Андреева Г.М. » Социальная психология



22 страница


№ 1, с. 31.  

 

процессе. Конечно, знание того факта, что впечатления  

о человеке категоризируются в основном на основе про-  

шлого опыта, или что при формировании их действует  

эффект первичности, косвенным образом помогают в  

установлении неточности межличностного восприятия.  

Однако знание этих механизмов может лишь указать  

на факт такой неточности, но нс помогает в определении  

меры. ее. То же относится и к другому ряду средств,  

а именно к более пристальному изучению перцептивных  

способностей субъекта восприятия. В этом случае мож-  

но установить (и сделать это достаточно точно), како-  

во соотношение характеристик воспринимающего и объ-  

екта восприятия. В экспериментах по межличностной  

перцепции устанавливаются четыре группы факторов:  

а) переменные, при помощи которых субъект восприя-  

тия описывает самого себя; б) ранее знакомых личнос-  

тей; в) отношения между собой и объектом восприятия,  

наконец; г) ситуационный контекст, в котором осущест-  

вляется процесс межличностной перцепции. Соотнеся  

.между собой эти четыре группы факторов, можно по  

крайней мере определить, в какую сторону свойственно  

<сместиться восприятию в каждом конкретном случае.  

 

Довольно давно в социальной психологии родилась  

заманчивая идея отыскать средства развития перцеп-  

тивных способностей различных людей. Целый ряд экс-  

периментов был поставлен для того, чтобы выявить, об-  

ладает ли определенной стабильностью способность  

отдельных индивидов <читать> характеристики других  

людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа  

на вопрос: примерно в 50% случаев такая стабильность  

была зафиксирована, а в других 50% случаев-нет.  

Такие же противоречивые результаты были получены и  

относительно того, можно ли обучить искусству более  

точного восприятия другого человека. Несмотря на то  

что вопрос этот остается дискуссионным, ряд усилий  

тем не менее предпринимается. Они связаны с использо-  

ванием для этих целей социально-психологического  

тренинга. Наряду с тем, что тренинг применяется для  

обучения искусству общения в целом, его специальные  

приемы ориентированы на повышение перцептивной  

<сензитивности>, т. е. точности восприятия.  

 

Программы тренинга, применяемые в этом случае,  

весьма разнообразны. Самой простой и неожиданной  

 

из них является (фиксирование внимания лиц, для кото-  

рых точность восприятия других людей особенно значи-  

ма (учителя, врачи, руководители разных рангов), на  

таком простом факте, как чрезвычайная распространен-  

ность различных <ходячих представлений> относительно  

связи физических характеристик человека и его психо-  

логических особенностей. Эти своеобразные <стереоти-  

пы> основываются не только на <жизненном опыте>, но  

часто на обрывках знаний, сведений о различных пси-  

хологических концепциях, имевших распространение в  

прошлом (идей Кречмера о связи типов конституции с  

чертами характера, идей физиогномики о соответствии  

черт лица некоторым психологическим характеристикам  

и т.д.). Само привлечение внимания к этим обстоятель-  

ствам имеет очень большое значение, поскольку обычно  

мало кто отдает себе отчет в том, насколько эти факто-  

ры осложняют процесс межличностного восприятия.  

А. А, Бодалев получил в этом отношении весьма инте-  

ресные данные: из 72 опрошенных им людей относитель-  

но того, как они воспринимают внешние черты других  

людей, 9 ответили, что квадратный подборок - признак  

сильной волн, большой лоб - ума, 3 отождествляют  

жесткие волосы с непокорным характером, 14 - полно-  

ту с добродушием, для 2 толстые губы - символ сексу-  

альности, для 5 - малый рост - свидетельство властно-  

сти, а для 5 других красота - признак глупости. Ни-  

какой тренинг в полной мере не сможет снять эти жи-  

тейские обобщения, однако он может хотя бы озада-  

чить человека в вопросе о <безусловности> его сужде-  

ний по поводу других людей.  

 

Другой прием, применяемый в тренинге, состоит в  

том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив  

свои собственные представления о себе с тем, как тебя  

воспринимают другие. Особое значение при этом имеет  

даже набор понятий, категорий, при помощи которых  

даются самим субъектом и другими людьми его описа-  

ния. Это сближение собственных и чужих представле-  

ний о себе также в определенной степени служит повы-  

шению точности восприятия. Однако в этой связи вста-  

 

" Бодалев А. А. Формирование представлений о другом че-  

ловеке как о личности. Л., 1972.  

 

ет прннциниальио важный вопрос, как и во многих дру-  

гих проблемах социальной психологии, относительно  

того, в каких группах есть смысл заниматься тренингом.  

Большой опыт организации этой работы на Западе по-  

казал, что навыки, приобретенные в специальных груп-  

пах тренинга, не обязательно удерживаются потом, в  

реальных ситуациях взаимодействия. Поэтому в соот-  

ветствии с общими методологическими установками  

марксистской социальной психологии особенно целесо-  

образным является тренинг на точность восприятия в  

реальных группах, объединенных совместной деятель-  

ностью. Г. Гибш и М. Форверг в свое время обратили  

внимание на тот факт, что, например, близость собствен-  

ного и чужого представления об одном человеке значи-  

тельнее в долго существующих группах, связанных еди-  

ной системой деятельности. Однако вопрос о том, спо-  

собствует ли повышению точности восприятия длитель-  

ное общение с человеком, заданное совместной деятель-  

ностью, нельзя считать полностью решенным. Ряд экс-  

периментальных исследований показывает, что по мере  

существования длительного контакта возникающая при-  

страстность к объекту восприятия, напротив, служит ис-  

точником различного рода искажений образа восприни-  

маемого. Таким образом, и при исследовании этого ча-  

стного вопроса, относящегося к характеристике обще-  

ния, мы приходим к необходимости дальнейшего его  

исследования в контексте конкретных групп и конкрет-  

ной деятельности этих групп.  

 

Особый круг проблем межличност-  

Межличностная ат- цд перцепции возникает в связи с  

 

Р"~T включением в этот процесс специ-  

фических эмоциональных регуляторов. Люди не просто  

воспринимают друг друга, но формируют друг по отно-  

шению к другу определенные отношения. На основе  

сделанных оценок рождается разнообразная гамма  

чувств - от непринятия того или иного человека до  

симпатии, даже любви к нему. Область исследований,  

связанная с выяснением механизмов образования раз-  

личных эмоциональных отношений к воспринимаемому  

человеку, получила название исследования атракции.  

Буквально атракция - привлечение, но специфический  

оттенок в значении этого слова в русском языке не пе-  

редает всего содержания понятия <атракция>. Атрак-  

 

Пия - это и процесс формирования привлекательности  

какого-то человека для воспринимающего, и продукт,  

этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. Эту  

многозначность термина особенно важно подчеркнуть  

и иметь в виду, когда атракция исследуется не сама по  

себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны об-  

щения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков ме-  

ханизм формирования привязанностей, дружеских  

чувств или, наоборот, неприязни при восприятии друго-  

го человека, а с другой стороны, какова роль этого  

явления (и процесса, и <продукта> его) в структуре об-  

щения в целом, в развитии его как определенной систе-  

мы, включающей в себя и обмен информацией, и взаи-  

модействие, и установление взаимопонимания.  

 

. Включение атракции в процесс межличностного вос-  

приятия с особой четкостью раскрывает ту характерис-  

тику человеческого общения, которая уже отмечалась  

выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реа-  

лизация определенных отношений (как общественных,  

так и межличностных). Атракция связана преимущест-  

венно с этим вторым типом отношений, реализуемых  

в общении.  

 

Исследование атракции в социальной психологии -  

сравнительно новая область. Возникновение этой обла-  

сти исследований связано с ломкой определенных пред-  

убеждений. Долгое время считалось, что сфера изуче-  

ния таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не  

может быть областью научного анализа, скорее, это  

область искусства, литературы и т. д. До сих пор встре-  

чается точка зрения, что рассмотрение этих явлений  

наукой наталкивается на непреодолимые препятствия  

не только вследствие сложности изучаемых явлений, но  

и вследствие различных, возникающих здесь этических  

затруднений.  

 

Однако логика углубления в изучение межличностно-  

го восприятия заставила социальную психологию <при-  

нять> и эту проблематику, и в настоящее время насчи-  

тывается довольно большое количество эксперименталь-  

ных работ и теоретических обобщений в этой области.  

Атракцию можно рассматривать как особый вид со-  

циальной установки (аттитюда) на другого человека, в  

которой преобладает эмоциональный компонент, когда  

этот <другой> оценивается преимущественно в катего-  

 

риях, свойственных аффективным оценкам. Эмпиричес-  

кие (в том числе экспериментальные) исследования  

главным образом и посвящены выяснению тех факторов,  

которые приводят к появлению положительных эмоцио-  

нальных отношений между людьми. Изучается, в част-  

ности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта  

и объекта восприятия в процессе формирования атрак-  

ции, о роли <экологических> характеристик процесса  

общения (близость партнеров по общению, частота  

встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь  

между атракцией и особым типом взаимодействия, скла-  

дывающимся между партнерами, например в условиях  

<помогающего> поведения. Если весь процесс межлич-  

ностной перцепции не может быть рассмотрен вне воз-  

никающего при этом определенного отношения, то про-  

цесс атракции есть как раз возникновение положитель-  

ного эмоционального отношения, возникающего при  

восприятии другого человека. Теоретические интерпре-  

тации, которые даются полученным данным, не позво-  

ляют говорить о том, что уже создана удовлетворитель-  

ная теория атракции. В исследованиях западных соци-  

альных психологов объяснение феномена дается преи-  

мущественно в методологически узких рамках бихевио-  

ристского подхода (атракция возникает при условии  

<подкрепления>). Эти объяснения не выдерживают  

проверки в эксперименте. В советской социальной пси-  

хологии исследования атракции немногочисленны. Не-  

сомненно, интересна попытка рассмотреть явление ат-  

ракции в контексте тех методологических установок,  

которые разработаны здесь для анализа групп.  

 

Исследование атракции в контексте групповой дея-  

тельности открывает широкую перспективу для новой  

интерпретации функций атракции, в частности функции  

эмоциональной регуляции межличностных отношений в  

группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но  

сразу важно обозначить их место в общей логике со-  

циальной психологии. Естественное развитие идеи о  

специфике человеческого общения как единстве его  

трех сторон позволяет наметить пути изучения атрак-  

ции именно в контексте общения индивидов в группе.  

 

" См.: Гозман Л. Я. Межличпостная атракция как фактор  

групповой деятельности.-В кн.: Общение и деятельность. Прага,  

1980.  

 

Глава 8  

 

ВОЗДЕЙСТВИЯ  

ПСИХОЛОГ процЕССЕ ОБЩЕНИЯ  

 

Проблема воздей Изучение трех сторон процесса об-  

мя в ситуациях щения показывает, что содержа-  

<внеколлективног ние каждой из них включает в себя  

поведения> определенные способы воздействия  

на Друга. Однако поскольку общение  

индивидов друг деятельности, а процесс деятельнос-  

не существует J рруппах, главной детермпнантой воз-  

ти организуете друга является процесс сов-  

деиствиялюде1д деятельности. Все чисто психологи-  

местнои группе воздействия опосредованы этой дея-  

ческие молькО в целях анализа возможно  

тельностью. изучение способов воздействия вне кон-  

изолированное J g действительности, и воздейст-  

текста деятель зцдков, и механизмы идентификации,  

вие посредство, р дд деятельности, задают-  

рефлексии Рельиом плане -- ее характеристиками.  

"Рейстия--изменение поведения п дея-  

T "Їера по общению, то направление этого  

тельности парт ддся целями совместной деятельно-  

измендния Ї"Рбщецие многообразно по формам, и  

T- идиако, (.итузции, когда возникает потребность  

 

MlliriTr-CT ТЯКИР -"J 1  

MMCIUIL> ian ВОЗНИКШИХ, СТИХИЙНО СЛОЖИВШИХСЯ  

 

" слУзе не связаны общей деятельностью. Ни-  

групах, котор рассмотрена классификация групп,  

будет "ЇДРт дело социальная психология. Сейчас.  

с которыми T.т что необходим специальный анализ  

TT "ЇР(ствиЯ в процессе общения в тех случа-  

идет не о диаде или малой группе, а  

T Р совершенно другой уровень общения -  

 

Р"РTслеЦНЫХ группах, часто даже и не в  

более много д объеди-  

 

"РУ"" "Р которые возникли на короткий срок  

илюу доводу.  

 

чятп ПП СПУЧЯ1  

4dLiu iiu J длительного контакта между людьми в  

 

Отсутствие снимает вопроса о том, что обще-  

 

таких ситуаци дажно н значимо для жизнедеятель-  

ние и здесь крГ  

 

ности людей.  

 

,IM дя социальной психологии является  

 

Традиционн  

 

в этом случае выделение следующих способов воздей-  

ствия: заражение, внушение, убеждение, подражание.  

Часто в этом же ряду рассматривается и такое специ-  

фическое явление, как мода. Изучение многих из этих  

феноменов исторически было связано с первыми соци-  

ально-психологическими теориями (в частности, подра-  

жание специально исследовалось Г. Тардом) и поэтому  

осуществлялось в контексте психологии таких больших  

общностей, как масса, толпа и т. д. Очевидно, поэтому  

же в связи с переходом социальной психологии в ста-  

дию активного развертывания экспериментальных ис-  

следований, вместе с перенесением акцента на малую  

группу интерес к названным способам воздействия ока-  

зался утраченным. Более того, среди некоторых соци-  

альных психологов в настоящее время существует мне-  

ние, что эта проблематика вообще <старомодна> и не  

заслуживает разработки.  

 

Очевидно, в действительности, вопрос заключается  

не в том, что проблемы устарели, а в том, что новый  

этап развития науки предполагает новые методы для  

исследования этих старых проблем. Что же касается  

самого явления, существования таких специфических  

общностей людей, как толпа, публика, или аудитория  

большого массового зрелища, то вряд ли его можно  

отрицать, так же, как и наличие в этих условиях спе-  

цифических форм общения и воздействия. Напротив,  

усложнение форм общественной жизни, развитие мас-  

совых форм потребления произведений культуры и ис-  

кусства, массовых форм проведения свободного време-  

ни, средств массовой информации заставляют с особым  

вниманием отнестись к изучению и данного класса яв-  

лений. Важно только подчеркнуть с самого начала,  

что общие рамки рассмотрения этой проблемы в марк-  

систской социальной психологии принципиально отли-  

чаются от тех схем, в которых исследуются названные  

способы воздействия в социальной психологии на За-  

паде. Там вся обозначенная область квалифицируется  

как область <коллективного поведения>. С точки зре-  

ния теории коллектива, разрабатываемой в советской  

социальной психологии (см. главу 13), такая постанов-  

ка проблемы представляется парадоксальной: все рас-  

сматриваемые в данной области общности как раз не  

являются коллективами, прежде всего потому, что он?  

 

Г. Н. Андреева  

 

не связаны общностью совместной деятельности. По-  

этому и поведение людей в рассматриваемых ситуаци-  

ях есть именно <массовое> поведение, которое, по спра-  

ведливому замечанию Ю. А. Шерковнна, представляет  

собой <внеколлективное поведение>. Главный отличи-  

тельный признак его в том, что здесь возникает сти-  

хийная передача информации, и ситуация общения ха-  

рактеризуется тем, что личность действует практичес-  

ки без ощущения личного контроля над ситуацией.  

Естественно, что и способы воздействия здесь приобре-  

тают специфику по сравнению с теми, которые склады-  

ваются в условиях общения не только в коллективе, но  

и в менее развитой группе, связанной, однако, общей  

деятельностью. Следовательно, данная область никак  

не может быть обозначена как область <коллективного  

поведения>.  

 

Что же касается самих способов воздействия, тра-  

диционно описываемых в данном разделе социальной




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 462
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь