|
МАК в работе с детьми от трех летАвтор статьи: Баева Мария Владимировна
Метафорические ассоциативные карты - один из самых простых в использовании диагностических и психотерапевтических материалов. Именно так я подумала, выбирая что-то новое, удобное и понятное в работе для детей и взрослых. Известно, что работу психолога с детьми называют психокоррекцией. Это справедливо, если большей частью проводится работа педагогическая, т.е. на коррекцию познавательных процессов. Я беру на занятия детей с 3 лет с нарушениями в эмоционально-волевой и поведенческой сфере. Здесь уместно этот процесс "обозвать" психотерапией. Т.к. здесь затрагиваются вопросы взаимоотношений с окружающими малыша людьми - родителями, педагогами, сверстниками и симблингами, собой. В такой работе не "подрессируешь". Необходимо выстроить особые для ребенка условия - безопасные, человеческие отношения с собой. И через эту человечность нужно показать новую стратегию поведения, дать почувствовать себя, свое тело, выстроить новую форму отношения к себе и другим. И, на самом деле, это достаточно сложно. Т.к. часто то, что получается у ребенка открывать в себе на терапии, противоречит тому самому его окружению, которое сформировало его таким. Но сейчас не об этом.. Учитывая низкий уровень развития способности маленьких детей к аналитическому мышлению, словестно-логическому мышлению и собственному произвольному воображению, а так же высокую способность к проекционному нагладно-действенному манипулированию с окружающим миром, мне подумалось, что именно МАКи мне могут подойти в работе с детьми. Обычно, с этой задачей справляются обычные игрушки. Игротерапия в своей свободной игровой деятельности открывает многое. Однако, я сталкнулась с определенной трудностью - современные дети не умеют играть! Их трудно "раскачать" до процесса нехаотичных манипуляций с игрушками. Они приучены воспринимать много зрительной информации, не особо участвуя в ее переваривании и осмыслении. МАКи для меня стали замечательным "мостиком" из мира восприятия в мир манипуляций. Прежде я использовала карты только со взрослыми. Сейчас беру детей индивидуано от 3 лет и в группе от 4 лет. Конечно, есть много тонкостей в использовании карт. Это касается выбора колоды, выбора карт из колоды (все вместе давать ребенку не стоит), ожиданий в интерпретации карты ребенком.
Как я использую МАК? Я предлагаю ребенку по 5-6 карт. Он видит все картинки сразу и выбирает всего две. Ту, которая больше всех понравилась, и ту, которая меньше всех понравилась. Далее, ребенку предлагается пофантазировать над сюжетами картинок, и "продолжить" их в пространстве кабинета с использованием любого сподручного игрового материала. Эта дуальность помогает раскрыть проблематику ребенка и мягко ее "проработать", помогает затронуть его собственные проблемные зоны опосредованно и не травматично. МАКи ускоряют процесс выстраивания доверительных отношений и, как говорила выше, полезны современным "цифровым" детям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|