Психология художественного творчества



80 страница


он акты скрытого общения, если лишен этого в соци-  

уме. Минимальное общение Э. Берн называет (<по-  

глаживанием>, а обмен ими составляет единицу обще-  

ния - (<трансакцию>. На театре, в моем понимании,  

трансакция осуществляется путем перенесения Я ак-  

тера и Я зрителя на образ-посредник. Любая трансак-  

ция, несет она положительный или отрицательный  

 

710  

 

эмоциональный заряд, благотворна для системы (<ак-  

тер-зритель>. Эксперименты, проводимые с высоко-  

организованными животными, дают поразительные  

результаты: и ласковое обращение и электрошок оди-  

наково эффективны для поддержания здоровья. Да не  

будет обидной для всех поколений зрителей мысль,  

что театр, с точки зрения психолога, - это веками са-  

моорганизующаяся лаборатория по скрытому экспе-  

рименту над психикой человека. Ведь театральный  

спектакль, проводящий зрителя через эмоциональ-  

ное, полное взлетов и падений сердца общение с акте-  

ром-персонажем к (<радости-страданью> - катарсису,  

всей своей многовековой практикой доказывает, что  

несомненно выступает оздоравливающим фактором.  

Причем, будь то смех комедии и-г1и слезы трагедии -  

эффект одинаков. Судя по всему, катарсис не только  

цель и следствие трагедии, - понятие распространя-  

ется шире. Мне представляется, что у зрителя внутри  

идет свой спектакль и он может по жанру не совпадать  

с тем, что разыгрывается на сцене. Кстати, настоящая,  

приводящая к катарсису комедия, ничего общего не  

имеет с жестоким обнаженным психоанализом, на-  

правленным на высмеивание ближнего, -унижение  

-личности, .тем .боде?..сдедением. политических г.чртпв.  

Испрашивая прощения у тени Аристотеля, смею ут-  

верждать, что высокая комедия столь же благополучно  

приводит зрителя к катарсису, как и трагедия, и дока-  

зательство тому - слезы смеха. Слезы - вот что объе-  

диняет трагедию и комедию. Любопытно отметить,  

зрительские слезы не имеют ничего общего с теми  

слезами, которыми плачет, переживая, личностное Я,  

взбудораженное вегетативной реакцией. Этими слеза-  

ми плачет зритель-образ." они безмолвны, легки, эмо-  

тивны, они подобны слезам актера, не искажающим  

облик, не мешающим разговаривать ровным голосом,  

потому что плачет не актер, а персонаж. Проливая  

такие слезы, актер испытывает внутренне восторг и  

ликование.  

 

Кроме эмоционального голода театр удовлетворяет  

и так называемый структурный голод, на наличие ко-  

 

71  

 

торого в человеке указывает Э. Берн. Человек испыты-  

вает потребность планировать (структурировать) вре-  

мя. Планирование бывает материальным (работа, дея-  

тельность), социальным (ритуалы, времяпрепровож-  

дения) и индивидуальным (игры, близость), подчиня-  

ющимся ряду правил и закономерностей.  

Существенной чертой игры считается управляемость  

характером эмоций. Отмечу: театр в идеале единовре-  

менно сочетает в себе все упомянутые типы временно-  

го планирования при неограниченном получении удов-  

летворения от максимальной доступности контактов.  

 

С позиций структурного анализа процесс общения,  

в данном случае сотворчества актера и зрителя, опре-  

деляется следующей схемой: Я (Эго) в момент взаимо-  

отношений находится в одном из трех основных со-  

стояний - Родитель, Взрослый, Ребенок, - которые и  

взаимодействуют с одним или более состояниями  

(<психологических реальностей> - своего партнера  

по общению. На театре в наибольшей степени востре-  

бованным оказывается состояние Ребенка, предпола-  

гающее в партнерах по игре Веру и Наивность, оправ-  

дывающие сценическое жизнеподобие.  

 

Следуя трансакционному анализу Э. Берна, в театре  

я нахожу множественные подтверждения его выводов  

относительно социального планирования времени. Ри-  

туалы особенно определены у зрителей. Предспек-  

такльный ритуал включает психологическую установку  

на игру, сверку с ее условиями, приобретение билетов,  

программ, цветов, биноклей, разглядывание афиш,  

отыскивание (<своих> актеров в фоторяде фойе при са-  

мочувствии некоторой отчужденности в толпе и пр.  

 

Антракт дает ощущение сообщности, буквально  

ритуальное хождение по фойе (берущее начало в ан-  

тичном театре, где любознательный зритель рассмат-  

ривал статуи богов, государственных деятелей, по-  

этов, великих актеров и атлетов), обостренный инте-  

рес к фоторяду, публике, выставке книг об актерах,  

посещение буфета и т.п. Послеспектакльный ритуал  

предстает как единение в выражении благодарности:  

аплодисменты, вызовы, подношение цветов и т.п.  

 

712  

 

Ритуал актера серьезнее и конкретнее зрительско-  

го. Предспектакльный ритуал выражен профессио-  

нально-психологической установкой на игру, на ста-  

новление новой функциональной системности (обра-  

за), переодевание, гримирование, наконец, на опреде-  

ленные индивидуальные действия - своего рода  

ритуал в ритуале, - приводящие актера в творческое  

состояние. Антракт для актера состоит из ряда дейст-  

вий по сохранению самочувствия роли. Послес-  

пектакльный ритуал - это поклоны, поклоны, покло-  

ны,.. прием знаков внимания, снятие грима, переоде-  

вание, возвращение в обыденную реальность из состо-  

яния игры.  

 

При обособленности сторон-партнеров, вовлечен-  

ных в ритуалы, при особенностях их выполнения, они  

посвящены взаимному творческому акту, состоящему  

из подготовки (прелюдии), собственно единения и -  

его результата (впечатления, оценки). Таким образом,  

спектакль-близость объединен общим архи-ритуалом.  

 

Послеспектакльный ритуал предстает наиболее  

важным, так как в нем реализуется катарсическое еди-  

нение, в котором сам ритуал предстает лишь внешней  

стороной события - состояния соборности, которое  

_ .ПРИНОСИТ rгC1<глvllh пглг?lalLa?JJllшfвfn-u.м-  

творенный им со зрителем. Зритель жаждет за счет ри-  

туала продлить блаженство, остаться как можно доль-  

ше под впечатлением только что прожитого и прочув-  

ствованного, ведь ему предстоит расстаться с тем, ко-  

му он передал сокровенную, дорогую частицу  

собственного Я, а человек к своим страданиям отно-  

. сится бережнее, чем к радостям. У актера же в эти  

мгновения зачастую наступает опустошенность, и  

чрезмерное продление послеспектакльного ритуала  

бывает болезненным (мучительным, по выражению  

самих актеров), поэтому закономерно, что для зрителя  

значимость ритуала к концу спектакля возрастает, у  

актера - снижается. Актер, вызвавший к бытию акт  

соборности и зритель, поднявшийся до этого состоя-  

ния благодаря актеру, - оба функционально уравни-  

ваются, выходя из игры и вступая в социум как равно-  

 

713  

 

правные личности, и часто узнавание популярных ак-  

теров бывшими зрителями в публичных местах ведет к  

раздражению, а не к удовлетворению самолюбия.  

 

Если Э. Берн игрой называет скрытые трансакции,  

то театр как игра есть трансакция открытая, - отно-  

шения между актером-персонажем и зрителем обна-  

жены предельно и, уподобляясь в этом близости, вы-  

ходят из-под власти правил собственно игры по Бер-  

ну, - избавляясь от взаимозависимости, эти отноше-  

ния несут обоюдную свободу. Зритель может в любой  

момент тайно от всех нарушить условия игры - пере-  

стать быть зрителем. По Берну человек в этот момент  

становится свободным. Но зритель освобождает себя  

от свободы выбора и остается рабом с тем, чтобы театр  

принял на себя разрешение его проблем. От зрителя в  

игре требуется лишь мужество, чтобы не пугаться си-  

туаций, в которых оказывается персонаж, отождеств-  

ленный со зрительским Я, не выйти из образа, иначе  

он теряет психологическую свободу и, замкнувшись в  

скорлупу собственной личности, оказывается вне иг-  

ры. Иной зритель склонен по нескольку раз смотреть  

полюбившийся спектакль, он ищет в театре знакомые  

игры, чтобы, от ролевого поведения, предписанного  

социумом, обрести свободу. Но свобода достижима,  

если в зрителе пробуждены три способности: вклю-  

ченность в настоящее - непосредственное восприя-  

тие, родственное эйдетическим образам; спонтан-  

ность - возможность свободного выбора чувств; бли-  

зость - свободное от игр чистосердечное поведение.  

Для этого надо воскресить в себе Веру и Наивность и  

быть как дети.  

 

Каков же смысл понятия (<свобода> в игре на теат-  

ре? В социуме человек изначально несвободен, подчи-  

няясь правилам ролевого поведения, а поведение не  

есть игра. Человек становится свободным, когда выхо-  

дит за рамки ролевого поведения и ломает рамки соци-  

ального сценария, предписанного ему. Меняя роль со-  

циальную на роль театральную, он самовольно изме-  

няет сценарий жизни и участвует в игре. Игра - выше  

всех ступеней ролевого поведения, игра - это свобод-  

 

714  

 

ное самопроявление, на театре совершающаяся тайно  

в себе и с собой.  

 

В размышлениях о проявлении свободы на театре  

обнаруживается очередной парадокс: актер несвобо-  

ден, так как игра вменяется ему в обязанность, - он  

выполняет ремесло; зритель свободен, отдыхая от  

предписаний социума и ролевого статуса, как соучаст-  

ник игры. Но в то же время зритель целиком вовлечен  

в ролевое поведение относительно социальных типов  

. на сцене, отождествляя себя с избранным им персона-  

жем, и потому несвободен, - он занят сублимацией  

подавленных чувств и желаний. Актер же свободен от  

этого, - он сам творец ролевого поведения персонажа  

и социального типа, и давно познал чувства и жела-  

ния, на которых взращен образ.  

 

Актер предлагает зрителю вместе с ним разломать  

сценарий социума, стать свободным: (<твори вместе  

со мной, потому что при всей типичности и жизнен-  

ности предложенного драматургического материала в  

нем заложена ситуационная (<неожиданность>, кото-  

рая и указывает зрителю путь к катарсису - разреше-  

нию. Хорошая пьеса всегда выбивает перипетиями  

зрителя из стереотипа мышления, социального штам-  

па; хороший актер, уходя от штампа всегда выбивает  

зрителя из ожиданий привычной, характерной стили-  

стики и удивляет импровизацией, новизной решения  

образа. У зрителя тогда пробуждается воображение-  

предвкушение (догадка, дорисовывание, дофантази-  

рование), что и знаменует вступление в игру, обрете-  

ние свободы, освобождение от социума. Он свободен  

состоянием игры в со-игре. Это главное условие со-  

творчества.  

 

Пребывание в свободе-несвободе актера и зрителя,  

обусловленное ролевым поведением, привнесенным  

из социума, разъединяющего людей в среду их объеди-  

няющую, обнаруживает свою парадоксальность в сис-  

теме (<Я - Не-я>. Анализ ролевого поведения мною,  

профессиональным актером, проведенный на театре,  

по-новому освещает такие явления как (<игра в игре>,  

(<роль в роли>, (<роль в роли в роли>, (<импровизация  

 

715  

 

следы> памяти: слово, жест, ситуация, интонация,  

воспринятые зрителем, способны вновь воспроизвес-  

ти пережитый ранее, связанный с ними сильный аф-  

фект. Актер путем ассоциаций (<выуживает> из подсо-  

знания не только собственного, но и зрительского ра-  

нее пережитые чувства, выстраивая эмоциональную  

партитуру.  

 

Эмоциональный процесс на театре предстает взаи-  

модействием сложной цепи переживаний, каждое из  

которых может изменяться в зависимости от познания  

причины воздействия, вызвавшего исходное пережи-  

вание и при срабатывании механизмов эмоциональ-  

ного (<переключения> становится уже вторичным.  

 

Эти (<переключения на причину>, вызывающие из-  

менения в протекании эмоционального процесса,  

включают в себя и возникновение ответных пережи-  

ваний, основные закономерности которых формули-  

руются Б. Спинозой, и проявления так называемой  

(<логики чувств>, которая дается в описании Т. Ри-  

бо, - без них изучение театрального процесса пред-  

ставляется неполным. Театральный практический  

смысл уловил в работах Т. Рибо по психологии К.С.  

Станиславский, воспользовавшийся при создании  

(<системы> многими положениями, касающимися  

эмоциональной стороны творческого процесса.  

 

При анализе положений психологической теории  

эмоций, экстраполированной на театр, невозможно  

не учитывать такие (<единицы> эмоционального про-  

цесса как со-чувствие и со-переживание. К сожале-  

нию, специализированные словари по психологии  

редко идут по пути исследования этимологии слов и в  

попытках описать явления общего порядка не отража-  

ют существа театрального процесса как области при-  

менения практической психологии. Например, слова  

(<со-бытие>, (<со-гласие>, (<сознание>, со-стояние> и  

пр., в которых приставка (<со-> обозначает единение в  

некоем акте как минимум двух сторон, заключают  

смысл-призыв к совместным действиям, состояниям  

и чувствам. Отсюда рождается иное определение со-  

чувствия и со-переживания в связи с особенностями  

 

718  

 

театрального процесса: со-чувствие - это совместный  

 

творческий душевный труд, возникающий в состоя-  

1 нии эквивалентности чувств посредством воли и спо-  

собности к перс-воплощению в объект приложения  

"милосердия, дающий возможность оценить, понять и  

оправдать поступки объекта как свои собственные.  

 

Следовательно, со-переживание может быть адре-  

1 совано не только положительному, но и отрицательно-  

му персонажу, даже - вызывающему антипатию окру-  

1жающих, так как при (<переключении на причину>  

i смысл и оценку эмоциональному переживанию зрите-  

 

"ял диктует собственная мотивация поступков антипа-  

1 тичного персонажа. Со-переживание можно опреде-  

;лить как ряд моментов со-чувствия, логически разви-  

вающихся в пространстве-времени спектакля, парал-  

1 дельно у субъекта и объекта: зрителя и актера, актера и  

1 образа. Если логика чувств зрителя совпадает с логи-  

кой чувств актера-персонажа в каждом моменте со-  

чувствия, можно говорить о со-переживании.  

 

Работу актера над образом, восприятие образа зри-  

телем, механизмы психологической защиты невоз-  

можно рассматривать без учета системы (<Я-концеп-  

ции> (самооценки), которая во многом определяет  

"формирование ттбразаталпяёкОГлИчности в условной  

1 реальности и коррекцию психики актера и зрителя в  

процессе со-творчества. Теоретическая основа Я-кон-  

i цепции представлена Р. Бернсом, который на основе  

нескольких психологических учений разработал мо-  

дель глобальной Я-концепции. Я-концепция предста-  

ет в виде подвижной системы представлений человека  

о самом себе, составляющие которой - когнитивная  

(самосознание), эмоционально-оценочная (само-  

оценка) и поведенческая (субъективное восприятие  

внешних факторов, влияющих на личность).  

 

Я-концепция способствует ощущению человеком  

его постоянной определенности, самотождественнос-  

ти в отличие от ситуативных Я-образов, обозначаю-  

щих, каким индивид видит и ощущает себя в каждый  

тайный момент.  

 

719  

 

В структуру глобальной Я-концепции Р. Бернса  

входят четыре психологические теории: основополо-  

жения теории Я-концепции У. Джемса, символичес-  

кий интеракционизм Ч. Кули и Д. Мида, идентич-  

ность Э. Эриксона и феноменалистический подход К.  

Роджерса. Ее ядро- совокупность установок.(<на се-  

бя>: реальное Я или представление о том, каков я на  

самом деле; идеальное Я или представление о том, ка-  

ким я хотел бы быть; зеркальное Я или представление  

о том, каким меня воспринимают другие. В контексте  

данной работы, посвященной проблемам театральной  

психологии, установки (<на себя> у зрителя приобре-  

тут следующий вид: узнавание себя в персонаже,  

идентификация; уход в грезу, мечтание, иллюзорное  

представление о себе и постижение в себе нового ка-  

чества, самооткрытие себя в персонаже эвристическо-  

го порядка. Установка (<на себя> у актера выглядит со-  

ответственно: актер, личность, профессионал; персо-  

наж, образ, воспринимаемый самим актером, сцени-  

ческий двойник; персонаж, образ в восприятии  

зрителя, критика.  

 

Я-концепция как организующее себя ядро личнос-  

ти способствует достижению внутренней согласован-  

ности: у зрителя идет постоянная коррекция Я-кон-  

цепции с тем, что он видит на сцене; это позволяет  

ликвидировать (<когнитивный диссонанс> - ситуа-  

цию психологического дискомфорта, дегармонизации  

личности. Условия коррекции Я-концепции заключа-  

ются в приятии - готовности к со-творчеству, адапта-  

ции - подчинении правилам игры, психологической  

защите - выборе приемлемых правил или отторже-  

нии- неприятии правил игры, отказа от сотворчества.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 571
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Баскакова М.А., Березкина-Орлова В. » Телесно-ориентированная психотехника актера » 2 страница
  • Баскакова М.А., Березкина-Орлова В. » Телесно-ориентированная психотехника актера » 1 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 4 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 2 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 1 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 3 страница
  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь