Хоккей. Групповые нормы и роли спортсменов.

 Структура группы основывается на двух элементах:

1) функции и роли определяются для каждого члена, и он с ними соглашается;

2) устанавливаются нормы, которые помогают этим членам уживаться вместе и избегать внутренних конфликтов.

ФУНКЦИИ ИЛИ РОЛИ

Формальные

Свод правил, задач или функций, выполнение которых ожидается в зависимости от того места, что занимает каждый член команды.

Пример: вратарь, защитник, нападающий, тренер, капитан, и так далее.

 Неформальные

Свод правил, задач или функций, выполнение которых ожидается в зависимости от того, как каждый спортсмен поставил себя в команде.

Примеры: лидер, шутник, серьезный игрок, одиночка, ветераны, молодежь…

Функционирование команды сильно улучшается в зависимости от того, насколько четко они осознают, и насколько сознательно принимают отводимые им функции или роли.

Ясность – оперативное и конкретное определение задачи или функции.

Принятие – степень согласия с функциями, которые были определены.

Причём, задачи тренера могут быть не стандартными, но ясными, а степень принятия спортсменом – безусловная. В этом залог успеха. Это хорошо иллюстрирует отрывок из фильма "Легенда №17".

Каждый член группы должен иметь четкое представление о своей роли в достижении общекомандного успеха в клубе и на уровне национальной сборной.

Хотя функции игроков могут быть разными, все заслуживают одинакового признания и одинаковой оценки их значимости со стороны тренера. Нельзя отводить одним функциям более важное значение, чем другим, все игроки должны чувствовать себя причастными в равной степени к команде клуба или сборной страны. В команде клуба нельзя допускать раскола, ссылаясь на то, что хоккеисты прошли разную школу хоккея, раньше играли за разные клубы.

В следующем фрагменте фильма "Легенда №17" тренер проводит жёсткое упражнение для хоккеистов, чтобы они осознали, что они уже не игроки различных хоккейных команд, а игроки сборной страны. Всё это делается  для сплочении команды и формировании мотивации на победу.

С другой стороны, неравнозначную оценку хоккеистов могут давать СМИ, руководство клуба или федерации, но это не должно оказывать серьезное влияние на команду, подрывать авторитет тренера.

 

Маловероятно, что центральный нападающий будет забивать много голов, если остальная команда плохо играет в атаке. Защитник, подключающийся к атакам по флангу, столь же ценен в плане значимости своей роли в команде, что и забивной форвард. И столь же значимым должен чувствовать себя хоккеист, выходящий на смену из второго, третьего и даже четвёртого звена, помогающий команде сохранять сбалансированность игры, общий настрой, выполнение установок тренера и отдавать всего себя для общей победы.

Самое важное – это степень принятия хоккеистом отведенной ему роли или функции на площадке.  Тренер, как правило, использует в своем общении с игроками различные приёмы для того, чтобы убедить или уговорить их согласиться с его доводами. Иногда, для достижения этой цели привлекает в работу спортивного психолога.

НОРМЫ

Нормы регулируют поведение членов группы или команды. Эти нормы могут иметь отношение к любому аспекту внутреннего распорядка группы. Можно выделить два типа норм: формальные или явные и неформальные или неявные.

Формальные

Обычно устанавливаются по инициативе руководства клуба или тренера. Они четкие и выражены в явной форме. Регулируют поведение членов группы в процессе достижения поставленных целей. Предполагают возможное наказание за их несоблюдение.

Пример: распорядок дня, перелеты, униформа, прием пищи, занятия другими видами спорта…

Неформальные

Обычно возникают в результате притирки членов группы. Выражаются в неявной форме. Имеют большое значение в функционировании команды.

Пример: определенные привилегии для ветеранов, привычки и традиции, которые имеют место в раздевалке или во время сборов…

В клубах обычно существует Регламент внутреннего режима. Кроме того, тренер имеет обыкновение вводить дополнительные нормы, которые считает необходимыми для нормализации обстановки в «раздевалке». В обоих случаях устанавливаются формальные нормы по отношению к хоккеисту.

Самое интересное и важное – это вовлечение хоккеистов в разработку этих самых норм, что ускоряет их принятие и последующее соблюдение, а также укрепляет единство группы.

Для того, чтобы объяснить функционирование группы, также необходимо знать те нормы, которые, не будучи записаны на бумаги, оказывают на него существенное влияние. Обычно это обычаи, традиции, нравы, привычки, ценности, убеждения, которые устанавливаются в раздевалке и передаются из сезона в сезон.

Они могут пойти на благо команды или, наоборот, во вред. Тренер должен быть наблюдателем для того, чтобы понять, кто «заправляет на кухне», либо привлекать для этих целей спортивного психолога.

В отдельных случаях встречаются многоопытные хоккеисты, которые не могут правильно осознать свою важную роль в команде, в том числе и за пределами поля, и устанавливают «ветеранский закон». При    этом    они    могут поведать  прессе о  какой-то спорной ситуации, выставив ее в выгодном для себя свете, или направиться на прием к президенту, минуя тренера, что является примером таких неформальных норм.

Много трудностей на этапе формирования команды, превращение её из группы различных хоккеистов: ярких лидеров и тех, кто для глаз не специалистов находится в тени, остаётся не заметным – в выдающуюся команду, такую как наша Советская, а теперь и Российская "Красная машина". Всё это делается для спортивных побед! Чтобы можно было ликовать от радости и глубоко, со слезами на глазах, прочувствовать удовольствие от победы!



Просмотров: 382
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • На границе тучи ходят хмуро... или границы существуют не для того, чтобы их отстаивать.
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Роли, которые мы для себя выбираем
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Много денег - это залог для счастья или нет?
  • Безопасны ли кинезиологические упражнения для человека и, могут ли они нанести вред?
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Для того, чтобы быть счастливым...
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себя самой)№2
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себя самой)№3
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь