Ваш ребёнок – совсем кроха: от 0 до года

Дочери моих подруг часто обращаются с вопросами, касающимися воспитания детей. А я давно уже вырастила своих дочерей. Одной  из них -  23 года, а другой – 19 лет. Их младенческий возраст и мой материнский  опыт ухода за ними маленькими, канул, как говорится, в Лету. Однако, подруги звонят и просят ответить на вопросы:  «Ты ж, психолог…, значит должна знать, что делать?» - говорят они мне. Вот и пришлось  обратиться к источникам по возрастной психологии, освежить память и составить для них краткие рекомендации. Не претендую на фундаментальность и глубокое погружение в предмет.

Ваш реб нок  совсем кроха от 0 до года

Поздравляем вас! В ваш дом пришло чудо – это малыш, который доставляет вам много радости и одновременно много хлопот. Поверьте, вашему малышу ещё труднее, чем вам, ведь он пришёл в новый мир и иные условия. Он отделился от матери и теперь должен привыкнуть жить здесь. Холод, яркая осве­щенность, воздушная среда, требующая другого типа ды­хания, необходимость смены типа питания. Конечно, природа позаботилась о нём, у него есть безусловные рефлексы: сосательный, хватательный, ориентировочный и др. А главное - у него есть вы, его родители! Как же развивается ваш малыш? На что следует обратить внимание? Немного информации из возрастной психологии.

Познавательное развитие младенца предпола­гает включение механизмов памяти, естественно простей­ших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следую­щий день он может ее узнать. В 3—4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения; 4-месяч­ный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Следите за его эмоциональным развитием. Это непосредственно зависит от общения с близ­кими. Появление первых эмоций и комплекса оживления. Он на вас реагирует, он вас узнаёт, он скучает и радуется, он может даже вам подмигивать. Когда у него будет первая улыбка? У всех детей по-разному, в среднем в 3-4 месяца. Отсутствие эмоций в 5 месяцев – это тревожный знак для родителей: что-то в развитии ребёнка пошло не так. Консультация специалиста будет в этом случае не лишней.



Общение со взрослыми развивается и через речь. «В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребе­нок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся зву­ковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ре­бенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестику­ляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, про­износимых взрослыми, и сам произносит одно или несколь­ко своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается но­вый этап в психическом развитии ребенка» (Кулагина И.Ю. «Возрастная психология»).

Отслеживаем также и физическое развитие младенца: ведь он многому научается в первый год жизни. Что же он уже умеет делать? Сегодня психологи отмечают большой разброс в индивидуальном развитии: кто-то растёт быстрее, кто-то медленнее, поэтому в таблице даны примерные ориентиры для родителей.

Физическое развитие младенца

(Кулагина И.Ю. «Возрастная психология»)

Таблица 1.

Возраст

Что ребёнок умеет делать?

1 месяц

Поднимает подборок

2 месяца

Поднимает грудь

3 месяца

Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

4 месяца

Сидит с поддержкой

5 – 6 месяцев

Хватает рукой предметы

7 месяцев

Сидит без поддержки

8 месяцев

Садится без посторонней помощи

9 месяцев

Стоит с поддержкой; ползает на животе

10 месяцев

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяцев

Стоит без поддержки

12 месяцев

Ходит, держась одной рукой

        

         Есть ли особенности в социальной ситуации развития младенца? Да, и это, прежде всего его беспомощность и зависимость от взрослого человека. Ни одной сво­ей потребности он не может удовлетворить самостоятель­но: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, переме­щают в пространстве, следят за его здоровьем.

На что ещё родителям следует обратить внимание?

         1.Потребность в эмоциональном общении с родителями.

       Ребёнок этого возраста нуждается в постоянном внимании взрослого человека, ему необходимы прикосновения, эмоциональные реакции, слуховые ощущения. Хорошо, если родители поют колыбельные, разговаривают, показывают различные игрушки, устанавливают зрительный контакт. Это стимулирует развитие малыша, а также снижает его тревожность.

Что делать родителям?

    Желательно, чтобы мама в этот период была рядом с ребёнком, взяла отпуск по уходу за ним.В воспитании обязательно должен участвовать отец, его забота помогает ребёнку почувствовать уверенность в своих силах, чувство защищённости.Ребёнку просто необходимы тактильные ощущения и эмоциональные реакции взрослых на его действия.Поэтому родителям нужно часто обнимать, поглаживать ребёнка, брать на руки, общаться с ним, устанавливать и поддерживать зрительный контакт.

2.Аффективные вспышки, частый плач.

Маленькие дети часто плачут. Таким образом, они дают нам обратную связь. Иногда плач может перерасти в аффективную вспышку и достичь значительной силы. Это может быть связано с плохим самочувствием ребёнка, а может быть вызвано определенным стилем воспитания в семье: непоследовательностью взрослых, излишним давлением. Малышу не понятно: почему сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае?

          

Что делать родителям?

Определить причины плача, чтобы принять соответствующие меры.Сохранять спокойствие, не присоединяться к эмоциям ребёнка, понимая, что под их влиянием может быть принято неверное решение.Определение единых для всех членов семьи, требований к воспитанию ребёнка в семье.Установление новых отношений с ребенком, предоставле­ние ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свобо­ды действий в допустимых пределах.Терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

 

3.Несоответствие игрушек декаде развития ребёнка.

         Родители часто приобретают игрушки, которые не соответствуют возрасту ребёнка. Это приводит к тому, что он не умеет ими манипулировать или они ему быстро надоедают. А мы наблюдаем детские комнаты и манежи, заваленные игрушками, которые ребёнку неинтересны.

Что делать родителям?

    Родителям необходимо знать, что для каждой декады первого года нужны свои игрушки, и приобретать их нужно небольшое количество.Игрушки необходимо разделить на несколько частей: одну часть оставить, пусть малыш играет с ними, а другие убрать и давать ему через некоторое время. Он будет их воспринимать, как новые.Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев: погремушки, колокольчики, бубенчики, яркие игрушки из разнообразных материалов, разнообразные мобили (карусельки).Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев: прорезыватели, мягкие крупные кубикис различными картинками на гранях, резиновые и матерчатые фигурки различных зверей, удобный для захватывания мячик.Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев: музыкальные игрушки(дудочка, ксилофон, барабан), игровые центры для развития мелкой моторики, книжки из ткани, пластика, картона.Игрушки и игры от 9-ти до 12-ти месяцев: машинки, пирамидки, различные каталки, конь-качалка.

И ещё, будьте внимательны и создайте безопасное пространство для своих «зайчиков», «лапочек», «солнышек» и «ласточек».  Необходимо убрать острые вещи, закрыть электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги.

Конечно, мы коснулись лишь некоторых моментов в развитии ребёнка, потому что в рамках  одной статьи,  невозможно отразить все особенности развития младенца.

Готова ответить на ваши вопросы на личной встрече или по скайпу.

Гармоничных вам отношений в семье и успехов в воспитании детей, дорогие родители!

 

 



Просмотров: 244
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Эмоциональный крючок отношений, или что делать, если мужчина возвращается через несколько месяцев?
  • Развивающая среда и игрушки. Что могут сделать родители?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Презенты. Что компенсируют «игрушки» для себя?
  • Это вам не игрушки, или Геймификация тайм-менеджмента
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Игры и игрушки для малышей
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Игры и игрушки для самых маленьких.
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Игрушки для детей до 3х лет
  • Что будет с ребёнком в будущем, если не реагировать на плач младенца сейчас?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь