Психология художественного творчества



82 страница


ет идеального зрителя; если представить идеального  

зрителя равным актеру, то их со-творчество - это ка-  

тарсическое единение артистических душ. Артистизм  

как особое состояние психики дает предрасположен-  

ность к перевоплощению, игре, самовыражению в  

творчестве. Именно многодушие обусловливает спо-  

собность к со-переживанию, умение поставить себя  

на место другого и выступает условием совершенного  

катарсиса. Метод художественного анализа Ф. Степу-  

на, являющего образец глубокого образного постиже-  

 

728  

 

-nwpu>  

 

1ния тайн творчества, наглядно показывает, как необ-  

ходим психологии, занятой исследованием сферы ис-  

кусства, союз с философией, эстетикой, искусствове-  

1дением.  

 

1 Рядом с практической психологией, облаченной в  

1к<белый халат>, издавна трудится неприметный (<пси-  

хотерапевт> - Театр, - эту мысль хотелось бы мне  

1протянутъ как нить в ткани современной науки о чело-  

веке, обрисовав лежащие на поверхности моменты,  

роднящие науку и театральное искусство, предмет  

пристрастия у которых один - человек творящий.  

 

Л. Выготский, подмечая недостатки современной  

му психологии, упрекает ее в абстрактности, сухости,  

абвении интересов практики. В частности он обра-  

щает внимание на то, что (<сценические системы,  

яущие от актера, от театральной педагогики, от на-  

людений, полученных на репетициях и во время  

пектакля, и являющиеся в своей большей части ог-  

омными обобщениями режиссерского или актерско-  

о опыта, ставят во главу угла всего вопроса специфи-  

еские, своеобразные, присущие только актеру осо-  

енности его переживания, забывая о том, что все эти  

5ббенно?ти. должны бьют поняты -на -фоне" общта  

асихологических закономерностей, что актерская  

Психология составляет только часть общей психоло-  

йи и в абстрактно-научном, и в конкретно-жизнен-  

ом значении этого слова.>  

 

Сегодня психология, занимающаяся проблемой  

ворчества, доходит в исследованиях до личности ак-  

ера и останавливается, не владея специфическими  

зонами этого искусства, не учитывая методов под-  

)да к роли, взаимоотношений с образом, - а без это-  

> невозможно составить представление о псИхологи-  

?ском пространстве актера-образа. Здесь, конечно,  

риходит на помощь театроведение с его описатель-  

остью, аналитичностью, попыткой проникнуть  

глубь театрального процесса, но ему недостает инст-  

<ентария и (<живого> материала - диалогов с акте-  

1И, говоря языком психологии - интроспективно-  

 

729  

 

го анализа, хотя в начале века именно искусствоведе-  

нием эти попытки предпринимались.  

 

Через десятилетия по-прежнему свежо восприни-  

маются слова Н. Евреинова, обращенные к врачам и  

сценическим деятелям, в руках которых один из спо-  

собов оздоровления человечества - о могучем воздей-  

ствии театрального искусства, исцеляющего от дис-  

гармонии бытия. Человек не в состоянии избежать  

стресса, да и не должен, - он в нем живет, он им жи-  

вет, и думаю, что благодаря театру можно, следуя сове-  

ту Г. Селье, использовать его, наслаждаться им, если  

лучше узнать его механизмы и выработать соответст-  

вующую философию жизни.  

КЛИМЕНКО Ю.Г. Театр как практическая  

 

психология // Катарсис.  

Альманах. - М., 1994, с. 84-lift.  

 

-  

 

Рудольф АРНХЕЙМ  

ИСКУССТВО КАК ТЕРАПИЯ  

 

Практическая деятельность врача начинается не с  

искусства, а с людей, попавших в беду, с жалоб и  

просьб пациентов. И тут хороши любые средства, обе-  

щающие исцеление: лекарства, физические упражне-  

ния, восстановительная терапия, клинические беседы  

с больным, гипноз - и почему это не может быть ис-  

кусство? Принятые в своей среде с некоторыми со-  

мнениями и подозрениями, на сцене появляются вра-  

чи, использующие при лечении больных искусство.  

Такой врач должен доказать свою правоту не только  

успешной практикой, но и убедительными теоретиче-  

скими рассуждениями. От него ждут описания прин-  

ципов, на основе которых искусство признается цели-  

тельным средством.  

 

Чтобы откликнуться на эти требования, необходи-  

мо рассмотреть природу разных видов искусства, а  

также те свойства, которые могли бы служить или, на-  

 

"оборот,

терапевтического средства. При таком взгляде на при-  

 

,роду разных искусств и их нынешний статус можно  

обнаружить два важных признака искусства, реле-  

вантные для лечения: демократичность и гедонист-  

ские традиции западной эстетики.  

 

В нашей культуре искусство имеет аристократиче-  

ское прошлое: оно создавалось для ублажения коро-  

левской и церковной знати ремесленниками и масте-  

рами, получившими в эпоху Возрождения дополни-  

тельное признание в виде статуса гениев. В ту пору  

искусство предназначалось лишь для немногих счаст-  

ливцев. Однако не прошло и столетия, как развитие  

демократии привело общество к пониманию того, что  

искусство принадлежит народу, и не только в том  

смысле, что оно должно стать доступным для глаз и  

ушей каждого гражданина. Важнее была растущая  

убежденность, что каждый человек в действительнос-  

 

731  

 

1МУММ  

 

?>" он Лел 1  

аэ vnajgtmu  

 

пмзп  

uafada"  

 

юшю itu3  

13 ом ш  

Ш-h Ц 1 ч,  

вог w w(n  

пготгм до  

 

мац  

нац>  

dHuA  

ЧН-Я  

 

01-о:  

iUiпо  

 

формация -  

 

нчупм  

nv ш сиз 1  

oloMgQvil  

изз та) nij  

w кгшнгм-п  

opodu аоис п  

)08э Bah4v  

пшэ -ir-oluj  

490 whita.) I  

 

т  

М ппши  

МТЧННЗВШЭН  

мп-онмэашл  

lu anmovli  

u Mod> шош  

С nvn X14Hht  

hodu шоше I  

VVOM irahni  

тшгниш  

чауашэ(1щх  

4}eEvd I  

 

юэли"  

мтабельмос"  

 

ти достаточно подготовлен к восприятию искусства и  

может извлечь для себя пользу общения с ним; кроме  

того, он обладает врожденными способностями для  

создания произведений искусства. Это революцион-  

ное по своей сути воззрение обеспечило появление  

новых предпосылок для обучения искусству и подго-  

товило почву для правильного понимания народного  

и так называемого примитивного искусства, а не-  

сколько десятков лет тому назад благодаря ему воз-  

никла мысль, что творческая деятельность способна  

вдохнуть жизнь в человека, нуждающегося в психиче-  

ской помощи, и стимулировать его такими способами,  

которые считались прежде привилегией одних лишь  

художников.  

 

Это новое представление о полезности искусства  

вступило в противоречие с существовавшей тогда в  

Европе традицией, утверждавшей, что именно беспо-  

лезность является отличительной чертой всякого ис-  

кусства. Когда искусство перестало быть носителем  

религиозных и монархических идей, новая менталь-  

ность средних слоев общества низвела его до уровня  

украшательства, доставляющего человеку наслажде-  

ние, а соответствующая философия заявляла при  

этом, что искусство служит лишь для удовольствия.  

Любой психолог мог бы сразу же отреагировать на по-  

добный гедонистический подход, указав, что само по  

себе удовольствие не предлагает никаких объяснений,  

поскольку оно есть лишь сигнал, говорящий об удов-  

летворении какой-то потребности. Но тогда можно  

задать вопрос: каковы эти потребности? Первым, кто  

попытался дать ответ на него, имея в виду отдельного  

человека, а не общество в целом, был Зигмунд Фрейд,  

за ним последовали другие психологи и социологи.  

 

Что касается меня, то я твердо убежден, что одна из  

основных функций искусства - познавательная. Все  

знание, которое мы получаем об окружающей дейст-  

вительности, доходит до нас через органы чувств, од-  

нако по тем образам, которые возникают у нас благо-  

даря зрению, слуху или осязанию, отнюдь не просто  

узнать, какова природа и функции объектов внешнего  

 

732  

 

мира. Вид дерева сбивает с толку, то же касается вело-  

сипеда и движущейся толпы людей. Сенсорное вос-  

приятие, следовательно, не может ограничиться фик-  

сацией образов, попавших на органы чувств; оно  

должно искать структуру. В сущности, восприятие и  

есть не что иное, как обнаружение структуры. Послед-  

няя говорит нам, из каких элементов состоит объект и  

как они связаны друг с другом. Именно в результате  

открытия структуры на свет появляется картина или  

скульптура. Произведение искусства - это очищен-  

ная, увеличенная и выразительная копия объекта, по-  

рожденная восприятием художника.  

 

Для наших целей еще более важно то, что все вос-  

приятие является символическим. Поскольку все  

структурные свойства суть обобщения, мы восприни-  

маем индивидные проявления как виды вещей, как  

разновидности поведения. Отдельный объект воспри-  

ятия символически замещает целую категорию объек-  

тов. Таким образом, когда поэты, художники или па-  

циенты врачей, лечащих искусством, воспринимают и  

рисуют дерево, изо всех сил тянущееся к солнцу, или  

 

: вулкан в виде страшного агрессора, они опираются на  

 

способность человека в каждом частном случае уви-  

деть общеево.всем..егоазнообЕазии, - ___  

 

Мы понимаем далее, что наиболее существенные  

признаки воспринимаемой нами действительности  

реализуются в произведениях искусства в таких экс-  

прессивных характеристиках, как форма, цвет, строе-  

ние, движение. Таким образом, даже если оставить в  

стороне физические объекты, сохранив только их  

формы, цвета и т.д., все эти (<абстрактные> единич-  

ные проявления сами могут символически объяснять  

соответствующее поведение. Это дает врачу возмож-  

ность выявить основные наклонности и пристрастия  

своих пациентов не только по легко узнаваемым пред-  

метам, представленным в их работах, но и по абст-  

рактным рисункам. И, конечно, по той же самой при-  

чине абстрактные музыкальные формы воспринима-  

ются как высказывания о способах существования и  

деятельности.  

 

733  

 

В таком случае восприятие полностью символично.  

Строго говоря, мы никогда не имеем дела с отдель-  

ным, уникальным индивидом, перед нами всегда ока-  

зывается типизированный предмет или человек вмес-  

те со всеми характерными для него обобщенными  

свойствами.  

 

Наряду со способностью строить обобщения, этой  

основной операцией, необходимость в которой дикту-  

ется практическими потребностями, человек обладает  

еще одной способностью, дополняющей первую, как  

то: отбирать и подставлять на место реальных ситуаций  

их мысленные копии. Подобно ученым, в. ходе экспе-  

риментов изучающим ответные реакции на класс ситу-  

аций, все мы разыгрываем в воображении аналоги ре-  

альных ситуаций, которые нас интересуют. Это могут  

быть простые (<мысленные эксперименты>, когда в  

уме ищется ответ на вопрос: (<Что бы произошло, если  

бы?..> - однако такие визуальные ситуации могут и  

материализоваться, как в театральных импровизациях  

психологической драмы, в рассказывании различных  

историй, а также в картинах и скульптурах, выполняе-  

мых в ходе лечения. При этом хорошо известно, что  

создатели подобных изображений вовсе не обязаны от-  

ражать объективные факты, как это делают ученые в  

своих экспериментах, а могут формировать свои пред-  

ставления исходя из собственных потребностей.  

 

Замечательно, что такие перевоплощения воспри-  

нимаются как субституты реальных объектов. Творче-  

ское исполнение и работы, создаваемые в кабинете  

врача, настолько же отличаются от простой игры вооб-  

ражения, насколько превосходят нормальные прояв-  

ления личных пристрастий и оценок. Поистине пора-  

зительно, что больные, встретившись с образом  

страшного отца или желая мысленно овладеть объек-  

том вожделенной страсти, зачастую вели себя так.  

словно участвовали в реально происходящих событи-  

ях. Они в самом деле храбро шли на столкновение с  

тираном отцом, действительно овладевали прекрасной  

женщиной или желанным мужчиной. Я полагаю, что  

мы до сих пор относимся к подобному так называемо-  

 

734  

 

му (<заместительному> поведению с незаслуженным  

презрением. Нам кажется, что люди, практикующие  

1 такого рода поведение, просто позволяют водить себя  

. за нос, поддавшись воздействию образов, без особого  

труда порождаемых их испорченным воображением.  

Все дело в том, что мы обычно готовы признать лишь  

один вид реальности, а именно физическую реаль-  

ность, в то время как люди гораздо больше существа  

.психические, нежели физические. Физические объек-  

ты всегда действуют на нас как психические впечатле-  

ния. В конечном счете мы оцениваем событие как по-  

. беду или поражение исключительно по тому, как оно  

воздействует на нашу психику. Утрата свободы, потеря  

собственности, даже телесные повреждения приходят  

к людям в виде психических ощущений.  

: Коль скоро мы с уважением относимся к предста-  

вителям художников или мистиков как к надежным  

1 фактам действительности, то мы должны пойти даль-  

1ше и признать, что если мы хотим сориентировать че-  

1ловека в направлении, так сказать, законов действи-  

1тельности, то следует не уводить его от (<простой>  

1психической реальности к (<истинным> фактам физи-  

Ческого мира, а научить его приспосабливать возника-  

ющие психические образы к том реольпым событиям,  

которые могут произойти в уготованном ему будущем.  

Правильность таких образов нужно проверять самым  

серьезным образом и не только потому, что она явля-  

ются симптоматичной, но и потому, что последствия  

1этих образов являются столь же материальными и ося-  

заемыми, сколь и последствия событий, происходя-  

1щих в так называемом реальном мире.  

 

Все сказанное имеет прямое отношение и к вопро-  

су о важности качества, или художественного совер-  

1шенства, создаваемых работ Некоторые врачи счита-  

iK)T, что работа должна быть выполнена пациентом как  

, можно лучше; это мнение проистекает не из догмати-  

ческого требования высших эстетических достижений  

ради них же самих, а из внутреннего убеждения, что  

по-настоящему хорошее произведение искусства дает  

терапевтический эффект, которого нельзя достичь  

 

735  

 

меньшими усилиями. Прежде всего качество непо-  

средственно связано с действительной подлинностью  

искусства. Хорошие произведения говорят правду.  

Очевидно, что это утверждение в точности противопо-  

ложно тому, что говорил об искусстве Фрейд. Тот счи-  

тал хорошую форму чистым украшением, предназна-  

ченным для того, чтобы заставить зрителя с благос-  

клонностью принять переданное в содержании рабо-  

ты удовлетворение подсознательных желаний. Мне  

такой подход всегда казался крайне неубедительным,  

поскольку я в подобном украшательстве не вижу ни-  

какой необходимости. Кроме того, мы отнюдь не ис-  

пытываем отвращения от исполнения желаний как та-  

кового. Мы охотно принимаем идеального героя, три-  

умф добродетели или наказание порока, если те пред-  

ставлены в искусно выполненных работах. И делаем  

это не потому, что нам дали взятку в виде красивых  

форм и приятных картин, чтобы мы восприняли меч-  

ты художника, а потому, что хороший художник всегда  

доказывает нам, что желаемый результат может явить-  

ся вполне адекватным отражением действительности.  

В обстоятельствах, когда состояние человека раскры-  

вается, так сказать, в (<чистом виде>, добродетель дей-  

ствительно вознаграждается, а зло наказывается - по  

той простой причине, что добродетель способствует  

увеличению благополучия и процветания, а зло этому  

препятствует. Посредственные по своему качеству ра-  

боты отвергаются, если удовлетворение желаний в них  

достигнуто ценой искажения истины. Когда путь к  

благополучию представляется невероятно успешным,  

а добро безо всяких усилий оказывается действенным,  

когда зло, исходящее от негодяя, выглядит однообраз-  

ным, а обольстительная женщина кажется лишь игрои  

похотливого воображения, мы протестуем, поскольку  

не выносим предательства по отношению к истине.  

 

Точно так же по мнению врачей, занимающихся ле-  

чением искусством, качество работы пациента непо-  

средственно связано с тем, изображает он или нет  

правдоподобную реальность. Это, как мы знаем из  

 

736  

 

публикаций, касается даже фантастических картин  

некоторых одаренных психотиков.  

 

Деструктивная сила психоза может освободить во-  

ображение от оков традиционных норм, и стилизо-  

ванные образы, создаваемые больными, нередко с же-  

стокой откровенностью демонстрируют нам скрытые  

стороны человеческого опыта.  

 

Реальный статус произведения искусства не зави-  

сит ни от конкретного направления, ни от уровня  

сложности.  

 

Ранее я уже упоминал о нашей (<демократичной>




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 484
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь