Кирилл Стасевич. С интернетом люди чувствуют себя умнее

интернет интеллектКак повысить собственную интеллектуальную самооценку? Очень просто: поищите во всемирной сети ответ на какой-нибудь вопрос, и вам покажется, что вы знаете все на свете.

С появлением всемирной сети огромная масса информации стала легкодоступной: мы в любой момент можем узнать что угодно о чем угодно. Возможно, именно поэтому нам часто кажется, что и сами мы стали умнее. Это вовсе не шутка: эксперименты психологов из Йеля показали, что у людей, сидящих в интернете, действительно усиливается иллюзия собственного интеллекта. Интернет заставляет нас думать, что мы знаем все обо всем на свете.

В исследовании участвовали около тысячи человек, которые должны были ответить на какой-нибудь вопрос — например, как работает застежка-молния. Только одним предлагали поискать ответ во всемирной сети, а другим давали распечатку текстов с тех веб-сайтов, на которых интернет-группа нашла ответ. То есть информация, по сути, была одна и та же, просто отличалась форма подачи и процесс поиска. Затем и те, и другие должны были сказать, могут ли они ответить на другой вопрос — например, почему облачные ночи теплее безоблачных.

Сам ответ здесь был не важен, и отвечать вообще было не обязательно, требовалась только самооценка, уверенность или неуверенность в собственной компетентности. И оказалось, что те, кто ранее искал ответ в интернете, считают себя более знающими, более осведомленными в новой проблеме (хотя очередной вопрос не имел никакого отношения к предыдущему).

Более того, интеллектуальная самоуверенность возрастала даже тогда, когда в сети вообще не удавалось найти удовлетворительного ответа (психологи или выбирали слишком сложный вопрос — например, почему история древнего Мероитского царства была более мирной, чем история государств Древней Греции? — или же использовали сетевые фильтры, чтобы сделать недоступными сайты с нужной информацией).

До эксперимента уверенность в собственном знании у всех была примерно одинаковой, то есть дело было именно в интернет-поиске. Причем, как пишут авторы работы в Journal of Experimental Psychology, у людей возрастала уверенность именно в их личном интеллекте, то есть они полагали, что они сами по себе много знают, а доступ в сеть тут не при чем. Однако здесь был и другой нюанс: когда человеку предлагали сразу пройти по ссылке к нужной информации, то интеллектуальная самооценка оставалась прежней. Иными словами, важен не просто выход в интернет, а именно активный поиск в нем.

Объяснение здесь может быть простое: когда человек ищет ответы с помощью источника, над которым надо потрудиться (например, в книге, или же беседуя с кем-то другим, кому нужно задавать четкие вопросы и анализировать ответы), он успевает осознать, чего именно он не знает. В случае же с интернет-серфингом бывает невозможно различить между собой «то, что я знаю» и «то, что я думаю, что я знаю».

Проблема, возможно, не стоила бы разговора, но ведь реальная компетентность после сеанса онлайн-поиска вовсе необязательно возрастает, причем даже если человек в результате ничего не узнал, ему будет казаться, что теперь он знает все обо всем. А теперь помножим вот такой любопытный психологический эффект на всесветную распространенность мобильных гаджетов, подключенных к всемирной сети, и подумаем, не грозит ли нам теперь всеобщий интеллектуальный застой — как результат информационно-технологического прогресса. 

Источник:

Наука и жизнь

Просмотров: 359
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Георгий Почепцов. Новые подходы к анализу социосистем: есть ли здесь место ценностям?
  • Владимир Веселов. Наш ответ Чемберлену. Пропаганда в российском кино
  • Елена Леонтьева. Психология наследства. Любовь, смерть, деньги и квартирный вопрос.
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Социальные сети ухудшают память
  • Социальные сети не стимулируют к дружбе
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Как смартфоны и социальные сети влияют на современных подростков
  • Максим Реуцкий. Социальные сети: парадокс зависимости и квазиобщения
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности
  • Екатерина Штырбу. Интернет-запросы на психологическую консультацию
  • Евгений Целковский. Интернет как фактор социальной стратификации
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации интернет-зависимости
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Любовь Латыпова. Спать просто обожаю! Решение психологических проблем с помощью сна
  • Элизабет Килби. Интернет-зависимость и гаджетомания у детей. Как вырвать ребенка из лап виртуальной реальности?
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Инна Иголкина. Лень: какой она бывает и как с ней бороться
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь