Андреева Г.М. » Социальная психология



23 страница


психологии, то наличие их не вызывает сомнения. Рас-  

смотрим каждый из них подробнее.  

 

Заражение. Заражение с давних пор исследовалось  

как особый способ воздействия, определенным образом  

интегрирующий большие массы людей, особенно в  

связи с возникновением таких явлений, как религиоз-  

ные экстазы, массовые психозы и т. д. феномен зара-  

жения был известен, по-видимому, на самых ранних  

этапах человеческой истории и имел многообразные  

проявления: массовые вспышки различных душевных  

состояний, возникающих во время ритуальных танцев,  

проявлений спортивного азарта, ситуаций паники и пр.  

В самом общем виде заражение можно определить как  

бессознательную, невольную подверженность индивида  

определенным психическим состояниям. Она прояв-  

ляется не через более или менее осознанное принятие  

какой-то информации или образцов поведения, а через  

передачу определенного эмоционального состояния,  

или, по выражению Б. Д. Парыгина, <психического на-  

строя>. Поскольку это эмоциональное состояние воз-  

никает в массе людей, действует механизм многократ-  

 

Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и  

Ю. А. Шерковина. М" 1974, с. 281.  

 

Пар ы г и н Б. Д. Основы социально-психологической теории,  

М" 1971, с. 10.  

 

62  

 

ного взаимного усиления эмоциональных воздействий  

общающихся людей. Индивид здесь не испытывает ор-  

ганизованного, преднамеренного давления, но просто  

бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения,  

лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констати-  

оуют наличие особой <реакции заражения>, возникаю-  

щей особенно в больших открытых аудиториях, когда  

эмоциональное состояние усиливается путем многократ-  

ного <отражения> по моделям обычной цепной реак-  

ции. Естественно, что эффект имеет место прежде всего  

в неорганизованной общности, чаще всего в толпе. Это  

позволило Б. Ф. Поршневу назвать толпу <ускорите-  

лем>, который <разгоняет> склонность.  

 

Особой ситуацией, где усиливается воздействие че-  

рез заражение, является ситуация паники. Паника воз-  

никает в массе людей как определенное эмоциональное  

состояние, являющееся следствием либо дефицита ин-  

формации о какой-либо пугающей или непонятной но-  

вости, либо избытка этой информации. Сам термин  

происходит от имени греческого бога Пана, покровите-  

ля пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гне-  

вом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть  

по незначительной причине. Непосредственным поводом  

к панике является появление какого-то известия, спо-  

собного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем па-  

ника наращивает силу, когда включается в действие  

рассмотренный механизм взаимного многократного от-  

ражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя  

недооценивать, в том числе и в современных обществах.  

Широко известен пример с возникновением массовой  

паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, ор-  

ганизованной радиокомпанией Эн-Би-Эс по книге  

Г. Уэллса <Война миров>. Массы радиослушателей са-  

мых различных возрастных и образовательных слоев  

(по официальным данным, около 1200000 человек),  

пережили состояние, близкое к массовому психозу, пове-  

рив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из  

них точно знали, что по радио передается постановка  

литературного произведения (трижды это объявлялось  

диктором), приблизительно 400 тыс. человек <лично>  

 

Поршне в Б. Ф. Элементы социальной психологии.- В кн.:  

Проблемы общественной психологии. М" 1965, с. 172.  

 

засвидетельствовали <появление марсиан>. Это явление  

было специально проанализировано американскими  

психологами.  

 

Паника относится к таким явлениям, которые чрез-  

вычайно трудно поддаются исследованию. Панику нель-  

зя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что  

никогда заранее не известны <сроки> ее возникнове-  

ния, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма  

сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и за-  

ключается, что любой человек, оказавшись <внутри>  

системы паники, ей в той или иной степени поддается.  

Исследования паники остаются на уровне описаний,  

сделанных после ее пика. Эти описания позволили вы-  

делить основные циклы, которые характерны для всего  

процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для  

прекращения паники, что возможно при том условии,  

что находятся силы, способные внести элемент рацио-  

нальности в ситуацию паники, определенным образом  

захватить <руководство> в этой ситуации. Кроме зна-  

ния циклов, необходимо также и понимание психологи-  

ческого механизма паники, в частности, такой особен-  

ности заражения, как бессознательное принятие опре-  

деленных образцов поведения. Если в ситуации паники  

находится человек, который сможет предложить обра-  

зец поведения, способствующий восстановлению нор-  

мального эмоционального состояния толпы, есть воз-  

можность прекратить панику.  

 

Важным вопросом проблемы заражения является  

вопрос о той роли, которую играет уровень развития  

некоторой общности оценок, установок, свойственных  

массе людей, подверженных психическому заражению.  

Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в прак-  

тике найдены формы включения этих характеристик в  

ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ  

стимулом, включающим предшествующую заражению  

общность оценок, например, популярного актера, яв-  

ляются аплодисменты. Они могут сыграть роль импуль-  

са, вслед за которым ситуация будет развиваться по  

законам заражения. Знание такого механизма исполь-  

зуется в буржуазной пропаганде, где разработана осо-  

бая концепция повышения эффективности воздействия  

на открытую аудиторию путем доведения ее до откры-  

того возбуждения: в частности, в фашистской пропаган-  

 

де специальная психологическая служба разрабатывала  

способы вовлечения аудитории в состояние экстаза.  

 

тия лич  

 

Мера в которой различные аудитории поддаются за-  

рдению, зависит, конечно, и от общего уровня разви-  

тия личностей, составляющих аудиторию, и - более  

ддретно-от уровня развития их самосознания.  

В этом смысле справедливо утверждение, что в совре-  

менных обществах заражение играет значительно мень-  

шую роль, чем на начальных этапах человеческой исто-  

рии. Б. Ф. Поршнев справедливо отмечал, что, чем вы-  

ше уровень развития общества, тем критичнее отноше-  

ние индивидов к силам, автоматически увлекающим их  

на путь, тех или иных действий или переживаний, тем,  

следовательно слабее действие механизма заражения.  

 

Традиция, сложившаяся в западной социальной пси-  

хологии, обычно рассматривает феномен заражения в  

условиях антисоциального и неорганизованного поведе-  

ния (различные стихийные бедствия и пр.), однако, за-  

частую под этот тип поведения подводятся и проявле-  

ния массовых сознательных, социальных действий.  

Интерпретация их с точки зрения лишь процессов зара-  

жения, снижают значимость этих явлений, что являет-  

ся в конечном счете проявлением специфической иде-  

ологической позиции, использующей ложную теоретиче-  

скую схему анализа. Примером может служить интер-  

претация революционных выступлений масс, даваемая  

некоторыми исследователями на Западе. Задача марк-  

систской социальной психологии состоит в том, чтобы  

дать конкретный анализ механизма заражения, его  

форм в ситуациях различной социальной значимости.  

В частности, до сих пор практически неисследованным  

остается вопрос о роли заражения в организованном,  

социально-одобряемом поведении, например заражение  

личным примером в различных массовых производст-  

венных ситуациях, на субботниках и т. д. Возможно,  

что в этих случаях откроются какие-то новые стороны  

феномена заражения, например его компенсаторная  

функция в условиях недостаточной организации и т. д.  

 

Таким образом, нельзя сказать, что в современных  

условиях проблема заражения абсолютно устарела. Ни-  

какой рост самосознания не отменяет таких массовых  

форм психического заражения, как <боление> на ста-  

дионах во время спортивных соревнований. Социаль-  

 

Пая психология в большом долгу перед обществом при  

изучении этой проблемы: здесь пока существуют лишь  

отрывочные описания и наблюдения, но по существу  

нет исследований.  

 

Внушение. Внушение представляет собой особый вид  

воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументи-  

рованное воздействие одного человека на другого или  

на группу. При внушении осуществляется процесс пе-  

редачи информации, основанный на ее некритическом  

восприятии. Часто, всю информацию, передаваемую от  

человека к человеку, классифицируют именно с точки  

зрения меры активности позиции коммуникатора, раз-  

личая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно  

эта третья форма информации связана с некритическим  

росприятием. Предполагается, что человек, принимаю-  

щий информацию, в случае внушения не способен на  

ее критическую оценку. Естественно, что в различных  

ситуациях и для различных групп людей мера неаргу-  

ментированности, допускающая некритическое приня-  

тие информации, становится весьма различной.  

 

Явление внушения исследуется в психологии очень  

давно, правда, в большей степени оно изучено в связи  

с медицинской практикой или с некоторыми конкрет-  

ными формами обучения. На социально-психологичес-  

ком уровне внушение изучено еще в недостаточной сте-  

пени. Феномен внушения, <суггестия>, как социально-  

психологическое явление, обладает глубокой специфи-  

кой, поэтому правомерно говорить об особом явлении  

<социальной суггестии>. В остальном в социально-пси-  

хологическом исследовании сохраняется терминология,  

используемая в других разделах психологической нау-  

ки, изучающей это явление: человек, осуществляющий  

внушение, называется суггестор-, человек, которому  

внушают, т. е. выступающий объектом внушения, назы-  

вается суггеренд. Явление сопротивления внушающему  

воздействие называется контрсуггестией. В отечествен-  

ной литературе впервые вопрос о значении социальной  

суггестии был поставлен в работе В. М. Бехтерева  

<Внушение и его роль в общественной жизни> (1903).  

 

При анализе внушения как специфического средства  

воздействия встает, естественно, вопрос о соотношении  

внушения и заражения. В советской литературе нет од-  

нозначного ответа на этот вопрос. Для Б. Ф. Поршнева  

 

внушение являлось одним из видов заражения, наряду  

с Подражанием. Б. Д. Парыгин, напротив, подчеркивает  

отличия внушения от заражения, которые сводятся к  

следующему": 1) при заражении осуществляется сопе-  

оеживание большой массой людей общего психического  

состояния, внушение же не предлагает такого <равенст-  

ва> в сопереживании идентичных эмоций: суггестор  

здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и  

суггеренд. Процесс внушения имеет одностороннюю на-  

правленность - это не спонтанная тонизация состояния  

группы, а персонифицированное, активное воздействие  

одного человека на другого или на группу; 2) внуше-  

ние, как правило, носит вербальный характер, тогда  

как при заражении, кроме речевого воздействия, ис-  

пользуются и иные средства (восклицания, ритмы  

и пр.). С другой стороны, внушение отличается от  

убеждения. Еще В. М. Бехтерев показал, что внушение  

действует путем непосредственного прививания психи-  

ческих состояний, не нуждаясь в доказательствах и ло-  

гике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с  

помощью логического обоснования добиться согласия  

от человека, принимающего информацию. При внуше-  

нии же достигается не согласие, а просто принятие ин-  

формации, основанное на готовом выводе, в то время  

как в случае убеждения вывод должен быть сделан  

принимающим информацию самостоятельно. Поэтому  

убеждение представляет собой преимущественно ин-  

теллектуальное воздействие, а внушение - преимущест-  

венно эмоционально-волевое.  

 

Именно поэтому при изучении внушения установле-  

ны некоторые закономерности относительно того, в ка-  

ких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект  

внушения повышается. Так, если говорить не о меди-  

цинской практике, а о случаях социальной суггестии,  

то доказана зависимость эффекта внушения от возрас-  

та: в целом дети более поддаются внушению, чем взрос-  

лые. Точно так же в большей мере внушаемыми ока-  

зываются люди утомленные, ослабленные физически.  

чем обладающие хорошим самочувствием. Но самое  

главное то, что при внушении действуют специфичес-  

кие социально-психологические факторы. Так, напри-  

 

П а р ы г и н Б. Д. Ук. соч., с. 263-265.  

 

167  

 

мер, в многочисленных экспериментальных исследова-  

ниях выявлено, что решающим условием эффективности  

внушения является авторитет суггестора, создающий  

особый, дополнительный стимул воздействия - дове-  

рие к источнику информации. Этот <эффект доверия>  

проявляется как по отношению к личности суггестора,  

так и по отношению к той социальной группе, которую  

данная личность представляет. Авторитетность суггес-  

тора и в том и в другом случае выполняет функцию  

так называемой <косвенной аргументации>, своего рода  

компенсатора отсутствия прямой аргументации, что яв-  

ляется специфической чертой внушения.  

 

Подобно тому, как это имеет место в ситуациях за-  

ражения, при внушении результат зависит и от харак-  

теристик личности суггеренда. Феномен контрсуггестии  

иллюстрирует как раз меру сопротивления внушению,  

которую демонстрирует отдельная личность. В практи-  

ке социальной суггестии разработаны способы, при по-  

мощи которых можно блокировать в определенной сте-  

пени эту <психическую самозащиту>. Совокупность та-  

ких мер Б. Ф. Поршнев предложил называть контр-  

контрсуггестией. Подобно тому как в логике теория  

ошибок существует для построения опровержений и  

для защиты от опровержений, в теории социальной суг-  

гестии феномен контрсуггестии может быть использо-  

ван не только для <защиты> личности от суггестивного  

воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так,  

если в качестве средства контрсуггестии выступает не-  

доверие к суггестору, то путем включения дополнитель-  

ной информации о суггесторе можно добиться отклоне-  

ния этого недоверия, и этот комплекс мер будет как  

раз представлять контрконтрсуггестию. Можно, конеч-  

но, предположить, что и в ответ на эти дополнительные  

усилия личность постарается выдвинуть новый ряд за-  

щитных мер, но до сих пор практически исследования  

не углублялись далее .первого <слоя> контрконтрсуг-  

гестии.  

 

Знание структуры суггестивного воздействия имеет  

большое значение в двух планах. С одной стороны,  

названная проблематика представляет интерес для осо-  

бой ветви психологической науки - для исторической  

психологии. Б. Ф. Поршневу принадлежат исследования  

исторического развития феномена суггестии и контрсуг-  

 

гестии, но это весьма специальный вопрос. С другой  

стороны, выявленная схема суггестивного воздействий  

доложена в основу большого количества эксперимен  

тальных работ, важных как в теоретическом, так и f  

прикладном плане.  

 

В теоретическом плане феномен суггестии изучает"  

ся в тесной связи с проблемами социальной перцепций  

а также в контексте формирования групповой сплочен  

ности. Анализ общения как процесса познания людьм  

друг друга показал, что в структуре такого познани  

значительную роль играет предшествующая восприяти  

заданная (или сложившаяся) социальная установка>  

которую можно рассматривать в данном контексте, ка  

своего рода фактор внушения. Понятно, что в таксу  

аспекте исследования внушения утрачивают характер  

описаний и прочно могут быть поставлены на эксперИ"  

ментальную основу. Что касаегся связи феномена суг  

гестии с конформностью индивидов и тем самым  

проблемой групповой сплоченности, то этот вопрос тре"  

бует отдельного рассмотрения, что будет сделан  

ниже.  

 

В прикладном плане исследования внушения имею  

большое значение для таких сфер, как пропаганда  

реклама. Роль, которая отводится внушению в систем  

средств пропагандистского воздействия, различна в за  

висимости от того, какого рода пропаганда имеется  

виду, каковы ее цели и содержание. Основная черта со  

циалистической пропаганды - апелляция к логике  

сознанию, поэтому и средства, разрабатываемы  

здесь-это преимущественно средства убеждения, что  

впрочем, не исключает присутствия определенных эле  

ментов суггестии. В буржуазной пропаганде роли вну




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 714
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь