Личностная и социальная идентичность лиц с химической зависимостью и инвалидностью

Автор статьи: Наталья Суркова

В настоящее время довольно остро стоит проблема социальной адаптации инвалидов. Численность лиц с ограниченными возможностями в нашей стране составляет примерно 8,8% всего населения страны, эти данные обуславливают актуальность исследования данной проблемы. Так же весьма актуальна проблема распространения химической зависимости. 

В соответствии с принципами гуманизации, современное общество ставит задачи осознания и решения проблем, связанных с приобретением человеком статуса «инвалид». Так же остаются важными задачи повышения качества жизни населения: снижение и профилактика алкоголизации и наркомании, особенно среди несовершеннолетнего населения, работа по социализации химически зависимых людей. В нашем городе существуют центры для реабилитации инвалидов, где успешно работает команда профессионалов. Так же и для химически зависимых есть наркологические диспансеры, есть реабилитационные центры длительного пребывания, где оказывается разносторонняя профессиональная помощь.

 Целью нашего исследования было изучить общие аспекты проблем инвалидизации и химической зависимости. В обоих случаях наблюдаются трудности в социализации, в своевременной реабилитации. И те и другие люди имеют существенные ограничения, как физиологические, так и психо-социальные. Главной мишенью для исследования мы выбрали идентичность – личностную и социальную.

Результаты данной работы могут быть использованы психологами и специалистами по социальной работе в наркологии и реабилитационных центрах для инвалидов.

Нарушения идентичности могут сформироваться уже на ранних этапах онтогенеза. Содержание этих нарушений обычно следующее:

  • Синдром «диффузной идентичности»;
  • Фрагментарная идентичность;
  • Ситуативная идентичность;
  • Ригидная идентичность;
  • Диссоциативное нарушение идентичности;

Вследствие нарушений идентичности происходит «прерывание контакта», то есть нормального взаимодействия человека со средой и другими людьми.

Нарушения идентичности, её «расплывчатость», диффузность могут быть как причиной употребления (отсутствие внутреннего «стержня», внутреннего «Я»), так и следствием. Так как зависимость носит разрушительный характер как на физическом, так  и на психическом уровне.

Химическое вещество зачастую приводит к серьёзным необратимым нарушениям на физиологическом и психическом уровнях. Здесь так же есть связь проблематики инвалидности и зависимости: инвалидизация нередко наступает вследствие употребления химических веществ.

 В случае, когда инвалидности не предшествует употребление психоактивных веществ, идентичность так же претерпевает изменения: меняется тело, ухудшается состояние здоровья и снижается качество жизни в целом. Это приводит к переживанию глубокого кризиса, иногда к депрессии и изоляции человека. Эти процессы неизбежно влияют на социальную и личностную идентичность.

На индивидном уровне анализа идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяжённости – представление о себе как некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющего принадлежащее ему прошлое и устремлённого в будущее.

 Исследования проводилось с помощью следующих методик:

  1. Тест идентичности А.А.Урбанович. Методика позволяет сделать заключение о сформированности или нарушении личностной и социальной идентичности.
  2. Личностный опросник Бехтеревского института. Опросник диагностирует отношение к своей болезни, что тоже является показателем личностной идентичности.
  3. Арт-терапевтическая техника «Рисование мандал» А.Копытина и О.Богачёва. Методика предполагает создание рисунка на основе круга, который затем заполняется изображением своего внутреннего состояния. При рисовании используются любые цвета, формы и символы. Затем рисунок обсуждается.
  4. Арт-терапевтическая техника «Рисование герба» А.Копытина и О.Богачёва. Методика предполагает создание рисунков на основе щита, который затем делится вертикально на три части, последовательно обозначающие прошлое, настоящее и будущее. В рисунке респонденты изображают самое лучшее, что было в их жизни, предметы гордости, принадлежность к определённой социальной группе: семья, работа, общество. Когда изображение готово, к нему составляется девиз, содержащий главный жизненный принцип респондента, его жизненное кредо. Затем рисунок обсуждается.

В исследовании участвовало 60 человек: 30 человек с химической зависимостью и 30 человек, имеющих инвалидность. Анонимный опрос проводился на базе ГУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» и ГБУ СО СОЦ «Преодоление» г. Тольятти. Результаты диагностики подтвердили гипотезу об отсутствии различий в личностной и социальной идентичности лиц с химической зависимостью и инвалидностью: у людей с зависимостью и инвалидностью наблюдаются нарушения идентичности.

По тесту А.А.Урбанович выявлены следующие результаты: у лиц с химической зависимостью ниже нормы такие показатели, как: «работа», «семья», «отношения с окружающими», «внутренний мир», - что говорит о нарушении идентичности. У людей с инвалидностью ниже нормы следующие показатели: «работа», «внутренний мир», «здоровье» и «отношения с окружающими».

По личностному опроснику Бехтеревского института получены следующие результаты: при химической зависимости чаще наблюдается неврастенический  тип отношения к болезни, а так же эгоцентрический и апатический.  У людей с инвалидностью чаще наблюдается неврастенический, эргопатический и апатический тип отношения к болезни.

Неврастенический тип: поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблаго­приятных данных обследования. Раздражение нередко излива­ется на первого попавшегося и завершается нередко раская­нием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Эгоцентрический тип: «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и пережива­ний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих вни­мания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое поло­жение, свою исключительность в отношении болезни.

Апатический тип: полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчине­ние процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Эргопатический тип: “Уход от болезни в работу”. Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.

Если диагностируется 3 и более паттернов – это свидетельствует об отсутствии паттерна отношения к своей болезни и о нарушении идентичности. Таким образом, у каждого респондента подсчитывалось количество выявленных паттернов, а затем производился поиск различий.

В результате анализа статистики вывода по тесту идентичности А.А.Урбанович и опроснику Бехтеревского института не выявлено значимых различий в личностной и социальной идентичности у лиц с химической зависимостью и инвалидностью.

Для количественного анализа проективных методик были выделены диагностические критерии и баллы. У лиц с химической зависимостью, так же, как и у лиц с инвалидностью, получены результаты ниже среднего балла, что свидетельствует и о наличии нарушений в личностной и социальной идентичности. Качественный анализ рисунков показал и некоторые различия: у инвалидов чаще встречается диффузная и ригидная идентичность, а при химической зависимости – фрагментарная и диффузная.

Таким образом, качественный и количественный анализ позволяет подтвердить наше предположение о том, что у людей с химической зависимостью и инвалидностью нет различий в идентичности: личностная и социальная идентичность в обоих случаях имеет нарушения. Качественный анализ позволяет выявить некоторые различия: в отношении к своей болезни, в особенностях нарушения личностной идентичности. Таким образом, имея эти данные, мы можем корректировать методы и способы работы с данными категориями клиентов, учитывать наличие определённых черт и паттернов поведения.

Личностная и социальная идентичность лиц с химической зависимостью и инвалидностью



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Созависимость при химической зависимости, некоторые стратегии работы с ней.
  • О влиянии семьи на формирование личностной идентичности
  • Кризис личностной идентичности на этапе самоопределения и профориентации
  • Гештальт-подход в групповой работе с симптомом тяги при химической зависимости
  • "Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих химической зависимостью"
  • Текст как средство исследования идентичности
  • Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ).
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Система иллюзий, порожденная химической зависимостью. Часть 2
  • Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. Часть 1. Болезнь химической зависимости
  • Кризисы жизни как условия изменения Я - идентичности
  • О стойком нарушении полоролевой идентичности мальчиков
  • Что важно помнить о химической зависимости
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • О принятии своей сексуальной идентичности
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Как уберечь своего ребёнка от химической зависимости. Продолжение.
  • Особенности копинг-стратегий лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ
  • Возвращение к своей идентичности, или в поисках пути домой. Статья первая
  • Как сделать кота из собаки. Проблемы построения идентичности
  • Кризис идентичности. Что происходит с ребенком ближе к трём годам?
  • Синдром диффузной идентичности.
  • Все болезни от головы. Так ли это?
  • Возвращение к своей идентичности. Статья вторая. Родительское напутствие
  • Как уберечь ребёнка от химической зависимости
  • Склонность к фанатизму как попытка решения конфликта идентичности
  • Работа с современным кризисом идентичности: возможности метода символдрама
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Диссоциативное расстройство идентичности
  • Капитал идентичности, как метод самореализации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь