укрепилось здоровье. Помимо этого расширились функциональные возможности дошкольников, улучшились их физические качества. Дети с большим удовольствием и желанием участвуют в спортивных играх и выполняют игровые упражнения.

Таким образом, разработанная система спортивных игр и упражнений способствует положительной динамике состояния здоровья детей старших дошкольников.

Люлечева Ирина Эдуардовна, высшая квалификационная категория инструктор по физической культуре

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1507» ОДШО № 791 ЮЗАО

Просмотров: 356
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Крайняя Оксана Фирдаусовна. Формирование двигательной активности детей посредством игр и упражнений с мячом
  • Наталья Калюга. Самостоятельность детей в выборе спортивных игр
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Варианты игр и упражнений для развития навыков самообслуживания у детей младшего возраста
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Белоусова Татьяна Фёдоровна. Конспект тематического занятия по физической культуре для детей подготовительной группы «Путешествие в королевство спортивных мячей»
  • Нагаева Галина Михайловна. Сценарий семейного мероприятия с элементами спортивных игр «Олимпийская семья»
  • Коновалова Вера Евгеньевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
  • Гульфия Даутова. Картотека игр упражнений с грамматическим содержанием для детей дошкольного возраста
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Макаренко Инна Юрьевна. План по самообразованию воспитателя второй младшей группы. Тема самообразования: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Путешествие»
  • Стройкова Людмила Владимировна. КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Чебурашка и крокодил Гена»
  • Федотова Светлана Юрьевна. Использование системы дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Радичева Зоя Геннадьевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Статья 'Развитие речи детей по средствам дидактических игр и упражнений'.
  • Полякова Людмила Ивановна. Консультация для родителей - Серия развивающих игр и упражнений для детей
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия для детей в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Яковлева С. А. Использование развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности как эффективное средство формирования навыков межличностного взаимодействия у старших дошкольников
  • Выжанова Людмила Николаевна. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОС ДО»
  • Молкаева Елена Николаевна. Презентация «Развитие двигательных способностей посредством игровых упражнений и игр»
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь