Метафорические карты (МАК) и лишний вес.

Проблема нарушения пищевого поведения, переедания, потери веса и т.д. достаточно часто встречающийся запрос к психологу. Многие современные программы похудения включают комплексный подход в работе с своими клиентами: корректировка рациона+физические упражнения+психолог. Это как 3 кита, на которых строиться новое стройное и здоровое тело.

Я хочу рассказать о своём опыте работы в этом вопросе.

Думаю для коллег специалистов это будут знакомая тема, но всё же, кратко скажу о возможных психологических причинах лишнего веса:

1. Заедание (стресса, обиды, одиночества, пустоты внутри и т.д.). Еда становиться "лекарством" от грусти и печали, когда мир вокруг стал злым, краски серыми, то так просто порадовать себя булочкой-конфеточкой-колбаской, одним словом вкусняшкой, которая добавит нам гормона радости, успокоит и порадует.

2. Защита. Наедая лишние килограммы мы как будто защищаемся от такого опасного внешнего мира (особенно, если нам не знакомы иные способы...). Ведь чтобы злодеям добраться до моего ранимого внутреннего мира им придётся очень постараться пробить "броню" лишних килограммов (Пример: "Если я имею лишний вес, я не привлекательна, а значит предатели-мужчины не представляют опасности!")

3. Вторичные выгоды. Благодаря лишнему весу можно скрыто удовлетворить множество потребностей. Например: играть роль жертвы и получать поддержку близких; отлынивать от нежелательной работы; казаться добрячком и хорошенькой; выглядеть авторитетно и солидно (чаще у мужчин); оправдать свои жизненные неудачи, снять с себя ответственность; привлекать внимание окружающих и т.д., список бесконечен! Можно удивиться, как можно додуматься привлекать внимание близких своими проблемами с здоровьем?? Вот так... интересно устроена человеческая психика.

4.Самопрограммирование. Установки. Наше подсознание хранит в себе очень многое и не всегда работает в контакте с сознательными желаниями. Так, на сознательном уровне мы решаем заняться диетой, подтянуть своё тело, а в подсознании может "сидеть" давно посаженная фраза родителей: "Ты бездарь, ничего у тебя не получиться!"; "Кушай так чтоб тарелку после тебя мыть не пришлось" или собственное: "Я никогда не постойнею, я уже всё перепробовала"; "Сколько ни худей, всё равно обратно ещё больше наберу". И ещё, скорее от старшего поколения: "Хорошего человека должно быть много", или, простите дословная цитата поговорки: "Пока толстый сохнет, худой издохнет"... Услышанные однажды в значимой ситуации или повторённые многократно, как присказка эти установки записываются в подсознании и начинают работать автономно, без нашего контроля, вставляя "палки в колёса"  желанию сбросить лишние килограммы.

5. Само-наказание. Нарушение пищевого поведения многие специалисты относят к аутоагрессии - саморазрушительному поведению. Накопленное и не выраженное чувство вины находит выход в само-наказании. "Я плохой человек - буду болеть, иметь проблемы со здоровьем и тем самым искуплю свою вину..."  

6. Травма. Травмирующие события в жизни могут откликнуться спустя время и можно потерять след первичного источника. Бывает так, что пережитое в детстве насилие над девочкой выражается в подростковом возрасте в неконтролируемый набор веса (страх привлечь на себя внимание мужчин). Ребёнок сильно испугался когда застрял в лифте - сказали был бы толстенький, лифт тебя бы повёз, в итоге тело запасается килограммами, чтобы не оказаться в подобной страшной ситуации и т.д.

В этой категории отдельное внимание хочу уделить тени прошлых войн и событий в нашей стране. Бабушки и дедушки, а для кого-то пра-бабушки прошли через опыт лишения, голода, когда еда была большой ценностью и эквивалентом выживания.Генетическая память: опыт предков передаётся из поколения в поколение, через воспитание в семье, традиции приготовления пищи (пожирнее, да по добрее, сдобнее), культуру питания (вспомните накрытый стол на Новый Год). Сложно найти сейчас человека в семье которого война и голод не оставили своего отпечатка.

И это только несколько общих причин, разбирая частности, можно найти ещё массу скрытых, "подводных камней" на пути к стройности.

И вот, вы как специалист, определили гипотезу по проблеме клиента, и теперь самое важное и сложное, чтобы осознание пришло и клиенту! 

Один из самых коротких путей, как я вижу по своему опыту, это метод Метафорических Ассоциативных Карт. В процессе взаимодействия с образами, поиске ассоциаций, соотношения изображения и реальности, картина взаимоотношений с едой выстраиваться ярко, чётко и понятно. Для работы можно использовать как специализированные колоды ("Хлеб насущный", "Спящие в тучах", "Вкусные заморочки" и "Моя История" от Татьяны Павленко) так и классические универсальные и ресурсные колоды. Приведу краткое описание техник работы с МАК которые можно применить с запросом регуляции пищевого поведения:

1). Техника "Я и Еда" 

В данном примере использована колода "Хлеб насущный", в колоде есть как изображения, так и слова и ресурсные фразы-пожелания. Колоду можно заменить на универсальную. Сокращения:  В.О. - карты берём "воткрытую" выбираем из картинок; В.З. - карты берём "взакрытую" не глядя.

Алгоритм:

1. В.О. картинка - "Моё отношение к еде, как я считаю"

2. В.З. картинка - "Моё отношение к еде на самом деле"

3. В.З. слова 3 карточки - "Какую проблему я пытаюсь решить с помощью еды"

4. В.З. картинки 3 карточки - "Какие проблемы у меня возникают вследствие этого"

5. В.З. картинка - "Каким должно быть моё отношение к еде, чтобы быть в гармонии с своим телом?"

6. В.З. послание - "Что должно происходить на психологическом уровне,чтобы я смог(ла) решить эту проблему?"

Пример: (опубликовано с разрешения клиентки. Запрос - "хочу научиться дисциплинированно соблюдать рекомендации по правильному питанию, всё знаю как нужно кушать, но регулярно срываюсь")

Метафорические карты МАК и лишний вес

1. Для меня проблема в отношениях с едой - это желание съесть всякую "гадость" из фаст-фуда. Настроюсь с утра на разгрузочный день, воодушевлённая иду по улице и тут раз! Булочная, ароматы кофе, хот-доги, шаурма... И слюники так и бегут! Нахожу себе оправдание что отработаю потом в спортзале и покупаю эти булки, а потом виню себя...

2. На самом деле я люблю чтобы еда была красивой, сочной, ароматной. Я визуал в восприятии и поэтому покупаюсь на яркие картинки с рекламой бургеров на улице, на аппетитные булочки в витринах кафешек. Я даже сейчас смотрю на эту картинку и как будто чувствую аромат стейка, жареной картошечки... Но я понимаю прекрасно, что это блюдо далеко от полезного! Никакого раздельного принятия белков и углеводов, жареное концерогенное масло в картошке. Из полезного - свежие овощи, но их нужно по хорошему скушать отдельно, желательно за полчасика ДО тяжёлого мяса...

3. Какие проблемы я пытаюсь решить... Пустота? Да, возможно.. Когда скучно, нет конкретного дела, развлекаю себя чем-то вкусненьким, как говорила моя мама "Люлю повеселиться, особенно пожрать, двумя-тремя батонами в зубах поковырять ))) это кажется из какой-то песенки )).

Мало. Возможно мне чего-то мало в жизни и это я заполняю едой.. Общения, да! Мой круг общения сейчас ограничен, буквально несколько близких людей и я чувствую что из-за этого много не реализованного времени и тут смотри пункт первый про пустоту:)

Доверие. Я думаю что могу доверять своему организму,я где-то слышала про интуитивное питание и когда у меня появляется желание сходить в Макдональдс я оправдываю себя тем что "организм просит и ему нужно доверять..." Но на самом деле организм может и просит, но не бургер, а нормальный белок из качественного мяса. А это скорее работа маркетологов, навязчивой рекламы... Так что это похоже на проблему моей поддатливости внушению извне. Да, я действительно внушаемый человек.

4. Проблемы, которые у меня возникают: Во они пиццы, бургеры и донаты котрые я поедаю! :) а это на самом деле низшая еда, она даже изображена под ногами и замечу у стройных людей, они отказались он неё, выбросили на пол, образно, а я подбираю и ем и вон какие складочки на боках уже наела, никакой зал не поможет! На второй картинке семья, гармоничкая, улыбчивая женщина и мужчина, а у меня конфликты с мужем из моих "похождений", я прячусь от него потому что знаю что он будет осуждать и упрекать и я понимаю что за дело, в итоге у нас возникают конфликты.. На третьей карточке снова фаст-фуд! Ну точно в сердце моём все эти картошки фри обосновались! Но я этого не хочу, хочу чтобы в сердце был свет, тепло и радость, а не постоянные мысли о вредной еде.

5. Моё отношение к еде должно быть максимально естественным и простым. На картинке деревенский завтрак, всё максимально просто и сытно, нет никаких ярких красок и этикеток, но я понимаю что это питательная еда, которая удовлетворит все необходимые потребности моего организма. Нужно приучить себя к простоте "картинки еды"нет яркости и супер-сочных ароматов, это не значит не вкусно.

6. Послание отличное! С чего я и начинала рассказ: я сама себя уговорю в любом случае, на вредную еду и на полезную. Значит буду искать аргументы "ЗА" простую и насыщенную еду. А аргументы против "вредностей" из фаст-фуда я чётко увидела сейчас: наеденные бока, опущение вниз социальной лестницы, конфликты с мужем, захламление мыслей.

Благодарю! теперь много встало на свои места и стало понятно! 

2). Техника "Лишний Вес"

 Техника направлена на проработку лишнего веса как психосоматического симптома. Использованы универсальные колода "Оh", "Эмоции судьбы" и ресурсная "Ресурсы и Силы"

Алгоритм:

1. В.О. картинка - образ себя сейчас. Это может быть как буквальная картинка, так и метафора, раскрывающая внутреннее состояние.

2. В.О. картинка - образ моего "симптома" - лишнего веса. Опишите, как вы видите свой лишний вес сейчас, представьте какой он? На что похож? Найдите соответствующую карточку.

3. В.З. картинка - От чего меня защищает лишний вес? Для чего он мне может быть нужен, полезен?

4. В.З. картинка - "Откуда ты мой лишний вес?". Подробный анализ ассоциаций в этом месте, что могло послужить причиной, старновым механизмом изменения пищевого поведения

5. В.О. картинка - "Я стройная". Формируем максимально конкретный образ Я после разрешения проблемы. Максимально детально и подробно проговариваем состояния, чувства, окружение, события и т.д.

6. В.З. от 1 до 3х картинок - "Ресурсы на пути решения". Что и кто мне может помочь? Как я могу стать стройной? Как я могу взаимодествовать с своим телом для решения задачи по снижению (наботу) веса? и т.д.

Пример (без подробной расшифровки, можете попробовать поэксперементировать с своими ассоциациями)



3). Техника "Картина моего веса"

Техника достаточно простая, и, тем она эффективнее и проще в исполнении. Колоды используем универсальные. В Примере показана колода "Oh"

Алгоритм: 

ВЗ берём картинки (можно + слова) в соответствии с 4мя вопросами, располагаем согласно матрице:

*Что способствует перееданию?

*Какие эмоции мешают сбросить вес?

*Какие желания влияют на планы сбросить вес?

*Как окружающие относятся к вашему весу?

*На чем надо сосредоточиться, чтобы похудеть?


Оцениваем результат. 
Часто получается, что некоторые позиции очень ярко выделяются, бросаются в глаза. Например, первая и четвертая. Здесь можно говорить о том, что на проблему сильно влияет окружение клиента. Например, способствуя его перееданию или, наоборот, постоянно ему указывая на лишний вес, что порождает чувство вины  вгоняет его в порочный круг.

В последней позиции могут выйти также и вышеперечисленные методы борьбы с лишним весом, включая кардинальные. Наш организм и наша психика знают лучше всего, что нам нужно.

Пример: и снова поле для фантазии в расшифровке :)  



Коллеги, успехов в работе! 

 



Просмотров: 349
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь