Бодалев А.А. » Психология общения



24 страница


образно, в центр Вселенной и вовремя ставить блок прояв-  

лениям им эгоизма, если таковые вдруг появятся.  

 

При этом, наверное, уместно отметить, что подлинная  

человечность как отношение к людям, формирующееся у  

личности, не может быть результатом постоянного предъ-  

явления ей, что;, называется в лоб, формального требования  

взрослых: общаясь с людьми, поступай и делай только как  

мы. Как показывает практика, таким образом нарабатыва-  

ется отношение>, поведенчесха>форма реализации которо-  

го оказывается шаблонно-стереотипной:...Дтобы этого не  

происходило, необходимо доавмватй у форммрующейс>  

личности привычку опрёделдтдг, в чем своеобразная непов-  

торимость ситуации, VкоторойГона-оказалась и какую по-  

правку надо вносить в сво поеденйе, чтобы гбсобенйоетй  

: индивидуалвности и действйй%ру:юго человека ;были адек-  

ватно оценена ара достиайявиркцели общенйЯч .  

 

Впрочем> такаяжетактика должна выдерживаться аоло-;  

 

у%тедьно субъективно знаэдйлыми для лдчздвстй;людьмии,  

 

?йр)Гформирований у йёёактвдвйу-ювйтшюйг  

ик. другим цевноям жизай-Бедоцевива  

такона, несомненно, имебтбльпюеайиущесл  

 

Мнению с воспитанием, осуиетйляемом-чеяйнствеивой>  

 

Та!!: сказать, формуле: <делай<как, я>. г:;:;1 : .:--  

Воспитательдый смысл названной вышетактикивтою>  

;9то она активизируетработу внутреннегомира личности,  

способствуетстановлениютлубокоосознавногайстольже  

 

".глубоко пережитого личногоотвошения к основным ценно-  

стям жизни,делая этооте  

ным. : --:;.-:.- ,..,,.- ?::. ;/ :1-У . , -,  

 

Но пока у нас шли очень общие рассуждения о"целенап-  

равленном формировании отношений человека, -и они каеа-  

 

168  

 

лись главным образом того, каким должно быть взаимодей-  

ствие людей, чтобы суть личности, ядро ее составляли от-  

ношения, которые выражали бы основные ценности жизни.  

 

Вместе с тем, поскольку человек целостен, и психика его  

тоже целостное образование, то, естественно, какими будут  

в конечном счете отношения личности к действительности,  

это будет зависеть не только от характера ее взаимодейст-  

вия с окружающими людьми, хотя этот фактор и будет  

оставаться предельно важным. То, что оставит наиболее  

глубокий эмоциональный след в сознании и эмоциональной  

сфере личности при воздействии на нее учения, труда,  

средств массовой информации и других источников,- все  

это также так или иначе будет корректировать содержание  

и форму ее отношений.  

 

Например, если из года в год работающему со школьни-  

ком учителю удается добиться от этого школьника глубокой  

и устойчивой увлеченности своим предметом, постепенно  

переходящей в осознанную мотивацию превратить ту об-  

ласть, к которой относится этот предмет, в сферу профес-  

сионального труда, то создание такой доминанты в:  

 

отношениях постоянно будет означать усиление представ-  

ленности в структуре его личности истинных ценностей  

жизни и препятствовать появлению в ней ложных ценно-  

 

./стей.. : , / , ., .. /..:.:..1. ", . . .  

 

Повторяем: пока шли общиерассуждения об объектив-  

йых и субъективных факторах, которые воздейству курна  

формирование отношений человека, которые надо; учиты-  

вать и которыми надо научиться управлятв. А какгже все- ;  

 

так и быть с цел е н,а п ра в лё н ны м (рйрмиров ан и ем  

отнощений отражающих основные ценности жизни и куль-,  

туры, в конкретных условиях современной России> прохо-  

дящей экстремальную фазу в своей историй у ,  

 

Ведь никакое не сгущение красок, а атесегодняшняя  

действительность нашей страны, когда жизнкчеловёка ни--  

чего не стоит, когда подвижнический созидательныйтруд :  

 

высмеивается, когда женщина подаётся каксредство удов-  

летворения похоти, когда здоровый патриотизм объявляет-  

ся национад-фашизмрм, когда образование,; наука  

низведены в обществе до положения бедныхродственйэкрв.  

И ведь это никакое не преувеличение, чтсгёрой нашего  

времени- человек, сумевший сколотить .дюбыми путями  

капитал., , ".-- , , .;,.:..-. .. .-",;  

STR.170  

В этой сознательно насаждаемой властью в стране атмос-  

феры грубого потребительства и бездуховности развитие в  

личности отношений, которые замыкались бы на основных  

ценностях жизни и культуры, рассчитывать на фронтально  

широкий успех невозможно. Но у России и ее народа не  

будет будущего, если те, кто заинтересован в ее спасении,  

в утверждении в качестве ведущего начала в ее гражданах  

ориентации на настоящие ценности, не объединят свои уси-  

лия в работе с теми, кто еще может по тем или иным при-  

чинам стать антиподом бездуховной личности.  

 

И здесь никак не обойти роли семьи, детского сада, шко-  

лы, техникума, вуза. Имеющаяся в нашем распоряжении  

статистика свидетельствует о том, что часть родителей и  

педагогов переживает в настоящее время состояние расте-  

рянности и своими воздействиями не надеется перебороть  

негативные влияния, которыми большой социум сейчас не-  

прерывно подвергает личность ребенка, подростка, юноши.  

. Однако другая часть целеустремленно и настойчиво стре-  

мится поставить барьер на пути аморальных новаций, к  

которым приобщают молодежь СМИ, циники-правители и  

своей <красивой> жизнью <новые русские>, и развивать в  

ней отношения, отвечающие духу основных ценностей  

жизни и культуры.  

 

Л.Н. Толстой в свое время говорил, что дистанция от  

младенца до пятилетнего ребенка намного длиннее, чем  

расстояние от пятилетнего до старика. Он подчеркивал та-  

ким образом важность первых пяти лет жизни человека для  

закладывания основ его личности, а значит фундамента его  

будущих отношений к разным сторонам действительности.  

 

Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес, М.И. Лиси-  

на, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин экспериментально  

доказали значение названного этапа возрастного развития  

для формирования ядра характера человека, которое со-  

ставляют его отношения к живой и неживой природе, к  

людям (старше и младше себя и к сверстникам), к труду, и  

к самому себе и другим. Вместе с тем эти исследователи  

убедительно показали, что для развития всех этих отноше-  

ний взрослые должны создавать специальные ситуации,  

которые побуждали бы детей проявлять доброту, чуткость  

и другие подобные качества в общении, привычку к трудо-  

вому усилию, любознательность, бережное обращение с до-  

машними животными, формировали бы рбъективную  

самооценку.  

 

170  

 

Причем в это время особенно важно, чтобы взрослые не  

ставили ребенка в позицию потребителя, а развивали бы у  

него во всех сферах его бытия на доступных для этого воз-  

раста содержании и формах осуществления черты созида-  

теля. Ведь из исследований (К. Маркс, В.Н. Мясищев, Э.  

Фромм) известно, что позиция потребителя ведет к сужде-  

нию связей личности с действительностью, а позиция сози-  

дателя, наоборот, способствует их расширению. А  

<действительное духовное богатство индивида зависит от  

богатства его действительных отношений> (К. Маркс).  

 

Естественно, формируя все названные отношения у ре-  

бенка, взрослые сами должны нести в себе все эти отноше-  

ния: заражение и подражание как  

социально-психологический механизм овладения лично-  

стью опытом окружающих действуют на протяжении всей  

жизни человека, но особенно интенсивно они проявляют  

себя в дошкольном возрасте.  

 

Эстафета по формированию у ребенка отношений, в сво-  

их познавательных, эмоционально- мотивационных и пове-  

денческих <звеньях> выражающих основные ценности  

жизни и культуры, должна быть принята и пронесена в  

течение всех лет его учения в школе его педагогами. Одна-  

ко, последним обесценивать в глазах учащихся псевдоцен-  

ноети, насаждаемые в нашей стране сторонниками дикого  

капитализма, и приобщать своих питомцев к подлинным  

ценностям будет намного сложнее, чем это делалось на  

предшествующей дошкольной ступени.  

 

С вступлением ребенка в школьный возраст увеличива-  

ется все болййие круг его общения, и положительно субъек-  

тивно значимыми для него становятся компании  

сверстников, а направленность этих компаний может резко  

расходиться с целями, которые преследуют работающие с  

детьми педагоги. Кроме того, его собственный взгляд на то,  

<что такое хорошо и что такое плохо>, складывается под  

влиянием прямых контактов с улицей, бесконтрольного  

смотрения передач ТУ и чтения книг часто по своему выбо-  

ру и под действием целого ряда других источников, которые  

оказываются часто вне поля внимания родителей школьни-  

ков и педагогов (Л.М. Зюбин, О-В. Лишин, Д.И. Фельдш-  

 

тейнидр.).  

 

Если все эти каналы получения информации способству-  

ют формированию у школьника отношений, связанных с  

псевдоценностями, нейтрализовать их действие может  

 

! 1Л " ! . ; ; ... .. , - т  

STR.172  

лишь хорошо продуманная и неформально проводимая си-  

стема работы с учащимися.  

 

Весь коллектив педагогов школы должен объединиться и  

через все доступные ему пути воздействия на учащихся  

(через преподаваемые предметы, через совместные с уча-  

щимися и их родителями рассчитанные на внеурочное про-  

ведение дела, через индивидуальную работу с каждым  

школьником), проявляя целенаправленность и творчество,  

формировать у школьников убежденность в необходимости  

строить свою жизнь в соответствии с общечеловеческими  

ценностями. И, конечно, одно словесное воспитание на ре-  

шение этой труднейшей задачи не срабатывает. Обязатель-  

но требуется создание естественных по своей форме  

ситуаций, проходя через которые учащиеся упражнялись  

бы в совершении поступков, отвечающих духу той или иной  

ценности и всерьез и надолго увлекались делами, несущими  

в себе большую духовную содержательность.  

 

Как уже говорилось выше, создание у молодого человека  

мощной доминанты в виде по-настоящему глубокого и ус-  

тойчивого интереса к какой-либо области научного знания,  

техники, производства и других сфер культуры и развитие  

у него при этом реальной склонности и способности целе-  

устремленно и продуктивно ими заниматься, хотя и не бу-  

дет барьером, отгораживающим молодого человека от  

псевдоценностей, но будет держать их, так сказать, не в  

центре, а на периферии его сознания. А это означает, что  

они не будут выступать мотиваторами его поступков и глав-  

ных для него деяний.  

 

Перспективный по получаемым результатам опыт на те-  

перешнем социальном фоне подвижнической деятельно-  

сти, направленный на привитие учащимся именно  

общечеловеческих ценностей, накоплен педагогическим  

коллективом школы №825 г.Москвы, возглавляемым В.А.  

Караковским. Есть в этом смысле впечатляющие достиже-  

ния и у руководителя департамента образования г.Козьмо-  

демъянска С.Н. Сивкова, с работой которого ознакомился  

автор настоящей статьи, выезжавший в Козьмодемъянск в  

состав группы ученых, возглавляемых академиком РАО  

Л.И. Новиковой.  

 

Принципиально важная суть последнего опыта по фор-  

мированию отношений личности к действительности с по-  

зиций основных ценностей жизни заключается в том, что в  

г.Козьмодемъянске в единую систему объединены учебно-  

 

172  

 

образовательные, культурно-просветительные, производ-  

ственные, правовые, религиозные и др. учреждения, и их  

коллективы, тесно сопрягая свои усилия и работая с детьми  

дошкольного возраста, младшими школьниками, подрост-  

ками, старшеклассниками, а также с их родителями, стре-  

мятся формировать духовно богатую и нравственно  

здоровую личность. Используемые при этом методы и со-  

здаваемые воспитательные ситуации не кажутся нарочито  

придуманными. Они естественны и рассчитаны на одновре-  

менное воздействие на интеллект, чувства и волюдощколь-  

ников и школьников.  

 

Высокая человечность в общении, преданность своему  

Отечеству, трудолюбие, увлеченность добыванием новых  

знаний, законопослушание и другие качества, в которых  

находит выражение отношения к основным ценностям жиз-  

ни, формируются у молодежи г.Козьмодемъянска заметно  

успешно еще и потому, что каждое направление воспитания  

ведет не только большой профессионал-мастер, но и. по-  

длинный энтузиаст своего дела, а, как известно, зажигает  

только тот, кто сам горит. Ну и, конечно, немаловажное  

значение имеет ставший правилом коллективный анализ  

достижений и неудач, осуществляемый очень творчески  

под руководством С.Н. Сивкова.  

 

Показателем плодоносности усилий коллективов, воз-  

главляемых В.А. Караковским и С.Н. Сивковым, является  

то, что многие воспитанники после окончания школы пы-  

таются, грубо говоря, как сейчас модно, не <зашибать день-  

гу> любой ценой, а выбирают дороги в соответствии со своим  

признанием и всеми своими поступками убеждают, что ис-  

тинные ценности жизни и культуры стали их ценностями.  

 

Таким образом, названные с большим духовным подъ-  

емом работающие коллективы в неблагоприятных социаль-  

ных условиях успешно реализуют цель, которая стоит  

перед любым педагогом: в результате их творческих усилий  

воспитание перерастет в самовоспитание.  

 

Проблема управления развитием отношений личности  

чрезвычайно сложна. Она предполагает органично тесное  

взаимодействие ученых, представляющих большинство об-  

ластей психологии, педагогики и методистов воспитания.  

Вместе с тем для всех исследователей, которые понимают,  

что без духовно богатого и нравственно здорового молодого  

поколения России не будет, дело их гражданской и профес-  

сиональной совести осуществить теоретическое освещение  

 

173  

STR.174  

названной проблемы и довести его до уровня возможности  

разработки эффективной технологии формирования в цен-  

ностном смысле содержательных по форме выражения дей-  

ственных отношений в условиях, когда цель воспитания  

нравственно здоровой личности государством, мягко гово-  

ря, в России забыта.  

 

Автор статьи понимает, что он лишь прикоснулся к ар-  

хиактуальной проблеме, которой посвящена статья. Одна-  

ко он надеется, что найдутся ученые и разделяющие их  

взгляды .практики, которые решат поставленную в статье  

задачу действительно успешно.  

 

О ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ  

ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ  

КАК К ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ  

 

Педагоги, используя столетиями нарабатываемые дидак-  

тические приемы, умеют довести ученика до высокого или  

среднего уровня ориентированности в какой-либо области  

знания, требуемого учебными планами и программами.  

Они же, поставив школьника в определенные жесткие рам-  

ки, могут добиться от него нужного им послушания, хотя и  

дается им это намного труднее, чем создание у последнего  

принимаемой ими за истину системы знаний. А воспиты-  

вать у учащегося гуманистическое .отношение ко всем лю-  

дям - и ближним, и дальним - уважение и единство с  

семьей, с классом, со школой, словом, с коллективами,  

членом которых он является, а также со своим народом, со  

страной - это для большинства педагогов оказывается не-.  

сравнимо более трудной задачей, чем две первые.  

 

В чем же причины сложностей, с которыми сталкиваются  

обитатели, когда они пытаются сформировать у школьни-  

ков ту или иную потребность, интерес к чему-либо или  

отношение в целом. Думается, что главная причина в том,  

что им не удается добиться нужного содержания знаний,  

соответствующих им переживаний и поведения.  

 

Возьмем для доказательства справедливости этого утвер-  

ждения положение с формированием у учащихся знаний в  

области человековедения, чувств, которые они должны ис-  

пытывать, вступая во взаимодействие с людьми, и их пове-  

дение при этом. Кто анализировал это положение, тот  

знает, что ни на уровне функционирования средств массо-  

вой коммуникации в масштабах страны, ни на уровне дей-  

 

174  

 

уй  

II-  

 

ствия педагогического корпуса во всех звеньях системы на-  

родногоОбразования, ни в просветительской деятельности  

различных общественных организаций, ориентированных  

на молодежь, не просматриваются, и в целом и в частно-  

стях, глубоко продуманные, последовательно целенаправ-  

ленные и хорошо скоординированные попытки  

формирования убеждения у учащихся и младших, и сред-  

них, и старших классов школы и учащихся всех других  

типов учебных заведений, что человек - это высшая цен-  

ность.  

 

Столь же определенно можно утверждать, что во всех  

указанных общественно-государственных институтах,  

призванных формировать у молодежи объективную карти-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1002
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь