Ноздрина Инна Евгеньевна. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях

Ноздрина Инна Евгеньевна Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1985», ДО «Солнечный город», должность: учитель – логопед.

АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается эффективность применения экологического воспитания на занятиях по логопедии. Описывается специфика применения экологического материала на указанных занятиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Представлена сводная таблица наиболее важных практических упражнений, связанных с экологическим воспитанием, применяемых на логопедических занятиях. В заключении даются общие выводы и рекомендации, основанные на практике использования указанных упражнений.

СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ: экологическое воспитание, дошкольное воспитание, природа, развитие речи, логопедия.

 

Скачать конспект

На современном этапе воспитания у детей начал экологического сознания – одно из главных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного экологического образования. Именно в этом возрасте у детей появляется большой интерес к объектам природы, легко усваивается адаптивная информация экологического содержания. Данный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанно-правильного, эмоционально-положительного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети в этот период доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность, эмоционально реагируют на всё, охотно повторяют слова и действия[2].

Природа – неисчерпаемый источник форм, красок, звуков. Важно только правильно организовать чувственные восприятия у детей объектов природы, продуманно руководить занятиями, экскурсиями, наблюдениями, дающими детям массу впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствующие развитию речи и коррекции существующих дефектов.

По мнению В.Н. Черняковой, работа воспитателя по развитию культуры речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений[3]. Поэтому на территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, декоративные растения, цветы, овощные культуры – дающие возможность знакомить детей с особенностями растительного мира. Выращивая растения на клумбах своего участка, дети трепетно ухаживают за ними, наблюдают красоту окружающего мира. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет и «живой уголок», где содержаться домашние животные.

В результате такой деятельности дети получают осознанную радость от того, что и его усилиями все живое становится и остается живым и красивым. У детей закрепляются знания о временах года, готовность помогать растениям и животным, воспитывается интерес к познанию природы, а также закрепляются умения пользоваться пословицами, поговорками, расширяется словарный запас. Близость с природой возбуждает эмоции, обостряет деятельность анализаторов, что улучшает речевую активность.

Главной задачей работы логопеда является формирование и коррекция всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Формирование правильной речи является необходимой предпосылкой успешного обучения и развития ребенка, а также непременным условием овладения любой деятельностью – теоретической и практической. Предполагается использование различных форм работы.

Опишем наиболее важные логопедические упражнения, связанные с экологическим воспитанием, применяемые на логопедических занятиях (см. таблицу).

Использование указанных инновационных приемов и методов, подтвердивших свою эффективность многолетней практикой, направленных на формирование у детей представлений о временах года, приобретение новых знаний о природе, расширение кругозора, позволяют формировать у дошкольников различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе, – умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют пассивный и активный словарь, учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвовать в диалоге[1]. Решение этих задач – это широкая умственная подготовка к систематическому обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах.

Исходя из нашей практики, мы уверенно можем говорить о том, что любовь к растениям, животным помогает ребенку преодолеть свой эгоизм, развить такие способности как сочувствие, сопереживание, а это и есть начало формирования духовности. При общении с природой у детей возникает стремление стать лучше, что в дальнейшем может превратиться в устойчивое качество, обеспечивающее непрерывное саморазвитие, самосовершенствование.

Считаем, что данная система работы является эффективной с детьми, имеющим речевые нарушения, которым в силу их индивидуальных психических и речевых особенностей требуется неоднократное повторение. И только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно успешное преодоление имеющихся у детей речевых дефектов.

Экологическое воспитание является актуальнейшим направлением современной педагогики, его главная цель — формирование экологического сознания, экологической культуры личности. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общие гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисного качества человеческого начала в индивидууме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Николаева В.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2010. 112 с.
  2. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Спб.: Изд-во «Союз», 2001.
  3. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Просмотров: 573
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Викторова Екатерина Евгеньевна. Семинар — практикум «Использование приемов и методов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Кириченко Елена Александровна. Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Никонова Людмила Николаевна, Кадиева Фарида Устархановна. «Поиск эффективных форм работы для осуществления экологического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Мельникова Клавдия Аркадьевна. «Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»
  • Байдина Наталья Петровна. Современные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Прохорова Олеся Викторовна. Программа экологического воспитания (для детей средней группы)
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Крещенова Юлия Сергеевна. Занятия как одна из форм экологического воспитания дошкольников
  • Шепелева Олеся Владимировна. Игровая деятельность как один из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь