Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа

Обучение в ВУЗе носит довольно специфический характер. Данный факт можно связать с тем, что обучающиеся высших учебных заведений получают узко профессиональное образование, которое они выбрали целенаправленно. В связи с этим у них должны наблюдаться общие цели и интересы. Однако, на этапе поступления и первого года обучения, а иногда – дольше, во множестве случаев наблюдается проблематика отсутствия сплоченности студентов в своей группе и на курсе.

Данную ситуацию может помочь преодолеть специалист – педагог-психолог. Его основной задачей является повышение эффективности деятельности образовательного учреждения, в рамках которого он действует, в том числе в отношении сплоченности обучающихся.

Анализируя вопрос изучения сплочённости студентов ВУЗа и роли педагога-психолога в данном процесса, необходимо, прежде всего, рассмотреть термин «сплоченность». Так, например, Российская социологическая энциклопедия определяет данный термин как «интегральная характеристика межличностных отношений в группе, коллективе». С психологической точки зрения под сплоченностью понимается результат групповых процессов, которые возникают и протекают в рамках определенного коллектива, объединенного общими интересами, в частности, образовательными.

Психологическое явление сплоченности можно связать со структурой группы, стилем лидерства, межличностной привлекательностью, психологическим климатом в группе и т.д.

Работу над организацией сплоченности в ВУЗах могут осуществлять как сами студенты, так и кураторы групп, который должен обладать определенным уровнем профессиональной компетентности. От него требуется постоянное аккумулирование новых умений, знаний и навыков. Многоплановость работы и чрезвычайная загруженность не позволяют куратору в полной мере заняться работой над формирование сплоченности в коллективе.

М.К. Мамардашвили отмечал, что в соответствии с современными условиями жизни человеку необходимо быть инициативным, изобретательным, при этом послушным и покорным, а также самодеятельным. В случае, если у каждого из студентов ВУЗа будут присутствовать данные характеристики, то вопрос необходимости профессиональной поддержки для организации сплоченности отпадет сам собой. Однако, добиться этого довольно сложно. Именно поэтому в наши дни столь важным является оказание профессиональной поддержки со стороны специалиста, который занимается данным вопросом. Речь идет о педагоге-психологе.

Деятельность педагога-психолога чрезвычайно многоплановая. Она требует от него решения ряда задач, к числу которых можно отнести изучение и исследование личности учащихся и ученических коллективов; осуществление пропаганды здорового образа жизни, идей содействия, факторов риска, необходимости сотрудничества среди учащихся ВУЗов; реализацию программ по преодолению трудностей в межличностном общении и социализации; своевременном выявлении обучающихся, у которых возможно возникновение проблем в осуществлении коммуникации со сверстниками и педагогами; создание необходимых условий для комфортного психологического климата в коллективе обучающихся; проведение тренинговых занятий по снятию психо-эмоционального напряжения и формированию здорового настроения и т.д.

Таким образом, необходимо отметить, что роль педагога-психолога при формировании групповой сплоченности студентов ВУЗов чрезвычайно высока. Это связано с тем, что он осуществляет систематическую многоаспектную работу, выполнить которую студенты самостоятельно не смогут. В случае отсутствия такого специалиста в ВУЗе возможно возникновение разобщенности коллектива студентов.

    

Автор: Толчина Ксения Юрьевна



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Болею только за наших! О, группах, сплоченности и конфликтах в теории и на практике
  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Специфика совладающего поведения студентов вуза
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Эмоциональная грамотность как часть профессиональной компетентности педагога
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Что необходимо учитывать при устройстве или принятии на работу
  • Как найти психолога? На что опираться при выборе специалиста?
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психолога
  • Профессиональное выгорание педагога с позиции аналитической психолога.
  • Личностные качества руководителя как фактор групповой сплочённости коллектива
  • Новый учебник для студентов и психологов "Психологическое и социальное консультиование"
  • Профилактика нехимических зависимостей как одно из направлений работы педагога - психолога
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Записки психолога. Роль образования в семейной жизни не так уж и высока
  • Специфика работы педагога-психолога в логопедическом детском саду
  • Межличностные отношения студентов и восприятие отношений с родителями в детстве
  • Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учреждении



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь