Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов

Автор статьи: 404

Опыт арт и танц терапии в профессиональном самоопределении студентов

Арт-терапия и танцевальная терапия представляют собой специализированные методы работы в группах. Оба эти метода возникли на основе психоанализа и в прошлом применялись главным образом как вспомогательные методы в сочетании с вербальной психотерапией. 

Целью настоящего исследования было определение эффективности применения указанных методов арт-терапии в формировании профессионального самоопределения студентов психологических ВУЗов.

Актуальность данной темы определилась в ходе проведенных бесед со студентами и выпускниками психологических ВУЗов, была собрана основная проблематика (запрос): неуверенность в самоопределении, в выборе профессии, неопределенность в выборе психологических подходов в применении к собственной психологической практике; неуверенность в собственной способности к помогающей деятельности, профессиональной идентичности. Многие студенты на вопрос, почему вы выбрали этот ВУЗ отвечают, что хотели бы решить личные проблемы и не уверены, что будут работать по специальности «Психолог».

«Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Профессионал является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессиональной деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иным словами он способен к саморазвитию». (2, С. 28) Саморазвитие лежит в основе профессионального развития, как динамического и непрерывного процесса самопроектирования личности. Т. обр., фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации». (2, С.29-30).

«Профессионал хорош потому, что он сознательно или неосознаваемо, но максимально использует свои личные качества, содействующие успеху, и компенсирует (возмещает) или отчасти подавляет те, которые успеху противодействуют» (1, С, 248).

На протяжении 3-х лет автором данной статьи проводились тренинговые занятия по арт - и танц - терапии с группами студентов, обучающихся в Дальневосточном Институте Психологии и Психоанализа (г. Хабаровск) и в филиалах МПСИ (г. Тында, г. Свободный). Тренинги проводились однократно с каждой группой, в течение 2-х дней,  программа тренинга состояла из 18-24 часов.

С целью объективизации данных  эффективности тренинговых занятий использовались методы рисуночной психодиагностики, а также проводилось наблюдение за участниками в ходе тренинга, беседа  после участия в тренинге.

Кроме основной исследовательской цели с участниками группы решались общие задачи тренинга, т.е. задачи, решающие ряд личностных проблем участников. Так был выявлен ряд особенностей, затрагивающих личность и эмоционально-волевые процессы участников групп. Как правило, на начальных этапах тренинга наблюдалось ряд общих тенденций. В реакциях некоторых участников отмечалась ранимость, чувствительность к критике, признаки заниженной самооценки, повышенный уровень тревожности и негативизм, что выражалось в отказах от выполнения упражнений и фразах: «Я не умею рисовать», «Я плохо  танцую», «У меня не получится», «Можно я просто посмотрю». К концу первого этапа наблюдалось полное включение всех участников в активный тренинговый процесс, а некоторые участники группы открыто выражали свои чувства, вызванные проделанными упражнениями, сообщали о внутриличностной проблематике, которая ассоциативно всплывала в ходе тренинга: переживание утраты близкого, актуализация скрытых мотивов поведения, противоречия в сфере притязаний и способностей, принятие собственной полоролевой идентичности, межличностные конфликты и др.

Каждое упражнение заканчивалось обсуждением, в процессе которого участники обменивались возникающими переживаниями от процесса работы, обсуждали проблемы в своей личной жизни и высказывали пожелания друг другу. Свои рисунки они могли порвать, подарить, забрать с собой или поместить на выставку. Особые эмоциональные переживания вызывали упражнения на групповую сплочённость (зеркало, танец в м-группах, совместное рисование), а также упражнения, в которых участники проявляли свою индивидуальность (танец-соло), обменивались информацией о восприятии личности другого (рисование метафорических портретов).

 Повысилась самооценка участников тренинга, в связи с приобретением нового представления о своих творческих возможностях и возможностях своего тела. 

В процессе тренинга у многих участников наблюдались альтруистические проявления, которые укрепили их уверенность в правильности выбора профессии психолога. Так, когда в процессе тренинга выявлялись проблемные личностные ситуации, которые участники выносили на группу, я, как ведущая, инициировала, стимулировала участников к взаимопомощи, предоставляла возможность каждому и группе в целом побыть в роли психотерапевта и клиента. Некоторые участники спонтанно принимали на себя поддерживающую, ободряющую роль, например, один из участников на следующий день после начала тренинга подготовил ряд стихов, в которых в метафорической форме прозвучали очень важные и добрые советы для одной из участниц, находящихся в состоянии психологического кризиса. Позитивно принимались участниками ряд упражнений, в которых они могли проявить себя вербально и невербально как помогающий специалист, наставник. Это такие упражнения как «Зеркало» в парах, рисование метафорического портрета друг друга, танец «Поддержка», постановка совместных танцев и, конечно же, обсуждение своих переживаний от совместной деятельности, обратная связь – признание в глазах других своей компетентности, значимости участия в судьбе другого.

В ободряющей, доверительной атмосфере тренинга происходит раскрытие глубоких внутриличностных проблем участников, снимаются психологические защиты и члены группы становятся способными говорить о своих переживаниях, эффективно  анализировать их, открываться к принятию помощи и поддержки. Так, рисование масок на лице и последующее исполнение сольного танца в маске часто обнаруживает вытесненные переживания, подавленные эмоции (агрессия, страх, чувство собственной малоценности, проблемы коммуникации и др.), которые выплёскиваются в изображении маски и ролевом танцевальном исполнении. Обратная связь с участниками группы позволяет усилить саморефлексию и получить психологическую помощь, принятие членами группы каждого «выявленного» образа.

По окончании тренинга у многих участников сформировалось желание продолжать совершенствоваться в профессии психолог, проводить подобные тренинги, уверенность в своей профессиональной идентичности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что арт-терапия является весьма эффективным средством воздействия на профессиональное самоопределение студентов-психологов, предоставляет  возможность получения нового опыта, как в роли клиента, так и в роли психолога. Положительное влияние на  эмоциональное состояние происходит за счет сублимации негативных чувств в социально приемлемые формы их выражения (рисунок, танец), способствует расширению границ собственного Я, мобилизует ресурсные возможности, раскрывая творческий потенциал личности, коммуникативные навыки, чем способствует формированию профессиональной идентичности.

На основании проведенного исследования методы арт- и танц-терапии следует рассматривать в качестве одного из важнейших ресурсов системы высшего профессионального образования, способствующего профессиональному самоопределению студентов.

Ознакомиться с программой тренинга танц-терапии можно здесь 

     Литература.

  1. Климов Е.А. Основы психологии.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
  2. Митина Л.М., Брендакова Л.В. и др. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ, Флинта, 1998. – 184 с.
  3. Практикум по арт-терапии. / Под ред. А.И. Копытина. – Спб.: Питер, 2001. – 448 с.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. – Спб.: Питер Ком., 1999. – 384 с.

 

 



Просмотров: 585
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Методика семинара-тренинга «Применение арт-терапии в психосоциальной и психолого-педагогической практике"
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Психологическое сопровождение методом профессионального тренинга
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • Ошибки при выборе психолога или тренинга. Маркетинг впечатлений в психологической практике.
  • Вниманию участников психологических групп в соц. сетях или Стоит ли читать о психологии?
  • Отличие тренинга от индивидуальной терапии, или Зачем идти к психологу.
  • «Мухи отдельно, котлеты отдельно» – или в чем отличие тренинга от психодинамической группы?
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Упражнения для тренинга от немецких гостей
  • Творческий подход – залог эффективности командообразующего тренинга
  • Как решить вопрос или решиться на что-то с помощью арт-терапии
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Тренинг и психодиагностика: Психодиагностика личности участников психологических тренингов
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Зависимые отношения: роли участников и основные признаки.
  • Современные методы арт – терапии в организации работы психолога по сплочению воинских коллективов
  • Почему некоторым участникам тренинга не удается получить то, что заявлено в запросе?
  • Как выбрать площадку для проведения Вебинара или Интернет-тренинга
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников.
  • Как не попасть под воздействие неэкологичного тренинга?
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь