Ценностные ориентации студентов старших курсов

 

Проблема исследования ценностных ориентацией у студентов старших курсов юридического факультета является актуальной. Во-первых, изменения, которые затронули политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни нашего общества повлекли за собой преобразования  в ценностных ориентациях людей, в том числе студентов; во-вторых, по изученной системе ценностей студентов старших курсов можно предположить уровень эффективного выполнения определенного действия в их будущей профессио­нальной деятельности.

Для подтверждения актуальности темы необходимо ответить на естественно возникающие вопросы: почему ценности студентов именно старших курсов составили основу исследования? Каковы ценностные ориентации студентов старших курсов юридического факультета? Нужно ли учитывать систему ценностей выпускников вузов, например, при профессиональном отборе?

С целью выяснения первого и второго вопросов в 2012 году автором было проведено исследование ценностных ориентаций студентов старшего 4-го курса юридического факультета. Выбор автора в отношении студентов данного курса был не случаен. Во-первых, студенты на четвертом курсе определились со специализацией: уголовная или гражданская, т.е. приняли решение  относительно своей будущей работы. Во-вторых, старшекурсники предположительно больше ориентированы на свою будущую профессию, чем студенты младших курсов. В-третьих, опрошенные группы студентов юридического факультета дадут большее количество данных при проведении повторных исследований.

Общая характеристика исследования.

Выборка этого года составила 40 человек. Были опрошены студенты четвертого курса уголовной (далее УС) (20 человек) и гражданской (далее ГС) (20 человек) специализации.

В качестве метода исследования была выбрана методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [1]. Методика содержит 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, которые необходимо было проранжировать по порядку значимости для студента. Данная методика позволила охватить необходимое для исследования количество студентов. Проводилась с учетом принципов добровольности и анонимности. Ответы по методике «Ценностные ориентации» были впоследствии обработаны в MO Excel.

Полученные данные показали, что у студентов уголовной и гражданской специализации самыми высокими показателями являются: здоровье  (УС – 77%; ГС - 72%); любовь (УС – 72%; ГС – 78%). Для групп ГС важным ценностным ориентиром является счастливая семейная жизнь – 83%, а вот у групп УС она составляет только 61%.

  Общий низкий показатель  для двух групп  - ценность красоты природы и искусства (УС – 22%; ГС- 22%).

  Проведенный анализ инструментальных ценностей студентов показал, что группа УС в среднем более воспитана, т.е обладает хорошими манерами (83%) и ответственна (чувство долга, умение держать свое слово) (72%), чем группа ГС (воспитанность – 61%; ответственность – 67%). В совокупности с терминальными ценностями это означает, что студенты группы УС ответственнее подходят к своему здоровью, к формированию своей интимной жизни.

  Незначительными инструментальными ценностями с точки зрения студентов являются непримиримость к недостаткам в себе и других (УС – 22%; ГС – 28%), а также высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (УС – 33%; ГС – 33%).

  Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, во-первых, студенты 4 – го курса в своей жизни руководствуются ценностями, носящими не утилитарный характер (любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь). Во-вторых, это вполне закономерно, поэтому стоит обращать внимание на те ценности, которые студенты считают незначимыми.

  Анализ незначительных ценностей студентов поможет ответить на третий вопрос данного исследования: «Нужно ли учитывать систему ценностей выпускников вузов при профессиональном отборе?». Так, например, в данном исследовании незначительной инструментальной ценностью стала непримиримость к недостаткам в себе и других (УС – 22%; ГС – 28%). Это означает, что в среднем студенты старших курсов не критичны к своему внешнему виду, а также не уделяют достаточно внимания анализу своей деятельности. Поэтому возможно предположить, что при возникновении ошибок (процессуальных или организационно-тактических) в профессиональной деятельности, данные субъекты не будут корректировать линию своего поведения в отношении допущенных ошибок. Это в свою очередь может негативно отразиться на их дальнейшей профессиональной деятельности в качестве юристов, а также может негативно сказаться на репутации организации.

    В заключении было выяснено мнение преподавателей юридического факультета, одновременно являющимися юристами – практиками, о терминальных и инструментальных ценностях, которыми должны обладать студенты юридического факультета как будущие юристы с их точки зрения.

Общая характеристика исследования.

Выборка среди преподавателей составила 8 человек. Были опрошены преподаватели юридического факультета.

В качестве метода исследования им была предложена методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), по которой опрашивались студенты. Методика проводилась с учетом принципов добровольности и анонимности. Ответы по методике «Ценностные ориентации» были впоследствии обработаны в MO Excel.

Ожидания преподавателей в отношении ценностей студентов как будущих юристов, полностью не оправдываются. Самыми высокими показателями стали: познание (78%); уверенность в себе (78%); здоровье (72%).

 Та же ситуация наблюдается при анализе инструментальных ценностей. По мнению преподавателей, студенты как будущие субъекты своей профессиональной деятельности должны быть образованы (83%), рациональны (83%), ответственны (78%) и исполнительны (72%).

  Таким образом, автор рассмотрела ценностные ориентации студентов старших курсов юридического факультета как будущих субъектов своей деятельности, проанализировала мнение студентов и преподавателей по данному вопросу, доказала, что ожидания преподавателей в отношении ценностей студентов не оправдались.   

  На основании этого можно сделать следующие выводы:

  1. Студенты 4-го курса юридического факультета менее ориентированы на свою будущую профессию;
  2. Необходимо учитывать систему ценностей выпускников вузов при профессиональном отборе.

_____________________

 

  1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 - C. 637-641


Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов
  • Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов
  • Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Специфика совладающего поведения студентов вуза
  • Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты
  • Гендерные стереотипы студентов
  • Адаптация студентов-первокурсников в колледже
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента
  • Представление о вере и религии у подростков и студентов
  • Новый учебник для студентов и психологов "Психологическое и социальное консультиование"
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Межличностные отношения студентов и восприятие отношений с родителями в детстве
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Особенности духовно-нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подхода
  • Мотивация достижения успеха, избегания неудач, готовность к риску у суеверных студентов
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Развитие мотивов творческой самореалиции, учебно-познавательных и социальных мотивов у студентов
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Ценностные ориентации у современной молодежи
  • Эмоциональная компетентность студентов и их персональная компетентность во времени
  • «Отношения с родителями в детстве и межличностные отношения студентов»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь