МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы

Автор статьи: Инна Гребельная

МАК обоз Метафорические карты Persona и Personita обзор примеры работы

Эти карты настолько известны и настолько широко используемы, что я долго сомневалась, делать ли на них обзор. Но для тех, кто только знакомится с этим инструментом и теряется в многообразии предложений, думаю, моё мнение лишним не будет. К тому же предложу два универсальных подхода с использованием этих карт.

Итак, портретные наборы карт немецкого издательства OH Verlag (Germany).

У меня есть оба набора – Persona и Personita.

Persona – 77 портретов взрослых людей разного пола, цвета кожи, расовой принадлежности. Здесь же есть 5 или 6 изображений детей:

Вторая часть колоды - 33 карты-взаимодействия:

Карты-взаимодействия схематично отражают разные варианты коммуникаций от 2 до 5 человек. Людям с недостаточно развитым образным мышлением иногда легче работается именно с этими схемами. Оба типа карт можно использовать по отдельности, вместе и комбинировать с другими колодами. Образы на портретах настолько метафоричны (наверное, как раз благодаря нечеткости, размытости), что легко работают и как реальные персонажи (мать-отец-сестра-коллега…), и как субличности (я-мать, я-дочь, я-женщина…), и как непосредственно метафоры (выбор, болезнь, обида…).

Карты несомненно подтверждают свой авторитет универсальных. Многие опытные специалисты рекомендуют к покупке именно их, если у вас есть возможность приобрести пока только одну колоду.

Personita – 77 портретов детей и подростков разного пола, расовой принадлежности и я бы сказала - степени социализации.

Так же есть 44 карты-взаимодействия, больше напоминающие людей (скелетики такие), в отличие от своих «братьев» из Persona.

Этот набор появился у меня не сразу, я пыталась обходиться одним набором Persona, тем более, что детские образы там тоже есть. Но этого  оказалось всё же недостаточно – например, в работе с эго-состояниями Взрослый-Родитель-Ребёнок. Очень пригодился, чем можно заменить  - даже не знаю. С детьми и подростками использовать пока не пришлось, но думаю, он прекрасно отработает любую конфликтную ситуацию в семье или группе.

Предлагаю два примера работы (публикую с согласия клиентов). В обоих случаях использована методика, описанная Н.В.Буравцовой в работе «Возможности реформирования «Я-образа» посредством метафорических ассоциативных карт».

1. Анализ самооценки

Вообще, при наличии времени и возможности, считаю целесообразным начинать своё знакомство с клиентом, знакомство клиента с метафорическими картами и самим собой с этого простого упражнения. Интересно "замерить" уровень самоотношения в начале и по окончании сессии, например по 10-балльной шкале.

Предлагаем клиенту осознанно выбрать карту, наиболее точно характеризующую его представления о себе. Обсуждаем возникающие мысли, ощущения, эмоции, желания и побуждения:

- кто этот человек?

- в чем его отличие от других? как он к себе относится?

- как  к нему относятся другие?

- какого отношения он заслуживает?

 Я завершаю такой анализ вопросом:

- чего не хватает этому человеку, в чём он нуждается?

И предлагаю представить себя всемогущим волшебником и подарить ему то, чего не хватает: любви, заботы, спокойствия, отдыха, денег… Эти  дары можно выбрать из тематических наборов карт или нарисовать рядом (вокруг) с выбранным изображением. Часто такое участливое отношение к самому себе обычно вызывает слёзы умиления, расслабление и приводит в замене карты на другую, соответствующую произошедшей трансформации.

В этом примере, женщина (потерявшая себя домохозяйка) одарила Персону уверенностью (я-королева), свободой (птица), подарками (кубок), оценённостью своего труда (сеятель), спокойствием (рассвет), любовью детей и упавшим с неба каким-то чудом. Это фото финального расклада, здесь уже произошла замена первоначально выбранного образа.

Дополнительно здесь использовались карты из наборов «OH-cards» и «Saga» того же издательства OH Verlag.

2. Анализ эго-состояний

 Этот подход я также считаю универсальным: прежде чем «по-взрослому» решать любую свою проблему, клиенту не помешает «просканировать» - в каком состоянии этот его Внутренний Взрослый находится? Есть ли вообще-то сейчас у него ресурсы для этого? Как правило, люди, обращающиеся за консультацией к психологу, испытывают полнейшую дисгармонию в отношениях своих субличностей. А если «бузит» Внутренний Ребёнок – тут ждать вообще можно чего угодно, только не конструктивной работы. Добавьте к этому ещё детско-родительские проекции, переносы/контрпереносы…

 В данном примере клиентка – женщина с запросом на отсутствие взаимопонимания в семье (муж, дочь-подросток).

Предлагаем выбрать карты, символизирующие  Внутренних Родителя, Взрослого и Ребёнка (неосведомлённых предварительно вводим в курс основных положений концепции эго-состояний Э.Берна).

Обсуждаем каждого по-отдельности:

- кто изображён?

- чем  он занимается, что думает, чем озабочен?

- что стремится до Вас донести?

Выясняем - как эти Персоны взаимодействуют друг с другом?

 На этом этапе мне нравится подключать карточки с выражениями из набора Н.Буравцовой «ДОМ»:

Следующий этап -  Анализ психологических потерь и вторичной выгоды от активизации каждого из эго-состояний:

-какие потребности Вы удовлетворяете, находясь в этом образе?

-от чего, наоборот, отказываетесь, чего себя лишаете?

-как эти потребности можно удовлетворить другим способом?

-что важного можно для себя приобрести, выйдя из этого образа?

 Далее – терапевтическая фаза, направленная на гармонизацию отношений в этой тройке:

-что на самом деле стремится донести до Вас Родитель/Взрослый/Ребёнок?

Здесь мне нравится использовать приём «замены посланий»:

Важный этап – актуализация Взрослого:

-как он относится к происходящему?

-какое его поведение, установки, мысли были бы (более) рациональными в сложившейся ситуации?

 И – трансформация внутренних образов:

- каким бы Вам хотелось видеть Вашего Внутреннего Родителя/Взрослого/Ребёнка?

- с какими словами Вы можете обратиться к ним?

- как меняется Ваше отношение к ним/ситуации/себе?

 

 Выбираем новые, соответствующие изменениям

 образы:

Обсуждаем новую стратегию поведения:

-как новый Родитель/Взрослый/Ребёнок выражает свои чувства, желания?

-как новый Родитель/Взрослый/Ребёнок реагирует на происходящие события, окружение?

- что меняется в Вашем отношение к себе?

 Важно: на каждом этапе отслеживать иерархию в отношениях этой «троицы» (буквально - как изображения располагаются на столе). В идеале на вершине пирамиды находится Внутренний Взрослый. В приводимом примере в начале работы «верховодил» Внутренний Ребёнок. По завершении этой сессии его место занял Внутренний Родитель. Позднее работа была продолжена до полноценной актуализации Внутреннего Взрослого.

 Результат: налаживание отношений в семье (у клиентки не стало конкуренции с дочерью за «место» ребёнка, вместо молчаливых обид на «непонятливость» мужа удалось начать проговаривать свои чувства и эмоции).

 

Всем успехов в работе!

И.Гребельная



Просмотров: 94
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с МАК, техника Внутренний ребёнок,родитель и взрослый.(клиентский случай)
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • МАК или какие еще карты можно использовать?
  • МАК-обоз. Ассоциативные карты "ДОМ": обзор, пример работы
  • Я-Ребёнок, Я-Родитель, Я-Взрослый
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с "трудными" подростками
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как использовать Метафорические ассоциативные карты в стандартной работе детского психолога
  • Техника для самостоятельной работы с МАК "Мой внутренний ребёнок".
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Работа с МАК. Техника "Мой взрослый ребёнок"
  • Работа с запросом "Я психолог-Я менеджер" ( метафорические ассоциативные карты)
  • Карты "Жадные страсти" для работы с денежными сценариями
  • Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»
  • Метафорические карты. Упражнение "Препятствия и возможности"
  • Метафорические карты. Расклад "Я - пустое место"
  • Как любовь к себе можно рассмотреть с помощью метафорических карт?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Страх смерти и внутренний ребёнок. Варианты взаимодействия
  • Внутренний ребёнок - есть контакт!
  • Этот гадкий внутренний ребёнок!..
  • МАКовые поля+метафорические карты+фигурки: взаимодополняющие метафоры в работе с клиентом
  • Притча про то, как Родитель, Дитя и Взрослый в "Поле Чудес" играли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь