Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использование

Методическая разработка и реализация проекта Формирование навыка диалогической речи у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр- драматизацийМетодическая разработка и реализация проекта по формированию навыка диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр - драматизаций
Раздел Логопеду
МБДОУ «Детский сад No50 комбинированного вида» п.Вырица
Воспитатель: Ансон Татьяна Николаевна
Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребенку для общения и формирования связной диалогической речи в дошколь ном возрасте.

Скачать конспект
Задача формирования диалогического общения выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития.
Цель проекта
: Формирование навыка диалогической речи детей с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр - драматизаций.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать и расширять коммуникативные навыки детей.
2. Формировать желание самостоятельно играть.
3. Расширять социальный опыт детей.
4. Поддерживать желание детей самостоятельно подбирать игровые атрибуты.
5. Развивать умение согласовывать тему игры, игровые действия, самостоятельно распределять роли.
6. Закрепить умение усложнять игру путем расширения состава ролей.
7. Создание условий для речевого самовыражения, развития новых сюжетов.
8. Закрепить
9. Развивать умение планировать предстоящую игру, сообща выполнять задуманное, справедливо решать споры.
10. Воспитывать дружеские взаимоотношения
11. Пополнять и расширять словарный

 

запас детей.
В соответствии с этим проектная работа была организованна в 5 этапов:
Первый этап: обзор литературы по данной проблеме
Второй этап: разработка и подбор адекватных методик для выявления уровня развития диалогической речи в старшем дошкольном в озрасте;
Третий этап: на основе данных методик выявить уровень развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
Четвертый этап: внедрение проекта в работу;
Пятый этап: повторная диагностика уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему рече вого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие
изменения и поправки.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Можно выделить несколько групп диалогичес
ких умений
1. Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);

поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника);
проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;

говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога
2. Умения речевого этикета.
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.
3. Умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе.
4.Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.
5.Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослы ми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», « Разговор по телефону», « В гостях у куклы».
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопросправильно
.
Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
На подготовительном этапе была проведена работа по подбору литературы, разработке наглядных материалов, диагностического инструментария.
Диагностический этап, заключал в себе проведение пакета диагностических методик, с целью выявления уровня развития навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задание No 1 Индивидуальные беседы с детьми на тему: « Моя любимая игрушка».
Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных беседах.
Описание методики: установить контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора.
Для определения особенностей диалогического общения детям задавались вопросы.
Вопросы для разговора с детьми: - какие игрушки у тебя есть дома? - какая самая любимая? - расскажи, какая она? - какие игрушки нравятся в детском саду?
В результате анализа полученных данных составлена характеристика коммуникативных умений детей .
Задание No 2 Речевые ситуации

Цель: выявить умения ребенка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба).
Описание методики: I ситуация: Ты пришел в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты ее будешь приветствовать?
II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?
Задание No 3 Цель: выявление умений у ребенка задавать вопросы в ходе разговора.
Описание методики: ребенку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по ее содержанию: - « Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня». Во время эксперимента не вступать в беседу с ребенком, а только отвечать на вопросы.
В результате анализа разговоров составляется характеристика
коммуникативных умений детей.

Просмотров: 337
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Гаврилова Екатерина Владимировна. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Светлана Замятина. Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Трушнина Л. В., Туралева Ю.Г., Баронина Ю.А., Мальченко В.А.. Формирование развития речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники. (Методическая разработка)
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Берученко Наталья Леонидовна. ИГРОВОЙ МЕТОД В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь