Психология художественного творчества



3 страница


ственно, своей личностью, он оставался непонятым  

неудачником; зато он умеет придавать своим произве-  

дениям форму, которая не только встречает понима-  

ние, но и вызывает глубокое радостное впечатление.  

Невротик, возвращаясь к своим инфантильным  

склонностям, теряет социальные связи, тогда как ху-  

дожник, теряя их по той же причине, заново обретает  

их новым, только ему доступным путем. Он добивает-  

ся любви и уважения не обыкновенными способами;  

он завоевывает симпатии обходным путем - через  

глубины собственной личности.  

 

Остается все же еще достаточно общих черт, чтобы  

психологически обосновать часто наблюдаемое сход-  

ство между художниками, с одной стороны, и нервно-  

и душевнобольными - с другой, между гением и бе-  

зумием.  

 

Склонность к внезапным переменам настроения,  

незнание меры в любви и ненависти, неспособность к  

постоянному преследованию практических целей -  

все это объясняется усиленным влиянием бессозна-  

тельного на сознательный образ жизни. Постоянно  

повторяющийся мятеж примитивных душевных сил,  

которые, достигнув господства, сломили бы все возве-  

 

денные культурой заграждения, вызывает глубокое  

неисчезающее чувство вины, превращающееся при  

помощи рационализации в моральную сверхчувстви-  

тельность, которая по временам снова заменяется  

дерзким переходом через все этические границы. Во-  

обще психические противоположности в сознании  

переносятся художником лучше, чем обыкновенным  

человеком, что снова объясняется ассимиляцией с  

бессознательной душевной жизнью, в которой проти-  

воположности легко уживаются друг с другом.  

 

Обоим типам свойственна высокая раздражимость  

или чувствительность к раздражениям; это значит, что  

они часто реагируют по незначительному внешнему  

поводу несоответственным и кажущимся непонятным  

аффектом. Причина этой черты характера заключает-  

ся в том, что у них легче возникает реакция из бессоз-  

нательных источников аффекта, как следствие слу-  

чайного соприкосновения ведущих туда ассоциатив-  

ных цепей.  

 

Отношение художника к внешнему миру уже пото-  

му совершенно своеобразно, что этот внешний мир  

для него имеет значение не столько арены страстей,  

сколько стимула для его творческой фантазии, а для  

этого достаточно незначительного внешнего опыта  

переживаний. Часто поражаются работе гения, кото-  

рый, не расширяя своих наблюдений за пределы узко-  

го круга, обнаруживает в своих произведениях чрезвы-  

чайно точное и детальное знакомство с душой челове-  

ка во всей ее глубине. Объяснение заключается в том,  

что душа человека несравненно шире той области, ко-  

торая представляется сознанию. В бессознательном  

похоронено все прошлое.нашего рода; оно подобно  

пуповине, прикрепляющей отдельного человека ко  

всему виду. Чем больше та область бессознательного,  

которая открылась гению, тем больше для него воз-  

можностей, отвлекаясь от своего сознательного <я>,  

воплощаться в чужие личности. Если Шекспир видел  

до основания душу мудреца и глупца, святого и пре-  

ступника, то он не только бессознательно был всем  

этим - таким может быть любой - но он обладал еще  

 

20  

 

отсутствующим у всех нас остальных дарованием ви-  

деть свое собственное бессознательное и из своей  

фантазии создавать самостоятельные образы. Все эти  

образы суть только бессознательное поэта, которое  

он, чтобы освободиться от него, выявил наружу, про-  

ецировал-  

 

Художник может в очень мелких происшествиях  

пережить больше, чем обыкновенный человек в нео-  

бычайных приключениях; для художника все совер-  

шающееся вокруг него только повод узнать свое внут-  

реннее богатство. Его раздражительность только обо-  

ротная сторона этого феномена и должна проявляться  

в жизни, если он не использует своего богатства в сво-  

их произведениях, а избирает обыденный путь, дав во-  

лю своим аффектам в реальном мире.  

 

Если мы попытаемся, наконец, выяснить из всего  

вышеизложенного значение искусства в развитии  

культуры, то мы придем к заключению, что художни-  

ки принадлежат к вождям человечества в борьбе за ус-  

мирение и облагораживание враждебных культуре ин-  

стинктов, когда какая-либо из привычных форм про-  

явления этих инстинктов стареет, то есть опускается  

ниже уровня культуры, и своей предательской фигу-  

рой мешает человечеству идти вперед, тогда личности,  

одаренные художественной творческой силой, осво  

бождают людей от связанного с этим вреда, оставляя  

им в то же время наслаждение; они переливают ста-  

рый инстинкт в новую, более привлекательную, более  

благородную форму. Если, наоборот, вытеснение в ка-  

кой-либо сфере становится во всей своей интенсивно-  

сти излишним, они первые чувствуют уменьшение  

давления, тяготевшего более всего над их духом; ис-  

пользуя новоприобретенную область свободы в искус-  

стве прежде еще, чем переворот стал заметен в жизни,  

они указывают миру дорогу.  

 

РАН К О. Миф о рождении героя. -  

М., /997, с. 117-132.  

 

л.с. ВЫГОТСКИЙ  

 

ИСКУССТВО И ПСИХОАНАЛИЗ  

 

До тех пор, пока мы будем ограничиваться анали-  

зом процессов, происходящих в сознании, мы едва ли  

найдем ответ на самые основные вопросы психологии  

искусства. Ни у поэта, ни у читателя не сумеем мы уз-  

нать, в чем заключается сущность того переживания,  

которое связывает их с искусством, и, как легко заме-  

тить, самая существенная сторона искусства в том и  

заключается, что и процессы его создания и процессы  

пользования им оказываются как будто непонятными,  

необъяснимыми и скрытыми от сознания тех, кому  

приходится иметь с ними дело.  

 

Мы никогда не сумеем сказать точно, почему имен-  

но понравилось нам то или другое произведение; сло-  

вами почти нельзя выразить сколько-нибудь сущест-  

венных и важных сторон этого переживания, и, как  

отмечал еще Платон (в диалоге <Ион>), сами поэты  

меньше всего знают, каким способом они творят.  

 

Не надо особой психологической проницательнос-  

ти для того, чтобы заметить, что ближайшие причины  

художественного эффекта скрыты в бессознательном  

и что, только проникнув в эту область, мы сумеем по-  

дойти вплотную к вопросам искусства. С анализом  

бессознательного в искусстве произошло то же самое,  

что вообще с введением этого понятия в психологию.  

Психологи склонны были утверждать, что бессозна-  

тельное, по самому смыслу этого слова, есть нечто на-  

ходящееся вне нашего сознания, то есть скрытое от  

нас, неизвестное нам, и, следовательно, по самой при-  

роде своей оно есть нечто непознаваемое. Как только  

мы познаем бессознательное, оно сейчас же переста-  

нет быть бессознательным, и мы опять имеем дело с  

фактами нашей обычной психики.  

 

Такая точка зрения ошибочна, и практика блестяще  

опровергла эти доводы, показав, что наука изучает не  

только непосредственно данное и сознаваемое, но и  

 

22  

 

"цлыЧ ряд таких явлений и фактов, которые могут  

д п-ь изучены косвенно, посредством следов, анализа,  

создания и при помощи материала, который не  

только совершенно отличен от изучаемого предмета,  

но часто заведомо является ложным и неверным сам  

по себе. Так же точно и бессознательное делается  

предметом изучения психолога не само по себе, но ко-  

свенным путем, путем анализа тех следов, которые  

оно оставляет в нашей психике. Ведь бессознательное  

не отделено от сознания какой-то непроходимой сте-  

ной. Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто  

свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое со-  

знательное вытесняется нами в подсознательную сфе-  

ру. Существует постоянная, ни на минуту не прекраща-  

ющаяся, живая динамическая связь между обеими  

сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на  

наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и  

по этим следам и проявлениям мы научаемся распоз-  

навать бессознательное и законы, управляющие им.  

 

Вместе с этой точкой зрения отпадают прежние  

приемы толкования психики писателя и читателя, и за  

основу приходится брать только объективные и досто-  

верные факты, анализируя которые можно получить  

некоторое знание о бессознательных процессах. Само  

собой разумеется, что такими объективными факта-  

ми, в которых бессознательное проявляется всего яр-  

че, являются сами произведения искусства и они-то и  

делаются исходной точкой для анализа бессозна-  

тельного.  

 

Всякое сознательное и разумное толкование, кото-  

рое дает художник или читатель тому или иному про-  

изведению, следует рассматривать при этом как позд-  

нейшую рационализацию, то есть как некоторый  

самообман, как некоторое оправдание перед собст-  

венным разумом, как объяснение, придуманное пост-  

фактум.  

 

Таким образом, вся история толкований и критики  

как история того явного смысла, который читатель  

последовательно вносил в какое-нибудь художествен-  

ное произведение, есть не что иное, как история раци-  

 

23  

 

шГ Может всфЗр T >  

 

онализации, которая всякий раз менялась по-своему,  

и те системы искусства, которые сумели объяснить,  

почему менялось понимание художественного произ-  

ведения от эпохи к эпохе, в сущности, очень мало вне-  

сли в психологию искусства как таковую, потому что  

им удалось объяснить, почему менялась рационализа-  

ция художественных переживаний, но как менялись  

самые переживания - этого такие системы открыть  

не в силах.  

 

Совершенно правильно говорят Ранк и Сакс, что  

основные эстетические вопросы остаются неразреши-  

мыми, <пока мы при нашем анализе ограничиваемся  

только процессами, разыгрывающимися в сфере на-  

шего сознания... Наслаждение художественным твор-  

чеством достигает своего кульминационного пункта,  

когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда во-  

лосы встают дыбом от страха, когда непроизвольно  

льются слезы сострадания и сочувствия. Все это ощу-  

щения, которых мы избегаем в жизни и странным об-  

разом ищем в искусстве. Действие этих аффектов, оче-  

видно, совсем иное, когда они исходят из произведе-  

ний искусства, и это эстетическое изменение действия  

аффекта от мучительного к приносящему наслаждение  

является проблемой, решение которой может быть да-  

но только при помощи анализа бессознательной ду-  

шевной жизни>.  

 

Психоанализ и является такой психологической  

системой, которая предметом своего изучения избра-  

ла бессознательную жизнь и ее проявления. Совер-  

шенно понятно, что для психоанализа было особенно  

соблазнительно попробовать применить свой метод к  

толкованию вопросов искусства. До сих пор психоана-  

лиз имел дело с двумя главными фактами проявления  

бессознательного - сновидением и неврозом. И пер-  

вую и вторую форму он понимал и толковал как изве-  

стный компромисс или конфликт между бессозна-  

тельным и сознательным. Естественно было попы-  

таться взглянуть и на искусство в свете этих двух  

основных форм проявления бессознательного. Психо-  

аналитики с этого и начали, утверждая, что искусство  

 

24  

 

имает среднее место между сновидением и невро-  

Q и что в основе его лежит конфликт, который уже  

ерезрел для сновидения, но еще не сделался пато-  

генным>. В нем так же, как и в этих двух формах, про-  

дляется бессознательное, но только несколько иным  

способом, хотя оно совершенно той же природы. <Та-  

ким образом, художник в психологическом отноше-  

нии стоит между сновидцем и невротиком; психоло-  

гический процесс в них по существу одинаков, он  

только различен по степени...>. Легче всего предста-  

вить себе психоаналитическое объяснение искусства,  

если последовательно проследить объяснение творче-  

ства поэта и восприятие читателя при помощи этой  

теории. Фрейд указывает на две формы проявления  

бессознательного и изменения действительности, ко-  

торые подходят к искусству ближе, чем сон и невроз, и  

называет детскую игру и фантазии наяву. <Несправед-  

ливо думать, - говорит он, - что ребенок смотрит на  

созданный им мир несерьезно; наоборот, он относит-  

ся к игре очень серьезно, вносит в нее много одушев-  

ления. Противоположение игре не серьезность, но -  

действительность. Ребенок прекрасно отличает, не-  

смотря на все увлечения, созданный им мир от дейст-  

вительного и охотно ищет опоры для воображаемых  

объектов и отношений в осязаемых и видимых пред-  

метах действительной жизни... Поэт делает то же, что  

и играющее дитя, он создает мир, к которому относит-  

ся очень серьезно, то есть вносит много увлечения, в  

то же время резко отделяя его от действительности>.  

Когда ребенок перестает играть, он не может, однако,  

отказаться от того наслаждения, которое ему прежде  

доставляла игра. Он не может найти в действительно-  

сти источник для этого удовольствия, и тогда игру. ему  

начинают заменять сны наяву или те фантазии, кото-  

рым предается большинство людей в мечтах, вообра-  

жая осуществление своих часто любимых эротических  

или каких-либо иных влечений. <...Вместо игры он те-  

перь фантазирует. Он строит воздушные замки, творит  

то, что называют <снами наяву>. Уже фантазирование  

наяву обладает двумя существенными моментами, ко-  

 

25  

 

торые отличают его от игры и приближают к искусст-  

ву. Эти два момента следующие: во-первых, в фанта-  

зиях могут проявляться в качестве их основного мате-  

риала и мучительные переживания, которые тем не  

менее доставляют удовольствие, случай как будто  

напоминает изменение аффекта в искусстве. Ранк го-  

ворит, что в них даются <ситуации, которые в действи-  

тельности были бы чрезвычайно мучительны; они ри-  

суются фантазией, тем не менее с тем же наслаждени-  

ем. Наиболее частый тип таких фантазий - собствен-  

ная смерть, затем другие страдания и несчастья.  

Бедность, болезнь, тюрьма и позор представлены да-  

леко не редко; не менее редко в таких снах выполне-  

ние позорного преступления и его обнаружение>.  

 

Правда, Фрейд в анализе детской игры показал, что  

и в играх ребенок претворяет часто мучительные пере-  

живания, например, когда он играет в доктора, причи-  

няющего ему боль, и повторяет те же самые операции  

в игре, которые в жизни причиняли ему только слезы  

и горе.  

 

Однако в снах наяву мы имеем те же явления в не-  

измеримо более яркой и резкой форме, чем в детской  

игре.  

 

Другое существенное отличие от игры Фрейд заме-  

чает в том, что ребенок никогда не стыдится своей иг-  

ры и не скрывает своих игр от взрослых, <а взрослый  

стыдится своих фантазий и прячет их от других, он  

скрывает их, как свои сокровеннейшие тайны, и охот-  

нее признается в своих проступках, чем откроет свои  

фантазии. Возможно, что он вследствие этого считает  

себя единственным человеком, который имеет подоб-  

ные фантазии, и не имеет представления о широком  

распространении подобного же творчества среди  

других>.  

 

Наконец, третье и самое существенное для понима-  

ния искусства в этих фантазиях заключается в том ис-  

точнике, из которого они берутся. Нужно сказать, что  

фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудов-  

летворенный. Неудовлетворенные желания - побуди-  

тельные стимулы фантазии. Каждая фантазия - это  

 

26  

 

дуществление желания, корректив к неудовлетворя-  

щей действительности. Поэтому Фрейд полагает, что  

д основе поэтического творчества, так же как в основе  

д и фантазий, лежат неудовлетворенные желания,  

ццсто такие, <которых мы стыдимся, которые мы  

полжны скрывать от самих себя и которые поэтому  

вытесняются в область бессознательного>.  

 

Механизм действия искусства в этом отношении  

совершенно напоминает механизм действия фанта-  

зии. Так, фантазия возбуждается обычно сильным, на-  

стоящим переживанием, которое <будит в писателе  

старые воспоминания, большей частью относящиеся  

к детскому переживанию, исходному пункту желания,  

которое находит осуществление в произведении...  

Творчество, как <сон наяву>, является продолжением  

и заменой старой детской игры>. Таким образом, худо-  

жественное произведение для самого поэта является  

прямым средством удовлетворить неудовлетворенные  

и неосуществленные желания, которые в действитель-  

ной жизни не получили осуществления. Как это со-  

вершается, можно понять при помощи теории аффек-  

тов, развитой в психоанализе. С точки зрения этой те-  

ории аффекты <могут остаться бессознательными, в  

известных случаях должны остаться бессознательны-  

ми, причем отнюдь не теряется действие этих аффек-  

тов, неизменно входящее в сознание. Попадающее та-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 762
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь