Домашнее задание в психотерапии: Зачем оно нужно? Сложности его выполнения и их разрешение.

 Домашнее задание в психотерапии Зачем оно нужно Сложности его выполнения и их разрешение

Домашнее задание это неотъемлемая часть когнитивно-поведенческой психотерапии. Именно выполнение клиентом (пациентом) домашнего задания позволяет ускорить скорость изменений и расширяет возможности психотерапии.

Ведь выполняя домашнее задание клиент (пациент) осуществляет работу над собой в течение всей текущей недели между встречами с психотерапевтом.

Домашним заданием в когнитивно-поведенческой психотерапии обычно является работа со своими убеждениями, мыслями, эмоциями и поведенческие эксперементы.

Кроме того, пациент может получать домашнее задание в виде списка литературы: книг и статей. И полученные им знания из литературы сократят время на их получение во время сессии.

Проводимые в когнитивной психотерапии исследования показали, что клиенты (пациенты), выполняющие домашние задание между сессиями, скорее достигают результата психотерапии.

Причем, выполнение домашнего задания в письменной форме дает больший результат.

В начале работы психотерапевт сам дает клиенту (пациенту) домашнее задание, но затем, постепенно, он передает клиенту (пациенту) самому намечать домашнее задание ближе к завершению сессии.

Но нередко, клиент (пациент) сталкивается со сложностями при выполнении домашнего задания.

Ниже я опишу самые распространенные сложности при выполнении домашнего задания и что делать, сталкиваясь с этими сложностями.

 
 

1. Выполнение домашнего задания в последний момент перед психотерапией.

 Домашнее задание в идеале должно выполняться в течение всей недели. Важно донести это до клиента (пациента). Ведь выполнение домашнего задания в течение всей недели и анализ своих мыслей и поведения приведет к большим результатам, чем выполнение домашнего задания за последние пять минут перед сессией.

2. Логическое обоснование домашнего задания.

 Психотерапевту важно объяснить клиенту (пациенту) цель выполнения домашнего задания. Но иногда даже после логического объяснения психотерапевта домашнее задание не выполняется, а клиент (пациент) просто забывает о том, для чего ему нужно было выполнить домашнее задание.

 При этом важно отметить, что даже если самочувствие клиента (пациента) хорошее, следует продолжать выполнение домашнего задания. Ведь навыки работы над собой формируются постепенно и если заниматься ими лишь периодически, они ухудшаются.

 3. Неорганизованность.

К этому пункту можно отнести и «забывчивость» клиента (пациента) о домашнем задании.

В этом случае можно создать календарь выполнения домашнего задания или «учетную книгу». В нем следует отмечать пункты домашнего задания и дни недели. Отмечая ежедневно выполнение или невыполнение домашнего задания с указанием причины невыполнения.

 Иногда заданное домашнее задание оказывается не слишком четким и понятным для  клиента (пациента) или слишком сложно для него. Эти моменты очень важно прояснить с психотерапевтом в ходе сессии.

 4. Психологические проблемы.

Еще одна причина трудностей, с которыми может столкнуться клиент (пациент) при выполнении домашнего задания. В этом пункте можно выделить несколько факторов.

 
 

  • Негативные предсказания.
  • Особенно это свойственно клиентам (пациентам), находящимся в состоянии депрессии.

    Для их выявления в ходе работы с психотерапевтом важно вспомнить эпизод, во время которого клиент (пациент) планировал выполнить домашнее задание, но затем передумал и выявить мысли и чувства, возникающие в этот момент.

    В процессе работы могут выявиться следующие убеждения или иные, с которые важно проработать. 



    Также совместно с психотерапевтом клиент (пациент) может отметить преимущества и недостатки выполнения домашнего задания и составить их список.

  • Поиск времени для выполнения домашнего задания.
  •  Если клиент (пациент) заранее преувеличивает сложности и трудности, с которыми он столкнется при выполнении домашнего задания, то следует обговорить определенное время, которое он потратит на его выполнение.

     Вот пример беседы психотерапевта и клиента (пациента), связанный с необходимостью поиска времени для выполнения домашнего задания:

     
     

  • Перфекционизм
  • Иногда именно стремление к идеальному выполнению домашнего задания является причиной его невыполнения совсем.


    Психотерапевту важно сказать клиенту (пациенту), что не нужно стремиться к идеалу и совершенству при выполнении домашнего задания. Более того, можно совершать ошибки и помарки при его выполнении.

    Для того, чтобы клиент (пациент) воспринимал домашнее задание частью психотерапии, психотерапевту необходимо каждую сессию уделять его анализу определенное время или в крайних случаях договориться обсудить домашнее задание на следующей сессии.

     

    Другие мои статьи о когнитивно-поведенческой психотерапии можно найти здесь: https://www.psyoffice.ru/selected/305/  и подписаться, здесь, ведь они постоянно пополняются: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/


     




    Просмотров: 648
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Гиперактивный ребенок: как облегчить выполнение домашнего задания?
  • Как оптимизировать процесс выполнения домашнего задания школьника?
  • В преддверии второй учебной недели. О пользе «невыполненного» домашнего задания…
  • Клиент не выполнил домашнее задание: роль терапевта
  • Давать ли клиентам домашние задания? И как обеспечивать их выполнение?
  • Делать ли с ребёнком домашнее задание или нет?
  • Домашнее задание: помогать или не мешать?
  • Домашнее задание или как научиться учиться
  • Домашнее задание в РЭПТ
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Помогать ли ребенку делать домашнее задание?
  • Школа:делать ли с ребенком домашнее задание?
  • Пишите письма. Домашнее задание
  • Терапия как домашнее задание
  • «Домашнее задание» – страшный сон родителей.
  • Мануал, как быть, когда ребенок саботирует домашнее задание
  • Домашние задания для школьников и их родителей
  • "Посмотрите фильм..." - домашнее задание в терапии супружеских пар.
  • Задания для ребенка и уверенность в себе.
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Техника «Подарок другу». Работа с МАК при утрате домашнего любимца
  • 3 способа договориться с ребенком делать домашние задания в школе
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Что делать в случае домашнего насилия?
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Из опыта работы с детьми, пострадавшими от домашнего насилия.
  • Ребёнок перестал ходить в школу и делать домашние задания.
  • Домашние задания. Ориентированный на решение подход
  • Как получать от жизни удовольствие. Практические задания. Часть 2
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь