Психология художественного творчества



6 страница


новном левое (доминантное по речи) полушарие, она>  

отвечая на вопросы, стала четко описывать мучащий  

ее комплекс сексуальной вины перед своей матерьк  

(ей чудится, что она потеряла невинность, хотя п(  

данным медицинского обследования, она - девушка)  

До описываемого шока, при шоках с противоположу  

ной стороны, девушка (чьим поведением в коротки  

промежутки после левостороннего шока управлял  

преимущественно правое полушарие, ведающее об-S  

разным восприятием) сделала несколько хороших рщ  

сунков. После же правостороннего шока в ответ нщ  

просьбу нарисовать что-нибудь девушка изобразил  

нечто, что я не мог бы истолковать сразу же, если 614  

не занимался раньше сексуальной символикой на-j  

скальных рисунков пещер Верхнего палеолита (заме-j  

чу, что эти рисунки на протяжении длительного пери-j  

ода истории Homo sapiens характеризовались схемати-j  

зацией и установкой на деталь, поданную как бь  

<крупным планом>, которая типична для левого полу  

шария, видимо, игравшего особую роль в разных ви  

дах знаковой деятельности после победы звукового  

 

44  

 

дзыка как главного средства общения). Психиатры, не  

имевшие культурно-антропологической подготовки,  

не поняли изображения и стали расспрашивать боль-  

шую. Она им пояснила: <Это - мои половые органы>.  

в течение нескольких десятков минут после правосто-  

роннего шока левое полушарие больной сосредото-  

ченно занималось самоанализом, результаты которого  

мы наблюдали и в ее словесных объяснениях и в таких  

символических рисунках. Затем с увеличением акти-  

вации правого полушария снова стал проявляться  

комплекс вины уже в достаточно трансформирован-  

ных формах бреда, которые новому наблюдателю мог-  

ли бы опять показаться загадочными. Рисуя, больная  

приговаривала: <Бумага, прости меня! Карандаш, про-  

сти меня! И фон, прости меня!> и падала на колени  

(отбитые от того, что она постоянно бухалась на них).  

Завершая рассказ об этой больной, добавлю, что у нее  

же среди схематизированных рисунков был и рисунок  

руки с тем значением символа бога, который характе-  

рен для первобытного искусства и искусства шизо-  

фреников. Подчеркну, что метаязыковые операции  

весьма характерны для первого часа после правосто-  

роннего шока, когда левое полушарие демонстрирует  

все свои возможности, относящиеся к языку, в том  

числе и к его метаязыковому употреблению, при кото-  

ром язык, оборачиваясь на самое себя, служит средст-  

вом для собственного исследования. Язык может ис-  

пользоваться для уяснения самим человеком себе не  

только языковой деятельности (в норме по отноше-  

нию к родному языку бессознательной), но и для осо-  

знания других сторон поведения, без вербализации  

остающихся неосознанными.  

 

Перейду сразу к формулировке предлагаемой гипо-  

тезы. Несколько авторов в разных странах, занимаю-  

щихся функциональной асимметрией мозга, незави-  

симо друг от друга пришли к допущению, что бессоз-  

нательное связано прежде всего с правым полушари-  

ем, в норме немым. В частности, многими обращено  

внимание на возможность участия именно правого  

полушария в формировании сновидений (в этом  

 

45  

 

смысле лечение депрессии посредством депривации  

сна в фазе REM сходно с лечением депрессии право-:  

сторонним шоком). Позволю себе добавить к этому  

допущению еще одно: осознанное понимание сферы  

пола, характерное для взрослого, относится к доми-  

нантному по речи (левому) полушарию (и к управляе-  

мым им подкорковым областям). Пенфилду при сти-  

муляции электродами определенных зон правого по-  

лушария во время операций на мозге удавалось вызы-1  

вать различные бессознательные воспоминания, нов  

они никогда не относились к сексуальной сфере. Пра-  

вое полушарие - неречевое (в известных отношениях  

<доречевое>) хранилище зрительных образов, но обра-  

зов уже трансформированных или инфантильных и не  

содержащих в себе обычно их явной <взрослой> сексу-i  

альной интерпретации (даже в тех случаях, котла она  

весьма вероятна). Целесообразно исходить из проти-  

вопоставления речевого полушария, к которому отно-  

сятся и осознаваемые через слово области полово  

жизни взрослого, и полушария неречевого, которое nq  

характеру своей сексуальности может быть инфан-  

тильным и отражать доречевой (неосознанный) пери  

од развития сексуальности. Период словесного обуче  

ния сексу (в норме весьма длительный) следует за пе-  

риодом, когда ребенок обучается родному языку. Эт  

представляется возможным показать на таких пре,-  

дельных случаях, как <волчьи> дети (типа Маугли), н<  

только не владеющие языком, но и оказывающиеся  

<сексуально необученными> и потому неспособным  

к половой жизни, и как слепоглухонемые, которые  

при отсутствии особого общения долгое время (уж  

после совершеннолетия) остаются на весьма инфант  

тильной стадии развития сексуальности. Вместе с те>  

в норме неречевое правое полушарие может быть ис  

точником образов, основанных на инфантильной  

трансформированной (и сублимированной) сексуаль  

нести. Оно связано с образным творчеством и с любо  

вью как творчеством и источником творчества (доста  

точно напомнить хотя бы круг образов, лежащих в ос  

нове вступительных строф к <Витязю в барсовой шк  

 

46  

 

ре> и близких к ним представлений в других произве-  

дениях средневековой литературы). Правое полушарие  

отвечает за образность пушкинского <Я помню чудное  

мгновенье>, но не за известный левополушарный ав-  

торский прозаический комментарий к биографическо-  

му эпизоду, отраженному в этом стихотворении. Лич-  

ая драма Блока, как и соотношение между разными  

жанрами стихов (возвышенных, обращенных к Со-  

фии, и непристойных) Владимира Соловьева, подлин-  

ники которых, как и писем, продиктованных им само-  

му себе от имени Софии, написаны разными почерка-  

ми, возможно, разными руками, и это может объяс-  

няться тем же отличием образного (инфантильного  

или сублимированного надсексуального) содержания  

эмоций правого полушария и вербализуемой (в том  

числе в цинических или эротических высказываниях)  

половой активности левого полушария и контролируе-  

мых им подкорковых областей. Любовь и творчество в  

норме, как и бред (типа того случая комплекса вины, с  

которого я начал), в патологии могут быть соотнесены  

именно с правым полушарием, а осознаваемый разу-  

мом секс - с левым. Левое и правое полушария проти-  

вопоставлены и как системы управления, с одной сто-  

роны, положительными эмоциями (вплоть до эйфо-  

рии), с другой стороны, депрессией (чем объясняется  

возможность ее лечения депривацией сна или право-  

сторонним шоком) и тенденцией к саморазрушению.  

В этом смысле значительную опасность может пред-  

ставить неконтролируемое следование друг за другом  

правых и двусторонних шоков, что можно подтвердить  

некоторыми примерами из американской клиничес-  

кой практики минувших десятилетий.  

 

В гипотетической форме можно было бы предполо-  

жить, что самоубийство (или близкие к этому формы  

поведения, например, провоцирующие дуэль у рус-  

ских поэтов XIX в.) и фрейдовский <институт смерти>,  

на роль которого должное внимание было обращено  

лишь в недавнее время, можно связать с правым полу-  

шарием (самоубийство - предельный случай, кото-  

рый с этой точки зрения можно описать как убийство  

 

47  

 

правым полушарием левого). Тогда не только различе-j  

ние <Я> (соотносимого с левым полушарием), <Сверх-.  

я> и <Оно> (соотносимо с правым полушарием), но и  

противопоставление Эроса (левополушарного) и Тя~.  

натоса (правополушарного) у позднего Фрейда можно  

было бы истолковать (в духе его раннего опыта <Пси-  

хологии для неврологов>) с точки зрения функцио-,  

нальной асимметрии полушарий. 1  

 

Для психоанализа характерна ориентированность;  

на слово, доведенная до предела в школе Лакана, на  

заложенная уже во фрейдовском анализе оговорок щ  

игры слов в каламбурных остротах. Если речевая дея-1  

тельностьлевополушарна, то естественно, что при ре-1  

чевом осмыслении (вербализации) бессознательного  

на первый план и выдвигаются словесно осознанные  

сексуальные влечения как таковые. Но остаются нере-  

шенными вопросы взаимодействия двух полушарий i  

тех нижних уровней организации мозга, которые с ни  

ми связаны. Вопрос первый: мы знаем, что субдоми  

нантное (правое) полушарие пользуется зрительным1  

жестовыми образами, во многом запечатленными (по  

средством импринтирования) еще с раннего детстк  

(когда дифференциация функций полушарий только  

начинается). Остается выяснить поставленный еще"  

письмах Фрейда Флиссу вопрос о том, как рано могу  

датироваться первые словесные, еще не понимаемы  

до конца, впечатления. Каким образом ранние несло  

весные впечатления могут быть переведены на слове  

ный язык? Возможно, что переводу способствует за  

пись и первых услышанных слов и других рано воС  

принятых образов в каждом из полушарий еще до 3i  

крепления латерализации. Но и позднее подобны  

перевод с языка неречевых образов на естественны  

язык необходим и для психоаналитического сеанс  

Напрашивается глубокая аналогия с гипнозом, п{  

котором, по-видимому, осуществляется отключен>  

левого полушария и более или менее изолированн  

функционирование правого (напоминающее левост  

ронний шок). Следует выяснить, не навязывается .  

сексуальная интерпретация символики правого пол1  

 

48  

 

шария при ее вебрализации левым, для которого ха-  

рактерна установка на осознанный секс.  

 

Возникает аналогичный вопрос: как субдоминант-  

ое (правое) полушарие использует словесные симво-  

лы, типичные для доминантного (левого)? Еще Джек-  

сон, открывший первым более 100 лет назад протипо-  

ставление функций двух полушарий, отмечал, что  

афатики сохраняют способность ругаться. Более того,  

снятие цензуры левого полушария, управляющего  

<официальными> нормами речевого поведения, спо-  

собствует более свободному употреблению руга-  

тельств. Но нецензурируемая (<неофициальная> в тер-  

минах М.М. Бахтина) речь правого полушария обыч-  

но не относится к сексуальной сфере как таковой.  

Правое полушарие использует соответствующие слова  

не в прямом, а в образном употреблении, соответству-  

ющем той карнавальной правополушарной образнос-  

ти <гротескного тела>, которая по отношению к пло-  

щадному языку толпы изучена тем же М.М. Бахти-  

ным. В этом плане особый интерес представляет роль  

слова для осознания всего макрокосма через соответ-  

ствия с человеческим телом у догонов. Употребление  

этих же слов только в прямом смысле характерно для  

некоторых особых форм сексуального поведения (на-  

пример, у гомосексуалистов)-, где вероятно участие ле-  

вополушарных механизмов (эротическая роль, в част-  

ности, как вид извращенности). Более нормальным (в  

фольклоре некоторых народов обязательным) являет-  

ся использование таких слов в двух смыслах, напоми-  

нающее описанный Фрейдом механизм каламбура.  

 

Правое полушарие в норме (когда осуществляется  

цензура левого полушария) - бессловесно, и именно  

в этом лежат истоки его творческого потенциала.  

Крупнейший лингвист Роман Якобсон обратил вни-  

мание на особенности мышления Эйнштейна, кото-  

рое опиралось не на слово, а на бессловесные образы,  

бесспорно правополушарные. Особый интерес пред-  

ъявляет то, что уже в зрелом возрасте Эйнштейн хотел  

найти такие музыкальные и цветовые образы (явно от-  

носящиеся по самому своему характеру к сфере Право-  

49  

 

го полушария), которые бы соответствовали его физи-  

ческим и геометрическим идеям; по свидетельству  

Л.С. Термина, соответствующие работы в его студии в  

Нью-Йорке велись Эйнштейном вместе с Бьют, позд-  

нее получившей известность как кинорежиссер. Ин- ,  

тересно обратить внимание и на особенности речево- i  

го развития (или точнее, раннего недоразвития) Эйн- }  

штейна. Еще в 9 лет Эйнштейн пользовался словами 1  

детского языка, позднее он испытывал затруднения  

при обучении чтению. Ретроспективно сам Эйнштейн  

видел в своем замедленном речевом развитии одну из 1  

причин, облегчивших открытие им основ теории отно- 1  

сительности: он говорил, что понял по-новому прост-j  

ранство и время именно благодаря тому, что научился >  

употреблять слова и только в таком воз- 1  

расте, когда другие молодые люди давно уже их гово- j  

рят, как правило, не задумываясь об их значении, по-1  

лученном в готовом виде при обучении языку. В каче-1  

стве проблемы для психологической и биографичес-j  

кой истории лингвистики XX в. следует отметить щ  

вероятную связь раннего заболевания Н.С. Трубецко-1  

го, приведшего к афазии и аграфии с последующим де-1  

прессивным состоянием (указывающим на преоблада-1  

ние правого полушария), с геометрической ориенти-1  

рованностью позднее им предложенных классифика-1  

ционных типов фонологических систем (показательны j  

и его продолжавшиеся занятия музыковедением), j  

 

Цензура левого полушария в некоторых случаях1  

должна быть снята (заторможена) для усиления или1  

хотя бы для обеспечения творческой образной дея-j  

тельности. С этим связано четкое отрицательное от-j  

ношение к психоанализу крупных художников слова.1  

Всем известны часто повторяющиеся нападки Набо-j  

кова на венскую школу. Стоило бы посвятить особый  

психоаналитический этюд выяснению причин этой  

враждебности автора <Лолиты> (фрейдисткое истол-1  

кование которой естественно напрашивается) к Фрей-1  

ду. Позволю себе привести один пример из собствен-  

ных воспоминаний. Как-то я спросил А.А. Ахматову  

почему она так враждебна к психоанализу. На это OHaj  

 

50  

 

мне ответила, что если бы она прошла курс психоана-  

лиза, искусство для нее было бы невозможно. Я под-  

держивал ее мысль, сославшись на два письма Рильке,  

написанных 24 января 1912 г. В это время подруга Ниц-  

iiie. Рильке и Фрейда Лу Андреас-Заломе уговаривала  

поэта пройти курс психоанализа; он же ей ответил, что  

это было бы возможном только в случае, если бы он  

больше ничего не писал. Выслушав мой пересказ пись-  

ма Рильке, Ахматова заметила: <Ну, вот видите, значит,  

я не ошиблась. Со мной это иногда бывает>.  

 

Конфликт между стереотипной психоаналитичес-  

кой терапией и поэтическим творчеством лежит в ос-  

нове фабулы цикла повестей и рассказов Сэлинджера  

о поэте Симуре. Его герой, пройдя по настоянию сво-  

их свойственников-мещан курс психоанализа, конча-  

ет жизнь самоубийством. После того, как творческая  

образная функция правого полушария заторможена  

из-за включения психоаналитической вербализации,  

среди разных функций этого полушария побеждает  

депрессивная - деструктивная. В замысле Сэлиндже-  

ра отчетливо противопоставлена психоаналитическая  

клиническая практика в ее вульгаризованном виде и  

поэтическое творчество, к представителям которых  

Сэлинджер склонен отнести Фрейда, но не его эпиго-  

нов. Любопытно, что в одном из писем к своей невес-  

те сам Фрейд писал, что он надеется в науке достичь  

того, чего ему не удалось в поэтических опытах (сход-  

но о себе говорил и Эйнштейн, считавший, что свое  

безграничное воображение он полностью мог исполь-  

зовать в физике, а не в искусстве). Отмеченное Эри-  

ком Эриксоном <зрительное любопытство> Фрейда,  

позволявшее основателю психоанализа проникнуть в  

сны II воспоминания своих пациентов еще до введе-  

ния окончательных словесных формулировок, бес-  

спорно говорит о наличии в интуиции самого Фрейда  

этой правополушарной составляющей (для ее иссле-  

ия представляет интерес и самонаблюдение  

Фрейда в письме Флиссу о его <обеих левых руках>).  

Tи интуиции не хватало многим его последователям  

Уется, особняком стоит Юнг, много сделавший  

 

для глубинного понимания зрительных архетипов при  

всей спорности, а зачастую и фантастичности предло-  

женных им словесных толкований). Наибольшие до-  

стижения Фрейда (в изучении сновидений и остро- )  

умия) связаны именно с проявлением этой его интуи-  

ции. Мне кажется, что художественная интуиция j  

Фрейда сказывается и в таких его суждениях об искус- i  

стве, как приводимое в воспоминаниях Рейка замеча- j  

ние об излишнем увлечении Достоевского патологи-j  

ческими случаями. - j  

 

Среди примеров, иллюстрирующих взаимодопол-1  

нительность (в смысле Бора) психоаналитической  

вербализации и творческой образной переработки 1




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 564
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь