Психология художественного творчества



79 страница


сюжете, воздействует последовательно во времени и  

пространстве спектакля, зритель успевает оценить  

каждую ситуацию применительно к себе, принять ре-  

шение и распутать собственный стрессовый клубок.  

Концепция стресса Г. Селье дает основание утверж-  

дать, что из трех фаз ОАС - тревоги, сопротивления и  

 

702  

 

истощения, - театр не только гасит импульсы первой  

фазы, но и разделяет со зрителем либо вовсе принима-  

ет на себя основную фазу дистресса - сопротивление,  

предотвращая энергетическое истощение и эмоцио-  

нально-психологический износ организма. В этом  

случае зритель тратит на преодоление дистресса ми-  

нимум своей ограниченной адаптационной энергии.  

 

Театр, моделирующий различные жизненные ситуа-  

ции, способный объединять в моменте со-пережива-  

ния самых разных людей, находящих личностный  

смысл в этих моделях, наилучшим образом осуществ-  

ляет функцию групповой психотерапии, соблюдая ще-  

петильность в сохранении инкогнито (<пациентов>.  

 

Из концепции Г. Селье исходит такой интересный  

момент, как функциональная связь стресса и старения  

организма. На мой взгляд, проблема старения и омо-  

ложения может найти разрешение средствами теат-  

рального искусства. Селье отмечает, что старение со-  

ответствует (<фазе истощения> ОАС и является итогом  

всех стрессов, воздействующих на организм в течение  

жизни (особенно приводящих его к фрустрации), ко-  

торые оставляют после себя неустранимые поврежде-  

ния - (<необратимые химические рубцы>. Действи-  

тельно, на практике когда нач.ииаютра?ю1а1ь-мвха-  

" низмы психологической защиты, идет вытеснение не-  

гативных впечатлений - последствий дистресса - в  

область подсознания. Так накапливаются (<психоло-  

гические рубцы>. Театр приостанавливает этот про-  

цесс и даже в какой-то мере делает его обратимым, во  

всяком случае очень многие актеры и зрители отмеча-  

ют оздоровительный для них характер спектакля. Хо-  

телось бы обратить внимание на такой момент как код  

или кодекс поведения, который, согласно Селье, не  

приводит кдистрессу. Это - (<альтруистический эго-  

изм>. Данная формула помогает исследовать взаимо-  

отношения между актером и образом, актером и парт-  

нером, актером и зрителем. И театр при этом пред-  

ставляет редчайшую возможность выстроить и сохра-  

нить тип отношений, существующий как творческий  

симбиоз актера и зрителя.  

 

703  

 

Во всех областях деятельности людей действуют од-  

ни психологические законы, они распространены и на  

космос, и на театр, и наличность; поэтому исследова-  

ния Л. Китаева-Смыка, проведенные им в группе под-  

готовки космонавтов, в которых особенно подробно  

разрабатывается психология стресса и выявляются его  

субсиндромы, проецируясь на проблему театральных  

взаимоотношений актера и зрителя, открывают, на  

мой взгляд, неожиданные перспективы исследования  

данной системы: я считаю, что определенный субсин-  

дром стресса, развиваясь по свойственным лишь ему  

закономерностям, получая разрешение на театре,  

приводит к соответствующему субкатарсису.  

 

Л. Китаев-Смык развивает теорию стресса Г. Селье  

путем анализа особенностей психологических меха-  

низмов стресса. Онописывает особые формы стрессо-  

генных факторов (стрессоров), вызывающие стрессо-  

вые реакции, в которых первичным элементом явля-  

ются рефлекторные, эмоционально-окрашенные  

формы поведения - (<рефлекторно-эмоциональный  

стресс>. Анализ его структуры позволяет выделить че-  

тыре совокупности проявлений стресса.  

 

Кратковременный и длительный стрессы идентич-  

ны, - приходит к выводу Л. Китаев-Смык. Это край-  

не важно, ведь театр воздействует как кратковремен-  

ный стрессор, используя механизм исцеления той же  

природы, что и источник (<заболевания>; считанные  

часы зритель живет жизнью образа, погруженный в  

(<сгущенную> реальность, и хотя действие спектакля-  

стрессора кратковременно, последствие воздействия  

продолжительно.  

 

Л. Китаев-Смык исследует первую стадию стрес-  

са - стадию (<тревоги> (мобилизации адаптационных  

резервов) и выделяет три ее фазы; разрушения имев-  

шейся (<функциональной системности>, становления  

новой (<функциональной системности> и фазу неус-  

тойчивой адаптации. Полагаю, разрушение старой и  

становление новой (<функциональной системности> в  

определенной степени происходит при создании об-  

раза и у актера и у зрителя. В большем масштабе это  

 

704  

 

наблюдается и совпадает по времени и психофизичес-  

кому состоянию с периодом ломки репетиционной кон-  

струкции роли и рождением собственно образа, проис-  

ходящем в так называемом состоянии премьеры - осо-  

бом психологическом стрессе, возникающем на ста-  

дии (<генеральных> репетиций, апогеем которого  

является премьера, точнее (<затянувшаяся> премьера,  

которая, по признанию актеров, длится приблизи-  

тельно десять спектаклей (для актера это десять лон-  

- гированных стрессов).  

 

Перенесение данной стрессовой модели на зрителя  

означает собственно механизм реабилитации: разру-  

шение (<старого> и становление (<нового> происходит  

в его психике. Следующая за третьей фазой, несущая  

устойчивую адаптацию фаза наступает для актера, ког-  

да премьера по какой-либо причине отложена и нет  

(<разрешения> стресса или премьера состоялась, но  

роль (<не случилась> ... стресс затягивается. Адаптаци-  

онная фаза стресса у зрителя должна быть непременно  

предотвращена воздействием театрального искусства,  

что естественно происходит в финале спектакля.  

 

Динамика смены форм адаптационной активности  

при стрессе по Л. Китаеву-Смыку представляет несо-  

мненный интересдля исследаваш.ццтцкирепия за-  

"кономерной смены фаз активизации субсиндромов  

стресса и соответствующих им субкатарсисов при син-  

хронности их проявлений.  

 

Л. Китаев-Смык рассматривает поведенческие  

проявления стресса, к которым относятся различные  

врожденные страхи и их разновидности, присущие  

всем (фобии), а также реакции на положение индиви-  

да в группе (социуме), так называемые (<ситуативные  

факторы>. В переводе на театральную проблематику у  

актера - это фобии публичного выступления, от кото-  

рых он спасается посредством костюма, грима, Не-я  

персонажа, а также страхи сценического пространст-  

ва, (<черноты> зрительного зала, провала памяти, не-  

коммуникабельности партнера и др. У зрителя социо-  

фобия иного характера: публичное покаяние, публич-  

ное обнаружение своего истинного Я, эмоций, страх  

 

705  

 

пережить катарсис - испытать слишком сильное по-  

трясение, а также волнение перед спектаклем: боязнь  

провала любимого актера, автора, пьесы, собственно-  

го неудовольствия, напрасно потраченного времени.  

Авторские фобии остались за рамками спектакля, и он  

осознанно заставляет зрителя преодолевать свои, воз-  

действуя на бессознательном уровне.  

 

Стресс, начавшийся с рефлекторно-поведенческих  

реакций человека, проходящий на фоне эмоциональ-  

ных переживаний и обдумывания экстремальной си-  

туации, Л. Китаев-Смык определяет как рефлектор-  

но-эмоциональны и.  

 

Рассмотрим эмоционально-поведенческий субсин-  

дром стресса. Все проявления его сводятся воедино.  

Опираясь на классификацию эмоций активного и  

пассивного типа индивидов, можно решить проблему  

катарсиса у пассивно реагирующего типа зрителей: не  

только активное, но и пассивное реагирование приво-  

дит к катарсису, а следовательно - прерывает фазу со-  

противления и предотвращает фазу истощения дис-  

тресса.  

 

Выделяются две основные группы людей, отличаю-  

щихся активным или пассивным эмоционально-пове-  

денческим реагированием. Актеры относятся только к  

первой, активной группе; это обусловлено специфи-  

кой профессии. Лишь при неожиданностях - (<на-  

кладках> в процессе спектакля (назовем его стресс в  

стрессе) актеры резко разделяются на активно и пас-  

сивно реагирующих. Разделение же зрителей по этим  

категориям происходит еще вдоспектакльный период.  

 

При активной форме реагирования выявляются две  

основные фазы: (<программное реагирование>, со-  

провождающееся эмоциями испуга, гнева, решимости  

и пр. и (<ситуационное реагирование>, влекущее за  

собой эмоции радости, удовлетворения, торжества,  

ликования, эйфории при позитивных реакциях или  

смущения, досады, гнева и пр. при реакциях негатив-  

ных. Отметим, что к катарсису приводят как те, так и  

другие реакции. Пассивное же реагирование зрите-  

ля - это своего рода (<пережидание> стрессовой ситу-  

 

706  

 

ации, но никак не пассивный отдых. Путь к катарсису  

в этом случае просто осложняется; катарсис проходит  

вяло и внешне менее выражен. Исследования системы  

(<актер-зритель> в ситуации стресса позволяют по-но-  

вому проанализировать и дополнить схемы Китаева-  

Смыка, распространить их логические связи на теат-  

ральную модель, что открывает новые возможности  

постижения психологии творящей личности на театре.  

 

Вегетативный субсиндром стресса проявляется у  

каждого индивидуума в различной степени и форме и  

не является предметом специального внимания в ис-  

следовании театральных проблем.  

 

Больший интерес представляет рассмотрение ког-  

i нитивного субсиндрома стресса. При стрессе, особен-  

; но при эустрессе происходят значительные благопри-  

1 ятные изменения познавательных процессов и про-  

; цессов самосознания, осмысление действительности,  

памяти и тому подобное, - утверждает Л. Китаев-  

: Смык на основе собственных исследований и анализа  

зарубежной литературы, посвященной изучению по-  

знавательных процессов и мышления при стрессе. Ис-  

ходя из утверждения, можно получить интересные ре-  

зультаты, наблюдая спады и возрастания активности  

мышления актера и зрителя в про.и?ссс..сдктакля,  

"особенно - моменты возникновения инсайтных  

форм мышления, так называемого (<озарения>, кото-  

рое у актеров является стимулом к импровизации, а у  

зрителя - результатом внутреннего самоанализа, под-  

готовленным всем ходом спектакля. Эти явления пре-  

имущественно относятся к разряду когнитивного суб-  

катарсиса.  

 

Во время инсайтного мышления у актера проявля-  

ются такие феномены как субсенсорная чувствитель-  

ность, (<замедление> времени, и это характерно для  

зрителя - потенциального актера.  

 

Обратимся, наконец, к рассмотрению социально-  

психологического субсиндрома стресса. Определяю-  

щей чертой общения в театре, на мой взгляд, является  

то, что оно происходит на фоне яркой эмоционально-  

сти, которая усиливает активность взаимодействия  

 

707  

 

актера и зрителя. Это дает возможность исследовать  

общение актера и зрителя в направлениях: взаимодей-  

ствие актера в образе со зрителем, в образе при изме-  

ненном состоянии сознания обоих в процессе со-  

творчества; наблюдение общих закономерностей в  

контексте социологии, в связи с развитием общения  

группы (актеры+зрители) при воздействии стрессора.  

 

Изменения общения при стрессе относятся к про-  

явлениям собственно стресса, поэтому их логично вы-  

делить как субсиндром. Проведем зрителя по стадиям  

стрессогенного изменения общения. Сначала проис-  

ходит то, что в психологии названо ориентировочным  

(<замиранием> индивида - зрительская оценка ситуа-  

ции при поднятии занавеса; затем следует личностная  

экспансия, устанавливающая индивидуальный роле-  

вой статус зрителя; экспансия выражается в следую-  

щем: во-первых, это (<информационное изверже-  

ние> - совокупность оценок и сопоставлений по бы-  

товому, социо-культурному и художественно-интуи-  

тивному уровням личности с привлечением круга  

ассоциаций; во-вторых - (<навязываемое гостепри-  

имство>, при котором обнаруживает себя повышенная  

заинтересованность друг в друге; в-третьих, происхо-  

дит (<установка на солидарность>, когда зритель отож-  

дествляет себя с персонажем, определив того, кому он  

сочувствует, проявляя при этом экспансивно-захват-  

нический скрытый характер общения: (<мой люби-  

мый спектакль... мой любимый актер... мой любимый  

герой...> вплоть до ревнивых споров со зрителями,  

предпочитающими иных актеров и персонажей; в-  

четвертых, личностная экспансия типа (<экзальтиро-  

ванность общения> выражается в том, что зритель  

позволяет себе разрушать барьер рампы аплодисмен-  

тами, выкриками, бросанием цветов и т.п. Снижение  

установки на терпимость к актеру в финале спектакля  

проявляется в долгих, настойчивых аплодисментах,  

возгласах (<браво!>, (<бис!>, требующих поднятия за-  

навеса и выражающих нежелание отпустить актера со  

сцены. Напротив, особенная, бережная тишина, шо-  

рох облегчения, подбадривающие аплодисменты,  

 

708  

 

смех, оживление - это вынужденная ломот>> актеру  

как партнеру по общению.  

 

Стабилизация ролевого статуса зрителя находит  

выражение в объединении зала в порыве приязни (не-  

приязни) к тому или иному персонажу (исполните-  

лю). Увеличение активности общения идет вплоть до  

вторжения в личное пространство актера: посещения  

гримерной, ожидания у служебного входа, письма,  

звонки и т.п. Уменьшение же активности сеть просто  

(<уход> от общения вплоть до неприятия и агрессив-  

ного отрицания персонажа (личности актера), спек-  

такля, режиссера, драматурга. По аналогичному (<сце-  

нарию> развиваются отношения (<актер-партнер>.  

Более специфически выстраиваются отношения (<ак-  

тер-зритель>, так как поведение актера профессио-  

нально обусловлено.  

 

Следует добавить, что-Л. Китаев-Смык подчерки-  

вает условность подразделения субсипдромов стресса  

и некоторую схоластичность в изложении структуры  

их развития. Попытка проверить алгеброй гармонию  

намеренна, - теоретическая модель предстает нагляд-  

нее; на практике, безусловно, происходит комплекс-  

ное действие субсиндромов и их взаимосвязь.  

 

Актер и зритель как личности, несущие, и испыты-  

вающие стрессовую реакцию, в идеале имеющую за-  

ключительной фазой катарсис, объединены неким иг-  

ровым полем - пространством спектакля, существу-  

ют в игре. И. Хейзинга в книге (<Человек играющий>  

отмечает, что в жизни человека игра -(<продукт дея-  

тельности духа> - присутствует как свободная реаль-  

ность определенного качества, отличного от (<обы-  

денной> жизни и носит незаинтересованный и изоли-  

рованный в пространстве-времени характер, содержа-  

тельна по форме, несет смысл и, опираясь на действия  

с определенными образами, (<пре-образовывает> дей-  

ствительность - отвечает ее природе. При том, что иг-  

ра - общее, всем присущее, объединяющее начало,  

добавлю, что она предполагает как минимум двух уча-  

стников; впечатление, что иной играющий - одинок,  

обманчиво: он, подобно ребенку или актеру, играет с  

 

709  

 

образом, Не-я. К такому роду игроков принадлежит  

зритель.  

 

Рассуждая о предназначении театра, И. Хейзинга  

подчеркивает, что (<только драма, благодаря своему  

неизменному свойству быть действием, сохраняет  

прочную связь с игрой>. Игра как действие при един-  

стве места, времени и смысла, обусловленных игро-  

вым пространством, олицетворяя собственные поря-  

док и правила, сопровождается подъемом и напряже-  

нием на фоне отрешенности, иллюзии и таинственно-  

сти зрелища, переходящими в радость и разрядку.  

Учитывая, что отрешенность - это измененное состо-  

яние сознания актера и зрителя, а радость и разряд-  

ка - катарсис, можно вывести в психологической  

транскрипции формулу идеального театра.  

 

В скрытой полемике с И. Хейзингой видится мне  

теория ролевого поведения в области человеческих  

взаимоотношении Э. Берна, который прагматизирует  

игру, лишая концепцию Хейзинги ее эстетической  

изящности и философской глубины. Основной прин-  

цип теории игры Берна, подтвержденный практичес-  

ки, гласит: любое общение полезно и выгодно людям!  

Экспериментальные данные, полученные Э. Берном,  

показывают, что эмоциональная и сенсорная деприва-  

ции (отсутствие раздражителей) могут стать причиной  

психических нарушений, вызывают органические из-  

менения, что в итоге приводит к биологическому вы-  

рождению. Следовательно, наоборот, жизнь на высо-  

ком эмоциональном уровне благотворна для человека,  

и это чрезвычайно важно для определения роли театра  

в обществе. Именно там он получает столь необходи-  

мую ему (<потребность в признании>, выступая в роли  

зрителя - потенциального актера, там осуществляет




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 547
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Баскакова М.А., Березкина-Орлова В. » Телесно-ориентированная психотехника актера » 2 страница
  • Баскакова М.А., Березкина-Орлова В. » Телесно-ориентированная психотехника актера » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь