Бодалев А.А. » Психология общения



25 страница


ну мира, нет четкой программы, реализация которой воо-  

ружала бы учащихся действительно системой знаний о  

человеке как индивиде, как личности, как о субъекте дея-  

тельности и как неповторимой индивидуальности и о фак-  

торах, которые обусловливают их основные проявления и  

их развитие и дают возможность на это развитие влиять.  

 

К сожалению, и повседневная будничная жизнедеятель-  

ность детей, подростков, юношей не организована таким  

образом, чтобы, будучи постоянно включенным в нее, они  

накапливали опыт переживаний, которые бывают тогда,  

когда они более и менее отчетливо осознают, что их уважа-  

ют, ценят, любят, иногда они сами неуклонно обогащали  

бы свою эмоциональную сферу положительными пережи-  

ваниями в результате собственного обращения с другими  

людьми в соответствии с нормами гуманистической морали.  

И, наконец, у нас нет везде и всюду внедряемой практики  

систематического приучения и упражнения учащихся в та-  

ких формахповедения, которые означали бы, что они дей-  

ствительно ценят и уважают другого человека независимо  

от его возраста, пола, профессии, социального положения,  

национальной принадлежности.  

 

История развития личности тех людей, у которых обна-  

руживалось стойкое положительное отношение к окружа-  

ющим, занимающее ведущее положение в структуре их  

личности и выступающее как потребность проникать в ин-  

дивидуальное своеобразие каждого из них, быть к ним-до-  

брожелательными и проявлять подлинное творчество в  

обращении с ними, неизменно показывала, что обстоятель-  

ства их жизни и в дошкольные-и в школьные годы были  

однозначно такими, что они обеспечивали развитие обоз-  

 

175  

 

STR.176  

наченного выше единства познавательного, эмоционально-  

го и поведенческого компонентов при взаимодействии с  

таким важным и обязательным элементом их повседневно-  

го бытия, каким для каждого из них является другой чело-  

век. И, вместе с тем, тот же анализ истории развития  

личности давал убедительные факты того, что если форми-  

рование хотя бы одного звена в указанной триаде запазды-  

вало или оказывалось в противоречии с двумя остальными  

ее звеньями, стойко положительное и глубоко вписавшееся  

в структуру такой личности отношение ее к другим людям,  

как ярко выраженная потребность, у нее не отмечалось.  

 

Все люди, у которых сформировано отношение к другому  

человеку как к высшей ценности, устойчиво проявляют  

интерес, буквально к каждому человеку, который встреча-  

ется им на жизненном пути. Они фиксируют прежде всего  

положительные психические свойства в их личности. Они  

сочувствуют и сопереживают им. Наконец, у них проявля-  

ется постоянная готовность и способность на действенную  

помощь каждому нуждающемуся в ней.  

 

Если теперь рассмотреть факторы, которые формируют  

и развивают отношение учащегося к другому человеку как  

к высшей ценности, то они дают нужный результат, если  

число их необходимо и достаточно, и они действуют во  

взаимодействии друг с другом. Прежде всего среди них сле-  

дует различать макро-, мезо- и микрофакторы. Первые  

среди них по значимости - господствующий в обществе, в  

котором живет и развивается как личность школьник, ре-  

альный тип взаимоотношений между людьми, и работает  

ли он на укоренение в каждом молодом человеке отношения  

к другому человеку как к высшей ценности или же, наобо-  

рот, способствует развитию отношения противоположного  

характера. Если в этом аспекте объективно оценить наше  

бытие в настоящее время, то из-за кризиса политического,  

экономического, национального, который переживает на-  

ше общество, условия для формирования отношения к дру-  

гому человеку как к высшей ценности для нашей молодежи  

в высшей степени неблагоприятны.  

 

Размытость конечных целей, к которым должно идти  

наше общество, нахождение за чертой бедности большей  

части населения нашей страны и в том числе молодежи,  

усиление центробежных тенденций среди народов, живу-  

щих в нашем государстве, никак не работают на учащение  

проявлений гуманистической психологии.  

 

176  

 

И следующие макрофакторы, проявляющиеся в обще-  

ственном сознании: идеология, ставящая в центр всей дея-  

тельности общества всестороннее развитие способностей и  

удовлетворение потребностей человека, общечеловеческая  

высокая мораль, право, оберегающее интересы человека,  

религия, проповедующая принцип <полюби ближнего сво-  

его как самого себя>, эстетика, возвеличивающая красоту  

и ценность человека - не занимают в нашем обществе до-  

минирующего места. И государственные и общественные  

институты, материализующие через свою деятельность эти  

формы общественного сознания и призванные приобщать к  

их содержанию индивидуальное сознание, решают эту за-  

дачу без должной последовательности и без попыток глубо-  

ко продуманной координации своих действий,, А ведь и  

последовательность, и координация особенно важны имен-  

но сейчас, когда с переходом на рыночные отношения, па-  

радом суверенитетов, питающим рост национализма, часто  

проявляется не принцип <другой человек - высшая цен-  

ность>, а принцип <другой человек - недруг или орудие,  

которое надо использовать в своих интересах>.  

 

Если теперь остановить наше внимание на мезофакто-  

рах, от которых зависит формирование у школьника отно-  

шения к другому человеку, то это содержание образования,  

которое он получает, особенно в той его части, где речь идет  

о взаимоотношениях людей, об их воздействии друг на дру-  

га, о психологических механизмах этого воздействия, о  

критериях духовности и моральности человека, о его ответ-  

ственности перед обществом и перед другим человеком, и  

ответственности и долге общества перед ним. Понятно, что  

на формирование отношения к другому человеку эта часть  

образовательной программы влияет должным образом, ес-  

ли содержание ее пронизано гуманизмом.  

 

Однако, если опять же оценивать положение дел с обес-  

печением через это звено образования формирования отно-  

шения к другому человеку как к высшей ценности, то  

фактически эта цель в содержание входящих в учебные  

планы учебных предметов на совершенно определенном  

уровне осознанности не заложена и реализуется лишь эпи-  

зодически при прохождении некоторых разделов литерату-  

ры, истории, этики и психологии семейной жизни и  

 

небольшого ряда других дисциплин.  

 

Мезофактором следует считать и содержательную на-  

полненность и форму организации воспитательной системы  

 

177  

STR.178  

в республике, регионе, городе или в каком-либо другом  

населенном пункте, в котором проживает школьник. И  

здесь, из-за раскола Союза, из-за забвения принципов ин-  

тернационализма и коллективизма и проповеди и воплоще-  

ния на практике индивидуализма, не удается эффективно  

формировать у молодых людей и отношение к другому че-  

ловеку как к высшей ценности.  

 

К микрофакторам, от которых зависит формирование у  

школьника отношения к другому человеку как к высшей  

ценности, с полным правом следует отнести его семью, шко-  

лу класс, в котором он учится, и педагогов, которые его  

воспитывают, референтную для него группу других сверст-  

ников и взрослых, которые оказывают на него личностно  

формирующее влияние.  

 

Какими характеристиками отличаются взаимоотноше-  

ния семье, в систему которых оказался включенным ребе-  

нок с момента своего рождения и дальше, от этого в большей  

мере зависит, какое отношение воспитывается у негр к дру-  

гому человеку. Как мать и отец его, его бабушка и дедушка  

отзываются в его присутствии о других людях, доброжела-  

тельны ли они к ним, действенно ли приходят к ним на  

помощь в трудную минуту, как они относятся к самому  

ребенку, какое мнение его о других людях поддерживают,  

а какое отвергают, каким переживаниям его при этом дают  

ход, какое поведение при взаимодействии его с другими  

людьми поощряют, а какое осуждают, все это сказывается  

на том, развивается ли у ребенка отношение к другому  

человеку как к высшей ценности или нет. И очень затем  

важно, в каком соответствии друг к другу оказываются  

отношения к другим людям, прививаемые к ребенку в  

семье, с теми отношениями, которые культивируются в  

школе, в которой ребенок учится несколько лет. Они ведь  

могут оказаться гуманистическими только на словах. Учи-  

теля его могут не владеть педагогикой сотрудничества, а  

постоянно практиковать авторитарный стиль воспитания.  

И в классе, в который попал ребенок, может господствовать  

не атмосфера движения к высокой духовности и стремление  

к нравственному поведению, а культ физической силы, по-  

давления сильными слабых. Естественно, что в таких усло-  

виях отношение ребенка кдругому человеку как к высшей  

ценности формироваться йе будет.  

 

Будет ли легко идти это формирование или, наоборот,  

наталкиваться на внутренние барьеры, это будет зависеть  

 

178  

 

от того, какими окажутся у ребенка товарищи вне школы,  

а также взрослые за пределами его семьи и школы (напри-  

мер, руководители спортивных секций, различных круж-  

ков во внешкольных воспитательных учреждениях). Если  

они будут авторитетны и его глазах и на уровне, соответст-  

вующем их возрасту и положению, а также с поправкой на  

индивидуальность каждого будут проявлять гуманность в  

своих контактах с другими людьми, то этим самым для  

ребенка-школьника будет еще одно основание для разви-  

тия у него отношения к другому человеку как к высшей  

ценности.  

 

Однако при этом постоянно надо иметь в виду, что в  

реальной жизни именно такое глобальное отношение ко  

всем людям у развивающейся личности, так сказать, одно-  

линейно не формируется.  

 

Начинается все в случае правильного воспитания с уста-  

новления такого отношения ребенка к самым родным и  

близким людям, и содержание, и формы его проявления  

соответствуют возрастным особенностям ребенка. К ос-  

тальным людям, которые попадают в его окружение и никак  

не способствуют удовлетворению его интересов и потребно-  

стей , он может относиться как к чужим и не будет проявлять  

к ним благорасположения в свом- поведении.  

 

Естественно, что при наличии личностно благоприятных  

условий общения и совместной деятельности со все новыми  

людьми и у младшего школьника, и у подростка, и у юноши  

гуманное отношение к другому человеку будет развиваться  

и укрепляться. Однако круг людей, объединяемых в созна-  

нии ребенка, подростка, юноши категорией <мы>, растет  

постепенно и не так скоро, столь же медленно сокращается  

в его сознании и круг людей, объединяемых категорией  

<они>. И может случиться так, что, например, подросток  

может задержаться в развитии у него гуманного отношения  

к другим людям на стадии, когда оно проявляется лишь в  

общении с близкими родственниками и с теми сверстника-  

ми, которые входят в референтную для него группу. Что же  

касается взаимодействия его с другими людьми, то у него  

могут наблюдаться равнодушие, а иногда и жестокость. С  

фактами, подтверждающими это положение, мы нередко  

встречаемся в теперешней жизни, когда подростки, живу-  

щие в одном микрорайоне города, не трогают <своих>, но  

грубо, а иногда и бесчеловечно обходятся с подростками,  

 

179  

STR.180  

проживающими в других микрорайонах города или с уча-  

щимися других школ и т.д.  

 

Из-за каких-то глубоко травмирующих психику пере-  

живаний от взаимодействия с отдельными лицами, пред-  

ставляющими определенные профессии, пол, возраст,  

национальность, у учащихся может сложиться резко нега-  

тивное отношение ко всем представителям той или иной  

группы. И в то же время при наличии глубоко положитель-  

ных переживаний от общения с отдельными лицами, пред-  

ставляющими определенные социальные группы людей, у  

них может, из-за ограниченности опыта общения, какое-то  

время проявляться однозначно положительное отношение  

ко всем лицам из этих групп.  

 

Таким образом, в реальной жизни у многих учащихся  

имеет место сосуществование разных уровней сформиро-  

ванности отношения к различным категориям людей. Эмо-  

ционально-ценностные оценки их оказываются очень  

неодинаковыми, и это прямо сказывается на поведении де-  

тей, подростков, юношей по отношению к людям, представ-  

ляющим ту или иную социальную группу.  

 

Особенно характерна картина сосуществования у школь-  

ников сформйрованности отношений к другим людям, раз-  

личающихся по уровням, для настоящего времени, когда в  

учебно-воспитательном процессе при значительном объе-  

ме негативных впечатлений, накапливающемся у учащих-  

ся от общения с разными и всякими людьми,  

целенаправленно и последовательно не используются соци-  

ально-психологические механизмы, которые могут эффек-  

тивно сработать на развитие у каждого учащегося  

отношения к другому человеку как к высшей ценности, а  

именно: убеждение, заражение и подражание.  

 

Что касается убеждения, то о недостатках в использова-  

нии этого механизма в учебно-воспитательной работе с  

учащимися речь частично уже шла выше. Чтобы здесь был  

успех, необходимо согласованное воздействие макро-, ме-  

зо- и микрофакторов, о которых уже говорилось, на ум,  

чувства и волю учащихся,  

 

Здесь, действуя через все возможные каналы на сознание  

учащихся, важно не только доказывать, почему гуманное  

отношение к другому человеку - ярчайший показатель  

нравственной воспитанности того, кто такое отношение  

проявляет, но и важнейший резерв для дальнейшего духов-  

ного обогащения и совершенствования личности - носи-  

 

180  

 

тельницы такого отношения, потому, что при гуманном,  

доверительном отношении к нему другой человек показы-  

вает все лучшее, что накопила его душа, что дал ему нажи-  

тый жизненный опыт.  

 

Воздействия, направленные на развитие у школьника  

отношения к другому человеку как к высшей ценности,  

чтобы стать убеждениями, должны обязательно не просто  

задевать, а захватывать эмоциональную сферу учащегося.  

А для этого нужны не только идеи, а и обязательно люди,  

способные своим примером увлечь ребят, побудить к актив-  

ной работе те социально-психологические механизмы за-  

ражения и подражания, которые были упомянуты выше.  

Ведь, как известно, зажигает только тот, кто сам горит.  

 

Чтобы формируемое у школьника убеждение в необхо-  

димости высокогуманного отношения к другим людям стало  

действительно регулятором его поведения, для этого край-  

не существенно создание ситуаций, которые ставили бы  

ребенка, подростка, юношу в условия, когда они совершали  

поступки, свидетельствующие об их товариществе, самоот-  

верженности при защите слабых, милосердии, чуткости и  

уважении, интернационализме и о наличии у них многих  

других качеств, подтверждающих, что в их личности интен-  

сивно идет развитие отношения к другому человеку как к  

ценности,  

 

Естественно, что на этом пути у школьников любого воз-  

раста бывают и могут быть личностные проявления и про-  

тивоположного характера, например, обнаружится  

зависть, стремление покуражиться над беззащитным, чер-  

ствость, высокомерие, слабодушие перед неправедной си-  

лой и др.  

 

Разумеется, старшими - родителями и педагогами -  

должна вестись продуманная работа, направленная на ини-  

циирование и закрепление у детей, подростков, юношей  

поведения, выражающего высокогуманное отношение к  

другим людям, и подавляться и искореняться поведение,  

являющееся антиподом первому. И чем богаче и разнооб-  

разнее будет педагогическая инструментовка этой работы  

и чем продуманнее и тоньше будут учитываться при ее  

проведении индивидуальные особенности личности школь-  

ника, тем скорее придет желаемый воспитательный резуль-  

тат, И здесь нельзя рассчитывать на то, что успех принесет  

одна лишь <парная педагогика>: ребенок - родитель, ребе-  

нок - учитель. Как и при решении других воспитательных  

 

181  

STR.182  

задач и в этом случае нужны теснейшая координация уси-  

лий семьи и школы, непосредственных воздействий на ре-  

бенка, подростка, юношу авторитетных для них взрослых  

и непременное привлечение к решению этой задачи ребячь-  

его коллектива.  

 

О последнем воспитательном факторе я бы хотел сказать  

особо, потому что в последнее время в педагогической пе-  

чати наметилась тенденция приглушать его воспитатель-  

ное значение, а, между тем понятно, что если в классном




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 912
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь