Кризисы жизни как условия изменения Я - идентичности

Автор статьи: Геннадий Малейчук

Кризисы жизни как условия изменения Я - идентичности

 

Малейчук Геннадий Иванович

 

Энциклопедический словарь содержит следующее определение кризиса. Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Кризис – это состояние эмоционального и умственного стресса, требующее значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Содержанием психологического кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в сложной ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших проблем. В качестве признаков кризиса, которые также могут выступать критериями для его диагностики, называют следующие: наличие события, вызывающего стресс, приводящего к фрустрации и сопровождающегося чувством безысходности, крушения в достижении жизненно важных целей; переживание горя; чувство потери, опасности, унижения; чувство собственной неполноценности; разрушение привычного хода жизни;  неопределенность будущего; отсутствие целостности видения ситуации; страх; отчаяние; чувство одиночества и отверженности; страдание.

По временному параметру кризисы подразделяются на: острые, кратковременные; затяжные; кризисы переходных периодов, связанные с возрастом и ограниченные во времени.

С точки зрения динамики выделяют 4 последовательных стадии кризиса (Дж. Каплан):

1.     Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2.     Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3.     Еще большее напряжение, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4.     При неблагоприятном течении, если не удалось разрешить кризис, происходит повышение тревоги и депрессии, чувство беспомощности и безнадежности, приводящее к дезорганизации личности.

Кризис может заканчиваться на любой стадии, если исчезает внешняя опасность или обнаруживается решение ситуации.

Традиционно за понятием «кризис» закрепилось негативное отношение, в первую очередь это касается обыденного сознания. Кризис, кризисный период воспринимается человеком как  нечто нестабильное, неустойчивое, сопровождаемое  гнетущим переживанием, состоянием внутреннего дискомфорта. О каких бы кризисах не шла речь, будь то возрастные кризисы, экономические, политические и др., в качестве основного их критерия выступает характеристика нестабильности, неустойчивости, задающая в целом негативный контекст данному явлению.

Однако если рассматривать кризисы в онтогенетическом аспекте, то здесь, успешно разрешенный кризис является фактором дальнейшего развития, приводящим к формированию качественно новых психических и личностных образований.

Диалектический взгляд на сущность кризиса предполагает видение в феномене кризиса как негативных, так и позитивных моментов. При использовании системного  подхода к определению психической реальности, последняя может быть представлена как целостная, развивающаяся система. При таком взгляде, психическая реальность в целом и Я, как центральный ее компонент, представляет собой сложную, противоречивую, обладающую свойствами устойчивости и изменчивости систему. Действительно, любая живая система стремится сохранить свою стабильность – это факт эмпирический. Однако диалектика развития часто демонстрирует нам и противоположные факты. Стабильность, устойчивость, доведенная до предела, теряет свойство развития. Совершенная стабильность формы – тупиковый вариант, в котором утрачивается всякая динамика. Так, к примеру, чрезмерная адаптация так же не желательна, как и ее отсутствие. Следовательно, если жизнь рассматривать как процесс, со всеми его свойствами – текучестью, динамичностью, темпом, то кризисы – это неотъемлемые ее атрибуты, поворотные моменты на пути этого процесса, в которых происходит смена жизненной формы.

Рассматривая кризис жизни с точки зрения субъекта, переживающего кризис, можно утверждать, что личностный кризис – это кризис Я – идентичности. Субъективное переживание кризиса, скорее всего, описывается как переживание тревоги, характерное для системы, находящейся в неустойчивом состоянии. Неустойчивость системы в состоянии кризиса определяется нарушением равновесия между процессами стабильности (устойчивости) и динамичности (изменчивости).

Если следовать данной логике рассуждения, то значение жизненных кризисов, взятых в контексте развития личности, ее субъективности можно оценивать под другим углом зрения. Кризисы, при таком подходе, представляются как чрезвычайно важные моменты жизненного пути личности. Кризисы – это «шансы жизни», точки роста, в которых происходит смена старой формы Я человека, если Я рассматривать как живую самоорганизующуюся систему. Кризисы – это возможности для появления, выбора новой формы Я, то есть смены Я-идентичности.

В этом плане, кризис, а точнее его результат - это всегда смена идентичности Я, появление новой идентичности. Здесь возникает вопрос: какой будет эта новая идентичность, кем или чем  будет задаваться  направление ее выбора, каков будет его вектор? Можно предположить, что как форма, так и направление выбора новой формы Я будет определяться как ситуацией, контекстом выбора, так и, во многом,  качественными характеристиками Я.

 

 



Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у вас кризис? Как выйти из кризиса?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Часть 3. Возрастные кризисы. 30-летний кризис - кризис сценарной эмансипации.
  • Что делать, если у психолога кризис в практике? Как из кризиса выйти победителем
  • Семейные кризисы. Что такое семейный кризис и как с ним справиться?
  • Кризис ценностей. Как выйти из кризиса.
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Кризис 30-летних: Так и в чем же здесь кризис?
  • Кризис среднего возраста как кризис развития
  • Семейные кризисы. Часть 5. Кризис 7 лет
  • Семейные кризисы. Часть 4. Кризис 5 лет
  • Семейные кризисы. Часть 3. Кризис 3 лет
  • Семейные кризисы. Часть 6. Кризис 10 лет
  • Семейные кризисы. Часть 2. Кризис 1 года.
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Кризис личности как путь развития
  • Семейный кризис. О чем это и как быть.
  • Кризис идентичности. Что происходит с ребенком ближе к трём годам?
  • Кому будет не страшен новый финансовый кризис? Как встретить его во всеоружии
  • Дошкольные кризисы. Структура возрастного кризиса
  • Кризис женской идентичности. Негативные программы и отсутствие инициации.
  • Почему в кризис многим будет тяжело? А ведь новый кризис «не за горами»
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти? (Часть II)
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти (Часть I)
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Кому не страшен новый финансовый кризис. Как пережить надвигающийся кризис
  • Что делать, если у Вашего мужа, переживающего кризис середины жизни, появилась любовница?
  • Формы адаптации как содержание кризиса. И как ресурс
  • Почему я люблю алкоголика? Если кризис - это зона комфорта
  • Кризис 3-х лет. Как прожить это время?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь