Бодалев А.А. » Психология общения



23 страница


невозможно,- говорил А.С. Макаренко. И продолжал: ка-  

ковы отношения - такова и личность. Такая же точка зре-  

ния на суть личности и главный фактор ее формирования  

была в XIX веке у К. Маркса, в предреволюционное время  

- у А.Ф. Лазурского, в Советской России - у В.Н. Мяси-  

щева и его учеников, на Западе (в последние десятилетия)  

у ученых, которое развивают взгляды гуманистической  

школы в психологии.  

 

Разделяя эту концепцию личности и понимая значение  

отношений для постижения основной характеристики лич-  

ности, я ставлю перед собой и будущими читателями этой  

статьи вопрос: а как управлять развитием отношений чело-  

века к действительности таким образом, чтобы на выходе  

получать у него психические свойства, проявления которых  

в поступках и деяниях этого человека не только не шли бы  

вразрез с главными ценностями жизни и культуры, а, нао-  

борот, работали бы на их преумножение?  

 

Прежде чем начать отвечать на этот вопрос, надо вспом-  

нить, какое содержание в психологии принято вкладывать  

в понятие отношение и в понятие личности. Отношение,  

если взять расхожее его толкование - это, как известно,  

связь чего-то с чем-то или кого-то с чем-то, или кого-то с  

кем-то. Если рассматривать связь человека с чем-то, на-  

пример, предметом, вещью, то в этом случае, говоря образ-  

но, конец этой связи, исходящий от человека, оказывается  

осложненным психологической добавкой в виде субъектив-  

ного отражения этого чего-то в форме образа восприятия,  

представления памяти, понятии, эмоциональной реакцией  

на это что-то и поведенческим откликом человека на него.  

 

Если же затем проанализировать связь одного человека  

с другим человеком или с какой-то общностью людей, то в  

 

6 А.А. Бодалев  

 

161  

 

STR.162  

этом случае обнаруживается присутствие и действие пси-  

хического отражения, эмоциональной реакции и поведен-  

ческого отклика на другого человека или на общность на  

обоих концах этой связи.  

 

Если же теперь попытаться определить отношение, как  

его понимают психологи, более точно, то это - психиче-  

ское образование, интегрирующее в себе результаты позна-  

ния человеком какого-то объекта действительности во  

время всех встреч с ним, все эмоциональные отклики на  

этот объект, которые имели место также при всех встречах  

с ним, и также вырабатывающуюся при этом форму пове-  

денческих ответов при контактах с этим объектом.  

 

А объектами, к которым у человека формируются опре-  

деленные отношения, оказываются и вещи, которые его  

окружают, и люди, с которыми ему приходится общаться,  

и деятельность, в которую он вовлекается кем-то или вы-  

полняет по собственной инициативе, и явления природы,  

которые он наблюдает, и события в обществе, и все-все  

остальное, что составляет ту действительность, в которую  

он оказывается включенным.  

 

Теперь, идя от сказанного выше, можно дать определе-  

ние и сущности личности. Оно будет таким: личность-  

совокупность отношений или можно сказать: личность -  

ансамбль отношений (так определял ее В.Н. Мясищев). Но,  

понято, это - предельно общее определение личности, а  

общее, как известно, существует лишь в отдельном и через  

отдельное. И если анализировать это отдельное, и личность  

каждого человека сравнивать с личностью любого другого  

человека, то мы найдем у них и совпадения в сформирован-  

ных отношениях и обязательно более или менее значитель-  

ные различия.  

 

Сходство проявится в том, что у них непременно обнару-  

жатся отношения к другим людям - одного с ними поля и  

противоположного, представляющим разные возрастные  

группы и профессии, занимающим разное положение в об-  

ществе, отличающимся друг от друга по национальному и  

имущественному признакам. Оно даст о себе знать и в на-  

личии отношения каждой личности к самой себе, к труду,  

к собственности, к деньгам, к власти и еще к очень многому  

из того, что составляет ту действительность, в которую  

включен каждый человек.  

 

Что же касается различий в отношениях, то они обнару-  

живаются в том, насколько их содержание и форма выра-  

 

162  

 

.1  

 

жения соответствуют общечеловеческим ценностям, какие  

из отношений в том ансамбле, который образует личность,  

оказываются доминирующими и, значит, насколько сильно  

и насколько долго они определяют поступки и деяния чело-  

века, а какие, наоборот, играют подчиненную роль и высту-  

пают как побуждения к действию лишь эпизодически.  

 

Наверное, у большинства читателей этой статьи не будет  

возражений против того, что оптимальным для современ-  

ного обществй (если иметь в виду его действительное раз-  

витие, а не стагнацию) типом человека будет такой, в  

личности которого сформировано активно положительное  

отношение к планете Земля, к человечеству, к Отечеству,  

к другому человеку и к себе самому, к труду, к собственно-  

сти, к семье, к созданным людьми произведениям матери-  

альной и духовной культуры. И вряд ли этим молчаливым  

большинством будет приветствоваться личность, у которой  

в сознании и поведении доминируют культ золотого тельца,  

культ насилия, культ секса, культ низкопробной маскуль-  

туры и другие подобные названным культы и культики.  

 

Но вот возникает гигантская по трудности ее разреше-  

ния задача: как в условиях современной России, пережива-  

ющей тяжелейший кризис в области политики, экономики,  

идеологии, права, морали формировать в личности отноше-  

ния, которые, материализуясь в ее поведении, работали бы  

на преумножение основных ценностей жизни и культуры,  

а ее самою выводили бы на высший уровень возможного для  

нее развития?  

 

Прежде чем ответить на этот предельно злободневный  

вопрос, попытаемся понять характер объективных и субъ-  

ективных факторов, от наличия и взаимодействия которых  

зависит формирование того или иного отношения, которое  

входит в содержание личности и которые все вместе обра-  

зуют ее структуру.  

 

Как показывает передовая педагогическая практика и  

опыт лучших психотерапевтов, решающим фактором в по-  

давляющем числе случаев, от которого зависит формирова-  

ние у каждого конкретного человека такого отношения к  

действительности, когда высокие человеческие ценности  

становятся его собственными ценностями, является отно-  

шение как к нему, так и к окружающему его миру, в поло-  

жительном смысле субъективно значимых для него людей  

и общностей.  

 

б 163  

 

STR.164  

Положительно же субъективно значимые люди и общно-  

сти для каждого из нас - это те, кто имеющимися у них  

характеристиками и возможностями, которыми они распо-  

лагают, или уже удовлетворяют или, как нам кажется, мо-  

гут удовлетворить наши потребности.  

 

При этом речь не идет только о людях и общностях в  

нашем окружении, которые привычно для нас и для себя  

удовлетворяют наши будничные потребности и которые по  

причине многократной повторяемости вызывают в нас спо-  

койное к себе отношение. Нет! Здесь прежде всего имеются  

в виду люди и общности, которые обладают для нас автори-  

тетом, вызывают уважение, а часто и любовь.  

 

Обладание этими людьми желанными для нас достоин-  

ствами - большими знаниями, сильным характером, удач-  

ливостью в жизни и пр. (особенности качеств, делающих  

этих людей положительно субъективно значимыми, для  

разных лиц могут сильно варьировать) увеличивает воз-  

можность их психологического воздействия на те личности,  

Для которых они являются авторитетами. Такие социаль-  

но-психологические эффекты, связанные с последними,  

как заражение, подражание, внушение, вера, убеждение,  

становятся в подобных случаях более частыми, более силь-  

ными и более устойчивыми.  

 

Подобное же социально-психологические действие на  

человека могут производить и действительно производят и  

общности (семья, школьный класс, студенческая группа,  

рабочая бригада и др.), если они становятся авторитетны-  

ми, уважаемыми и эмоционально притягательными для че-  

ловека. :  

 

Характер поведения, отвечающего сути основных цен-  

ностей жизни, воплощаемых в поступках и деяниях авто-  

ритетных, уважаемых, любимых нами людей и общностей,  

будут играть для нас роль образца для подражания, выска-  

зываемые ими утверждения при сниженном пороге критич-  

ности с нашей стороны будут приниматься и разделяться  

нами. Точно также в нас будет жить вера в правильность  

целей, которые они перед собой ставят, и в нравственность  

действий, которые они при этом осуществляют.  

 

Вместе с тем за всем сказанным, надо это отчетливо  

видеть, стоит очень общий подход к рассмотрению зависи-  

мости, которая существует между положительной субъек-  

тивной значимостью для нас какой-либо личности или  

 

164  

 

общности и характером нашей психологической готовности  

откликаться на их воздействия, за которыми стоят те или  

иные ценности. В реальной жизни все, с одной стороны,  

сложнее, а с другой - дифференцированнее.  

 

В окружении человека, какого бы возраста он не был, к  

какому бы полу не принадлежал, в какую бы профессио-  

нальную группу не входил, чрезвычайно редко только одна  

личность или только одна общность оказываются в своем  

сознании, в своей эмоционально-мотивационной сфере и в  

своем поведений выразителями одновременно сразу всех  

 

ценностей жизни.  

 

Обычно один человек в нашем окружении наиболее ярко  

воплощает в своем поведении человечность, другой - ве-  

ликие возможности творческого тру да, третий - семейные  

добродетели, четвертый - патриотизм и т.д., и названные  

отдельные ценности, носителями которых эти люди явля-  

ются, могут оставить след в личности опять же только при  

условии если каждый из них, как указывалось выше, этой  

личностью уважаем, любим, для нее авторитетен.  

 

То же следует сказать и об общностях, с которыми кон-  

тактирует личность. Какая-то из них отличается ярко вы-  

раженным чувством товарищества, другая -  

увлеченностью серьезной музыкой, третья глубоко погру-  

жена во все перипетии политики. И в этом случае позитив-  

ное по своим последствиям воздействие той или иной  

общности на личность и на формирование у нее соответст-  

вующих ценностных ориентации действительно происхо-  

дит, если эта общность вызывает у последней  

положительное к себе отношение и пробуждает у нее инте-  

рес к сути своего главного увлечения.  

 

Высказывая эти утверждение, объективности ради сле-  

дует все же подчеркнуть, что хотя уважение человека, вера  

в него, его авторитет является, так же как соответствующие  

отношения к какой-то общности, одним из условий превра-  

щения ценностей этого человека и этой общности в собст-  

венные ценности личности, однако никак не следует  

забывать, что и в межличностном взаимодействии, и во  

взаимодействии общности и личности в конечном счете ак-  

тивны не одна сторона, а обе, и обе они обладают свободой  

воли. Поэтому надеяться только на действие авторитета,  

уважения, веры при формировании высоко нравственных  

ценностных ориентации у личности - это значит в боль-  

 

165  

STR.166  

шой мере полагаться лишь на случай. Важно уметь исполь-  

зовать и другие пути целенаправленного формирования у  

человека отношений к действительности, которые соответ-  

ствовали бы основным ценностям жизни.  

 

И одним из таких наиболее действенных путей форми-  

рования у человека отношений, воплощающих в себе основ-  

ные ценности жизни, является проведение его через  

ситуации, инструментуемые таким образом; что он своими  

действиями упражняется в поведении, отвечающем сути  

определенной ценности, накапливает адекватный ее содер-  

жанию опыт эмоциональных переживаний и приходит к  

убеждению на уровне своего сознания о целесообразности  

и правильности именно такого поведения.  

 

Именно так поступал А.С. Макаренко, когда он хотел  

закрепить у бывшего правонарушителя поведение в опре-  

деленных ситуациях, которое отвечало бы принципам вы-  

сокой нравственности. Вспомним, например,  

командирование им Семена Карабанова в банк за деньгами  

для колонии им. Горького. В книге <Педагогическая поэма>  

воспроизводятся и мысли С. Карабанова в этом эпизоде, и  

его переживания, и его поведение. Таким образом нам по-  

казывается критический качественно важный момент фор-  

мирования у бывшего рецедивиста нового отношения к  

коллективной собственности педагогом-мастером.  

 

Конечно, в успешном решении этой задачи сыграло свою  

роль и то, что у С. Карабанова ко времени истории с пол-  

учением денег в банке уже появилась и стала крепнуть  

привязанность к А.С. Макаренко и, кроме того, он уже на-  

чал дорожить своей жизнью именно в колонии имени М.  

Горького. Этот факт свидетельствует о том, что формиро-  

вание в личности одного отношения находится в теснейшей  

связи с развитием у нее других отношений. Кстати, как раз  

здесь будет уместно напомнить, что в свое время исследо-  

ваниями Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.Н. Мясищева и  

др. было показано, что развитие у человека отношения к  

другим людям обгоняет и оказывает более или менее силь-  

ное влияние на формирование других отношений, напри-  

мер, отношения к труду и к себе самому.  

 

Эта закономерность, выявленная выдающимися отече-  

ственными психологами, заставляет предположить, что  

формирование не только отношения к труду или к себе  

самому зависит от формирования отношения, человека к  

 

166  

 

людям, но и становление других отношений (например, к  

Отечеству, к планете Земля) генетически также связано с  

характером развития отношения человека к людям.  

 

Но, отмечая такую большую роль отношения человека к  

людям в формировании у него всех других отношений, важ-  

но, чтобы это отношение было глубоко гуманным в своей  

основе. Тогда и отношение к труду у этого человека, выра-  

жаемое в конкретной деятельности и в ее результатах, бу-  

дет иметь не индивидуалистический характер, а будет  

трудом для людей, как, впрочем, и отношение к себе будет  

отношением не эгоцентрика и эгоиста, а отношением либо  

альтруиста, либо коллективиста.  

 

Однако, такой гуманистический по своему характеру  

стержень в структуре личности человека, определяющий  

все другие его отношения, входящие в эту структуру, сам  

по себе не образуется. Необходимым и обязательным усло-  

вием его развития является человечность других людей,  

проявляемая ими по отношению к этой личности.  

 

Психолог А. В. Суворов в своей докторской диссертации  

<О воспитании конкретной человечности на примере фор-  

мирования психического мира слепоглухих детей> убеди-  

тельнейшим образом показал, что человечность,  

проявляемая в повседневном будничном общении с этими  

детьми их близкими и людьми, составляющими их ближай-  

шее окружение,- необходимейшее условие воспитания в  

их личности не только здорового нравственного ядра, но и  

успешности их общего развития.  

 

Представляется, что эта закономерность полностью при-  

ложима и к личностному развитию людей, обладающих  

нормальным зрением и слухом. Ведь конкретно человеч-  

ность проявляется в отношении к другому человеку как к  

ценности, а это означает стремление и способность его по-  

нять, сопереживать его радости и горю, всячески способст-  

вовать достижению им нравственно оправданных целей в  

повседневной деятельности.  

 

А прямым следствием человечность в отношениях явля-  

ется развитие в личности того человека, к кому обращено  

это отношение, чувству защищенности, уменьшение стес-  

нительности при проявлении своих знаний и умений и стало  

быть создание благоприятной психологической атмосферы  

для творчества. Как мы уже знаем (см. работы В.И. Гине-  

цинского, И.М. Палея, Н.Н. Скуратовской и др.) достиже-  

 

167  

STR.168  

ние и переживание заслуженного успеха человеком в его  

деятельности), а для этого нужны положительно субъек-  

тивно значимые для него люди) избавляет его от формиро-  

вания к себе отношения как к человеку второго сорта.  

 

Кроме того, как известно, родившееся в народе обобще-  

ние <с кем поведешься, от того и наберешься> пока еще  

никем не опровергнуто. А это значит: человечность во вза-  

имоотношениях окружающих ребенка в детстве людей, не  

исчезающая в его окружении по мере его взросления, неиз-  

бежно способствует развитию в его личности человечности  

и в его отношении к людям. Разумеется, если при этом у  

взрослых хватает мудрости не превращать ребенка, говоря




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1026
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь