Терапия как домашнее задание

Автор статьи: Ольга Кошелева

Меня часто просят дать домашнее задание, как будто от него результат  терапии будет лучше, выше, быстрее.

Да, есть некоторый объем ситуаций, когда задание на неделю помогает мне понять динамику процессов клиента, и в этом случае я действительно жду обратной связи. Но это скорее исключение, нежели правило.

Главным домашним заданием в совместной работе я вижу способность клиента снова приходить на терапию.

А это бывает ужас как непросто: «А оно мне надо? Может так как-нибудь сойдет? Вдруг со мной что-то не так? А о чем говорить-то? Мне что, деньги больше некуда деть?  А об этом вообще можно  говорить? У меня столько всего — может, лучше не начинать? Что обо мне подумают? Вдруг изменений никогда не будет?». Если вы были хотя бы на одной консультации у психолога, думаю, вы сможете найти в себе отголоски этого внутреннего диалога.

От сессии к сессии человек живет с этими и другими внутренними вопросами и противоречиями, учится на них смотреть, анализировать, рефлексировать и быть в контакте с собой и со мной даже тогда, когда это бесит или выглядит страшным. И не только быть, но и говорить об этом. Сложно. Дико. Непривычно.

Конечно, легче избегать. Это понятно, просто и обкатано годами. Легче сделать домашнее задание или забить — бездумно выполнять или игнорировать «полезные» инструкции нас учат с детства.

Терапия как домашнее задание

– Слушай взрослых. – Почему? – Вырастишь, поймешь.
– Прописываю вам прием вот этих таблеток. – Почему? – Я врач и лучше знаю.
– Делай как я говорю. – Почему? – Что, умный самый?

«Зачем ты просишь меня дать тебе домашнее задание? – Не знаю, ну так надо. – А ты хочешь? – Не знаю». Обсуждать не принято, нужно просто получать задания и делать-делать-делать. Прямо какая-то внутренняя мантра как из сериала Agents of S.H.I.E.L.D.: «Ты подчинишься. Ты знаешь, что для тебя лучше всего. Подчинение будет вознаграждено».

Подчинение, принятие чужого мнения без рефлексии и анализа «нужно/не нужно, вредно/полезно, хочу/не хочу» приводит к тревоге, одиночеству, злости (чаще подавленной), страху и жесткости по отношению к себе.

Анализируя терапевтический процесс, я понимаю, что наиболее глубоки те периоды, когда мы продвигаемся от интеллектуализации к чувствам и ощущениям, когда мне удается конфронтировать внутреннего критика клиента и помогать в развитии эмоциональной грамотности. Здесь нет острой необходимости в заданиях, для этого вполне достаточно контакта двух людей в «здесь и сейчас».

Чему вы уделяете внимание – то и растет. Уделяйте внимание мягкости, пониманию, бережности и уважению. К себе.

Такое вот домашнее задание)



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мануал, как быть, когда ребенок саботирует домашнее задание
  • Делать ли с ребёнком домашнее задание или нет?
  • Домашнее задание в психотерапии: Зачем оно нужно? Сложности его выполнения и их разрешение.
  • Помогать ли ребенку делать домашнее задание?
  • Домашнее задание или как научиться учиться
  • Домашнее задание: помогать или не мешать?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Школа:делать ли с ребенком домашнее задание?
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Домашнее задание в РЭПТ
  • Пишите письма. Домашнее задание
  • «Домашнее задание» – страшный сон родителей.
  • Клиент не выполнил домашнее задание: роль терапевта
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • "Посмотрите фильм..." - домашнее задание в терапии супружеских пар.
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • Что лучше - школьное или домашнее обучение?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Мне нужно не это или почему ты меня не любишь
  • Как-будто что-то мне мешает быть мной или коротко о стене.
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • «Жестокость – это то, что я знаю лучше всего». Воспитание матерью - нарциссом. Рецензия на фильм.
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь