Потребность в повторении триумфа над ненавистной соперницей

Потребность в повторении триумфа над ненавистной соперницей

"Если мужчина ценится, в основном, за то, что его завоевание становится триумфом над другой женщиной, то интерес к нему пропадает, коль скоро достигнут успех. Потребность в повторении этого триумфа над ненавистной соперницей часто вносит большой вклад в поиск следующего и следующего мужчины." 
Мелани Кляйн



Корни этой патологической ситуации, о которой говорит М.Кляйн, лежат в неразрешенном Эдиповом комплексе. У женщин этот комплекс называется "комплексом Электры", но я буду называть его Эдипом. Такую метафору Фрейд дал первичной ситуации, в которой зарождается ревность и конкуренция.
Ребенок, в силу своей естественной природы, пока еще не ограниченной культурными, социальными рамками, желает иметь то, что ему нравится.
Это праистоки желания, того, что в обществе впоследствии ошибочно называется любовью.
Естесственное желание, ничем не огрнаниченное и не сдержанное никакими рамками - хочу иметь то, что мне нравится- это не любовь.
Хочу себе игрушку вон того мальчика. Хочу вот этого мужчину и не важно, что он мамин- хочу!!! Хочу вот эту женщину и не важно, что она папина - хочу!!!


Мудрецы говорят - любовь, или то, что люди принимают за любовь хочет владеть, то есть хочет убивать.
Но это лирическое отступление о детях и их необузданном мире чувств и безграничных желаний.


Как я уже сказала именно в Эдипе лежат корни зависти и конкуренции.
Именно родители должны "обуздать" эти спонтанные детские, незрелые импульсы, установить границы и объяснить своему "дикому" чаду, что он может получить прямо сейчас, что чуть позже, а чего он не может получить никогда. То есть ввести рамки, ограничения, правила. Социализировать свое ненаглядное чадо.
Кровинушка, естесственно при этом переживает ярость фрустрации, обнаруживая что она не всесильна и не всемогуща. Но это необходимая боль.


Представим себе, что кровинушка растет без границ и без правил - получает все, что хочет и немедленно. Что мы получим? Правильно социопата, психопата. Почему социопата? Ну а кто ж захочет "дружить" с таким вурдалаком, кто ж его сможет любить с такой-то его безграничностью? Оно ж сожрет и глазом не моргнет - и ваше время и ваши деньги, и ваши ресурсы эмоциональные... Сожрет и спасибо не скажет, потому как все это ему причитается итак, он никому ничего не должен.Ребенку все должны, он пока никому и ничего не должен.


Вот примерно такая история и приключилась с женщиной, которую описывает М.Кляйн.
Родителям не удалось вырастить социализированную девочку, они вырастили социопата.
В норме любовь к матери и сочувствие к ней должны были вытеснить ее сексуальные чувства к отцу, то есть закрыть дверь в родительскую спальню. Тогда, в положенном для этого природой возрасте, она смогла бы найти своего мальчика и организовать с ним свою постель.
Ну и ладно, думает ребенок, я вырасту и найду другого хорошего мальчика и получу то, что есть у мамы - секс и ребенка. И на этом конкуренция с мамой и зависть к маме закончились бы, также, как и сексуальные чувства к отцу - они сублимировались бы в нормальную деятельность - замужество, секс, и здоровое потомство! Все счастливы!!!


Но в нашем случае Эдипов конфликт не обрел своего здорового завершения в силу разных, многих причин, которые мы здесь упоминать не будем, хотя, если копнуть глубоко(или наоборот бросить поверхностный взгляд) все итак ясно, как белый день. "Ненавистная соперница" - это мать и, стало быть, речь идет об отсутствии любви в этой семье, о ее извращении, о ее подмене - о неврозе.
Итак конфликт, базирующийся на ревности и конкуренции, которому Фрейд дал название Эдипов по схожести сюжета с мифом об Эдипе, в котором художественно отражена определенная стадия развития ребенка - осознавание себя сексуальным существом на прегенитальной стадии - у нашей героини не разрешился. Никто не виноват, хочу я напомнить.Так случилось.


Но... Нормальная сублимация получила подмену в виде патологической для взрослого человека(что нормально для ребенка, ненормально для взрослого), извращенной сублимации - конкуренция, ревность, чужая постель остались в первозданно, я бы сказала, нетронутом, "диком", детском виде. Цветок остался диким, не окультуренным, то есть, недорощенным до нормального социального функционирования.


Чем это чревато в реальности?
Семьи нет? Нет.
Детей нет? Нет.
Карьера есть? Нет Почему, спросите вы? И будете правы. И правда, доктор, утрирует, похоже. Сгущает краски. Где Эдип с его конкуренцией и ревностью и где карьера? Наоборот. Способность конкурировать - это главное, что необходимо на поле битвы за социальный успех.


Отчасти, вы, конечно, правы, дорогие читатели.
Но.... Конкуренция должна преследовать определенную конструктивную цель. Конкурировать за лучшего мужчину, за лучшую работу, за более высокую должность - это достойно всяческих похвал.
Но конкурировать за чужого мужчину с целью проконкурировать и бросить - это другое.


Так почему эта прекрасная женщина бросает соблазненных мужчин и выбирает следующую жертву своей неотразимости?
Потому что бессознательно(не забываем, даже в непрожитом Эдипе все вытесняется, так как мораль есть и в этой непростой ситуации) успех связывается с Эдиповой победой над матерью, с завоеванием отца, и вызывает бессознательный страх (самозванка, аферистка) и стыд.


Итак успех достигнут, но плодами успеха воспользоваться невозможно.
Выход один - заход на новый круг, то есть новая работа, новый партнер, и полное отсутствие реальных успехов.Остаться в порочном круге.
Запасной выход - пойти к психотерапевту и разобраться во всей этой детской чехарде. И выйти из порочного круга.
Ирина Ситникова - психолог, психотерапевт, семейный психолог.

www.psyshans.ru

 



Просмотров: 105
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Тест "Почему у меня нет того, что я хочу"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Хочу быть блогером, а не вот это вот все"
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Про "Я есть и это хорошо" и работу над ошибками
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Волшебный список "Сто моих Хочу" Как разрешить себе иметь то, что хочется
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Нездоровые желания или "Так хочу, что умираю!"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Как это он не хочет, это я не хочу!"
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "Я для себя" - что это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь