Креативность – это дар свыше?

Как Вы считаете – креативность – это врожденное качество человека, данный ему изначальный талант или приобретенный в течение жизни навык?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен, и у меня на тренингах по креативности разворачиваются настоящие дебаты. Кто-то уверен, что креативность – врожденный талант, чуть ли не генетически закрепленный. Для кого-то это навык, вырабатываемый в течение жизни, так же, как умение ходить, говорить и пр. Большинство, конечно, высказывается менее категорично, рассматривая креативность как качество человека, имеющее определенные врожденные задатки, а также развиваемое в течение жизни.

Очень часто, размышляя на тему креативности, мы понимаем под этим некую невероятно сложную материю, практически божественное проведение, доступное только избранным – креативщикам. Очень часто наша «зашоренность» и привычка идти протоптанной дорожкой мешает нам по-новому взглянуть на ситуацию и открыть собственный творческий потенциал. На самом деле, креативность, как таковая, включает в себя всего лишь три элемента:
1 – знание предмета. Не разбираясь в теме, невозможно создать в ней нечто качественно новое!
2 – мотивация. Если у вас нет желания создать новую идею, если тема не интересна для вас – результат, скорее всего, будет равен нулю.
3 – техники креативности. Существует огромное количество самых разных техник, приемов и методов, позволяющих «родить» качественно новую идею.
И все! Никакого «божественного проведения», «особого дара»! Только эти три составляющие! Просто одни овладели методами в совершенстве, имеют высокую мотивацию, хорошо разбираются в теме! Другие же – на пути к креативности!

Говоря о креативности важно также рассмотреть ее связь со стратегией нашего мышления: дивергентное и конвергентное мышление. Первое предполагает, что в решении задачи мы видим один конкретный способ решения. Например, если перед нами стоит задача пожарить яичницу, мы знаем, что нам понадобятся сковорода, плита, масло, яйца +/- еще несколько ингредиентов. И мы ведь не изобретаем велосипед – “а пожарю-ка я яичницу в кастрюле”, или “разведу-ка я костер на балконе и приготовлю блюдо на нем”. Собственно, большая часть задач в нашей жизни решается именно с помощью конвергентного мышления. Ведь у каждого из нас есть значительный накопленный опыт решения огромного количества типичных задач, готовых алгоритмов.
Но, к сожалению (или к счастью), алгоритмы эти работают не всегда. И тогда на помощь нам приходит мышление дивергентное, мышление, которое по сути своей похоже на густо ветвящееся дерево. Есть ствол – задача и есть множество ветвей – вариантов решения задачи. Когда нам может оно понадобиться? Ситуация первая – конвергентное мышление, то есть готовые алгоритмы, больше не работают. Масса таких примеров в маркетинге и менеджменте. Например, стандартные виды рекламы перестали работать и больше не обеспечивают приток клиентов. Или старые инструменты работы с персоналом больше не обеспечивают рост эффективности их деятельности. И тогда, хотим мы или не хотим, но мы вынуждены активизировать свое дивергентное мышление и искать новые формы действий. И по большому счету – именно “хотим” – половина составляющей успеха в деле креативности.
Вторая ситуация, когда нам необходимо дивергентное мышление – отсутствие необходимых ресурсов для реализации стандартного способа решения задачи. Вспомните известную поговорку “Голь на выдумки хитра” – она именно о креативности. О том, что когда есть нехватка чего-либо, мы вынуждены придумывать как решить задачу и обойтись без …. крупных денежных вливаний в рекламе, без сковородки при жарке яичницы, …. и пр.
На основе всего выше рассмотренного вернемся к вопросу, с которого началась данная статья – креативными рождаются или все же становятся. Мое твердое убеждение в том, что креативными рождаются. Причем абсолютно все. Мозг ребенка еще не зашорен стандартами и образцами, теми самыми проторенными дорожками конвергентного мышления. Ребенок априори видит альтернативность решения стоящих перед ним задач. Это мы знаем, что, например, кашу следует есть только ложкой. Маленькие дети другого мнения. Они уверены, что есть кашу можно рукой, ногой, поварешкой, игрушкой, да и вообще почти всем, что попадется под руку. И нам, взрослым, следует поучиться креативности у этих маленьких гениев.
Но что же происходит с ребенком дальше? Он идет в детский сад, далее в школу. Он подвергается мощному воспитательному воздействию со стороны родителей, бабушек, дедушек и других взрослых. И в ходе всего этого он постепенно, шаг за шагом, осваивает готовые образцы поведения. Он знает, как надо делать и как не надо. На первый план для большинства из нас выходит мышление конвергентное. И немногие умудряются сохранить в себе талант мышления вариативного, конвергентного. И именно таких людей мы и называем людьми креативными.

Но самое замечательное – это то, что раз в каждом из нас эта креативность есть изначально, то и развить в себе ее мы можем. Как это сделать? Целенаправленно искать вариативность в стоящих перед нами задачах. Когда есть возможность каждый раз задумываться – а можем ли мы решить задачу лучше, эффективнее. С меньшими затратами, с большим выхлопом. И помнить про три составляющие креативности:
1) Мотивация – если тема Вам не интересна, все попытки креативности скорее всего и останутся просто попытками.
2) Знание – прежде чем креативить, изучите предмет. Что уже изобретено до Вас? Этим Вы обезопасите себя от мучительных попыток изобрести велосипед.
3) Техники, приемы креативности. Суть всех этих методов – помочь Вам увидеть вариантивность решения, найти альтернативные варианты за счет неожиданных сочетаний, нестандартных применений и пр. Более подробнее об этих приемах обещаю рассказать в одной из следующий статей.



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое креативность, с чем её есть и как её развивать
  • Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Что делать, если есть кто-то умнее (лучше, сильнее) Вас в выбранной теме?
  • Что такое коучинг креативности
  • Дивергентное и конвергентное мышление учащихся
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Что мешает нам стать эффективнее? Пути решения.
  • Техники развития креативности как инструмент выхода из проблемных ситуаций.
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Как рациональность мешает креативности
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему иногда нам так сложно принимать решения и что с этим делать?
  • Всего достиг, все есть, но зачем мне это?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Все, что у нас есть и чего нет - результат чего?
  • Вселенная устроена так, что отражает нам именно то, что мы видим!
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Я! Я есть! Что Я есть? Пустые ли это звуки?
  • Что есть наш возраст?....всего лишь цифры...
  • Коучинг для развития креативности
  • Барьеры креативности или источники творчества
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь