Зависимость. Причины- в детстве?

 

В статье "Мощное средство удачи,  успеха" мы ввели понятие "локус контроля".

К сожалению, зависимый  человек воспитан так, что локус контроля у него - внешний. (Что, конечно, не может служить оправданием для взрослого человека, почему он до сих пор не предпринял шаги к тому, чтобы помочь себе и локус контроля исправить. Обвинять, будучи взрослым,  родителей - и бесполезно, и равносильно тому,  что бить себе под дых.. какие бы они ни были, психологически они -  наша "источник, стена и опора" .) 

Как и когда складывается локус контроля? Ну,  вообще-то почти до 40 лет. Так предусмотрено генетической программой развития человека

Программа развития человека - обусловленный биолого-социальными законами процесс, и на каждой его стадии человеку приходится решать специфические задачи взросления через освоение специфических навыков.  (Кстати, освоение навыков связано с активацией отдельных отделов головного мозга и организма в целом,  - развитие личности тесно завязано на развитие нервно-мозговой деятельности.)

При этом начальные стадии развития служат фундаментом, обеспечиваюшим вертикальное положение станового хребта личности, основой ее автономности.

Автономность переживается как уверенность в себе, а окружающими видится как факт:  человек хорошо справляется с жизненными ситуациями.

Внутренний локус контроля развивается,  если человек все стадии развития проходит своевременно и правильно,  а именно:

До 2-х лет научается регулировать энерго-информационный обмен со средой,  с ближайшим окружением: криками требуя удовлетворение своих базовых потребностей в тепле,  ласке,  пище, время начала и окончания кормления,  длительность любящего прикосновения матери, время нахождения на руках матери.  Если любящего прикосновения не было, мало держали на руках и мало тетешкали, не позволяли самостоятельно регулировать начало и окончания телесно-эмоционального контакта,  практиковали тугое пеленание, если мать была эмоционально холодна, у ребенка формируется ощущение базового недоверия к миру, бесправия или покинутости (низкая самооценка),  оказывается нарушенным процесс энергообмена со средой.  Начинается задержка психического развития, симптомами которой служат задержка освоения  речевых навыков, косноязычие, подверженность болезням,  слабый тонус,  неумение вступать в контакт с другими. 

В возрасте от 2-х до 5-ти лет человек научается ориентироваться в пространстве и во времени,  привыкает сам себя обслуживать, проявлять свои чувства и реализовывать желания, развивает в удовольствие спонтанные,  творческие способности,  и получает огромное количество образной,  сенсорной и языковой информации, которая в будущам станет основой созидания нового (которое есть "хорошо забытое старое") .

Если  этом возрасте пристально контролировали все действия, подавляли проявление эмоций,  жестко их критиковали,  многое запрещали, данная стадия проходится некорректно, а именно возникает "рабство в поведении и мышлении".

Симптомами является запрограммированность действий непродуктивными установками, мифологическое мышление (неумение отличать реальное от желаемого), необоснованное чувство вины и стыда, непростроенность физических и психологических границ, неуклюжесть,  психомоторные ошибки. Для правильного прохождения стадии и уверенного обращения с людьми обоих полов  ребенок в должен иметь обоих родителей, общающихся с ним в адекватной возрасту ребенка манере,  и отвечая на все вопросы,  в том числе и касающиеся продолжения рода и "различия между мальчиками и девочками".  А также поощряя самостоятельность (в безопасной среде). 

В возрасте  6-8 лет снова маленький человек научается чувствовать отличие поощрения от наказания,  различать,  "что такое хорошо и что такое плохо" , выдерживать отложенное выполнение желаний, наказание, стресс,  обретает мотивацию к достижению. Если в этот период часто меняют значения хорошего и плохого,  перехваливают (потакают при попустительском отношении к нарушению правил или принятых моральных норм),  либо переругивают (авторитарное или жесткое воспитание без похвалы), вместо мотивации достижения прививается мотивация избегания неудачи,  формируются аномалии поведения и типы характера "демонстративный"  (не способный справляться с отказом) или "лжец-хитрец" (идущий на обман,  чтобы избежать боли).

Заметим, что адекватный баланс поощрения/поддержки и наказания находится в пропорции 70/30 % (с преобладанием поддержки!).  

Симптомами непройденности стадии является низкая стрессоустойчивость,  неумение обходить жесткие и неуместные запреты (чрезмерное послушание), аморальность поведения.  

Внешний локус контроля и своего рода "инфантильность" проявится у человека в зрелом возрасте,  если одна или больше из первых трех возрастных стадий пройдены некорректно (по-научному - невроз или неудача в развитии личности). 

Проблемы с сепарацией из родительской семьи - это результат плохого воспитания и самовоспитания,  если называть вещи своими именами. 

Случаи сильной педагогической запущенности характеризуются сразу несколькими "пропущенными" стадиями развития. 

======Пример. Родители "из низов" своим трудом добивались высокого уровня доходов, практически не уделяя никакого времени воспитанию детей: мама оставила только что родившегося сына на сестру и через три месяца после родов занялась заработками,  работала на двух работах,  а папа,  когда мальчику исполнилось 7 лет, уехал на заработки в другую страну.

В результате тестирования личности и беседы выяснилось,  что человек неправильно прошел первые 4 стадии развития,  то есть при живых родителях рос как трава в поле, вместо воспитания получая от родителей деньги. Мальчик выжил за счет супер-сильного, данного от природы конденсатора энергии,  получил высшее образование,  и во взрослом возрасте ему как-то удавалось функционировать,  и даже вести свой небольшой бизнес.  Вот только отношения с женой,  да и другими людьми,  оставляли желать, состояние здоровья - на грани, подчиненные периодически увольнялись из-за нервных срывов и вспышек агрессивности начальника, воспитывать своих собственных детей человек не знал как, переложив данную задачу на жену,  у которой,  по ее признанию, после замужества появилось трое детей - двое от нашего героя,  и третий -... сам наш герой... ) ====

При внешнем локусе контроля характерно частое рассогласование со средой,  неудачи,  что на физиологическом уровне приводит к постоянной нехватке эндорфинов. Поэтому высоко ценятся моменты, за которые организм эндорфины получает,  и человек становится от них зависимым. Так и формируется зависимое поведение.

В случае, если появляется возможность восполнить нехватку внутренних эндорфинов ("гормонов счастья") эндорфинами внешними (наркотиками),  человек быстро становится наркоманом. Алкогольная зависимость развивается также вследствие нарушения эмоциональной сферы,  на фоне недостатка эндорфинов и несложения гармоничных отношений с окружающими.

Сам же недостаток эндорфинов является следствием отсутствия бытовой культуры,  неумения и нежелания осуществлять элементарную психо-гигиену (в форме переключения с одного типа деятельности на другой), непонимания необходимости расширить репертуар действий в течение дня или недели для получения положительных эмоций в дополнение к основной профессиональной деятельности. (Статья "Мощное средство удачи и успеха" .)

Поэтому, труд человеку,  конечно, нужен,  но помимо него необходимы еще и его достойная оплата,  время на отдых и рекреацию,  и адекватные для восстановления душевных сил (как минимум не травмирующие) бытовые условия,  и культурный досуг,  да и элементарные волевые усилия... (неслучайно одно время в СССР,  пр. И. В. Сталине была введена 41-часовая рабочая неделя,  с шестидневным графиком труда в неделю: как показала практика,  на отдых и общение с домашними нужно несколько часов ежедневно,  а не два дня в неделю - по субботам и воскресеньям. Подробнее ознакомиться с видением И. В. Сталина необходимых условий для становления здоровой продуктивной личности,  социалистического общества и сильного народного хозяйства можно прочитать в его работе "Экономические проблемы социализма в СССР".) 

Любой человек с внешним локусом контроля - приманка для наркодилера.  

Сопоставив факты, касающиеся того,  что начало происходить с населением нашей страны с начала 90-х годов во всех сферах (экономика,  информация,  образование и воспитание), не удивляют данные о том,  что количество психических (в дополнение к физическим) отклонениям от нормы (психо-физическое здоровье) увеличилось более, чем вдвое по сравнению с итак немалым процентом отклонений до начала перестройки.

Неудивителен и факт резко выросшей алкоголизации и наркотизации населения, включая подростков и юношество. 

Не менее важны для полного формирования внутреннего локуса контроля и правильно пройденные более поздние стадии развития личности.  (Все стадии описаны в цепочке статей "Развитие личности". )

Можно ли исправить "кривую лестницу", возникает вопрос.

Да, это сделать можно, заново перепройдя неверно пройденные стадии стадии и закрепив новообретенные навыки и реакции на практике. Для этого и необходим "значимый Другой", роль которого в терапии  играет психолог,  работающий индивидуально или в шруппе,  и выполняющий по сути психолого-педагогические функции,  которые по незнанию или неумению (или нехватке времени) когда-то не выполнили родители (простим их за это, они не ведали,  что творили).  

На подобную психо- коррекцию, конечно,  требуется время (на коррекцию каждой неправильно пройденной стадии уходит около года), - не столько количество сессий с психотерапевтом,  сколько просто календарное время и изменения на поведенческом уровне.

Во взрослом возрасте, когда груз жизненных дел и ответственности предъявляет свои требования к личности, слабая волевая регуляция деятельности, непростроенность системы смысло-жизненных ориентиров являются тем фоном, на котором расцветает зависимость, проявляясь в таких поведенческих формах как наркомания, алкоголизм, трудоголизм, тяга к виртуальной реальности. 

Как можно догадаться,  не всякий взрослый внутренне или по внешним обстоятельствам своей жизни готов к работе по выходу из зависимости (для начала нужно иметь мужество признать ее необходимость, что при итак невысокой самооценке не получается легко и сразу, в особенности у  представителей мужского пола).

Наиболее хорошие результаты дает психо-коррекционная работа в так называемом сензитивном возрасте, от 28 до 35 лет.  Чем далее от данного возрастного интервала,  тем скромнее результаты и тем больше времени требуется на перепрограммирование мозга и закрепление психических новообразований в реальной жизни,  на практике.

К счастью, при хорошей мотивации и твердом намерении человека, решившегося помочь себе и изменить способы взаимодействия с собой и окружаюшими,  результаты впечатляют!

Он-лайн: Skype irin2u

+7968 401 3047

 



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Что у тебя с челюстью?!" Или как обрести свободу от контроля
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Большая разница в возрасте - "плюс" или "минус" в отношениях?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь