Психология агрессии



20 страница


зультаты эксперимента выявили сильный подражательный эффект. Как уже  

мечалось в главе 2, в своем поведении дети часто копировали поведение актера-  

рослого.  

 

Сами по себе эти результаты вряд ли могли показаться кому-либо неожиданны-  

1 или дискуссионными. Множество исследований достаточно отчетливо показа-  

[, что поведенческие реакции человека - в самом широком диапазоне - могут  

ваиваться через наблюдение соответствующих моделей поведения. Однако тот  

1кт, что в данном случае усвоенные реакции представляют собой новые для ре-  

[пиентов формы физической и вербальной агрессии и возникают вследствие крат-  

временной теле- или киноэкспозиции моделей агрессивного поведения, наводил  

мысли, которые вскоре сделали эксперимент Бандуры предметом горячих спо-  

в: ведь если в результате подобных сеансов дети научаются новым способам  

<ичинения вреда друг другу, то тогда не следует исключать и возможности того,  

о масс-медиа, создающие и тиражирующие образы насилия, могут являться важ-  

1м фактором возрастания уровня насилия в обществе. Сам же Бандура предо-  

ерегал против таких интерпретаций и даже уверял, что, хотя дети и приобретают  

выки агрессивного реагирования в результате показа агрессивных действий ак-  

ра, из этого отнюдь не следует, что эти навыки будут непременно применяться на  

<актике (ВапсЬга, 1965). Но тем не менее одного допущения о возможности та-  

то эффекта оказалось достаточно для того, чтобы упомянутые исследования  

1ивлекли к себе пристальное внимание самой широкой публики.  

Для наук о поведении весьма характерно, что научное исследование, вызвав-  

эе интерес широкой публики, тут же становится объектом самой жесткой крити-  

[. С ранними экспериментами, такими как эксперименты с куклой Бобо, именно  

 

путы критике со стороны ученых-социологов и представителей телеиндустрии, по-  

ставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их ре-  

зультатов. Было, во-первых, отмечено, что испытуемые в данных экспериментах  

дели себя агрессивно по отношению к специально для этого предназначенной  

надувной куклы, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не со-  

всем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрес-  

сией - ведь никому не было причинено реального вреда. Во-вторых, материал,  

который демонстрировался участникам экспериментов, по нескольким существен-  

ным параметрам отличался от обычной кино- и телепродукции. В них, например,  

начисто отсутствовал сюжет, объясняющий и оправдывающий поступки действу-  

ющих лиц, а поведение, демонстрировавшееся взрослыми, практически невозмож-  

но увидеть на телеэкране (да и где бы то ни было!). И наконец, в этих экспери-  

ментах дети получали возможность воспроизводить аналогичные агрессивные  

действия в аналогичных ситуациях, в то время как кино- и телезрители, наблюда-  

ющие сцены насилия, очень редко попадают в ситуации, идентичные телесюжетам.  

(Сколько, в конце концов, детей, смотревших фильмы про войну или мафиозные  

разборки, могут сами принять участие в подобных действиях?) Утверждалось, что  

по этим причинам результаты экспериментов, поставленных самим Бандурой и  

аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены  

насилия, показываемые в теле- и кинофильмах, способны приводить к возникнове-  

нию агрессивных проявлений в межличностных отношениях.  

 

Фаза вторая: лабораторные эксперименты. Столкнувшись с подобной кри-  

тикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать и прово-  

дить эксперименты, преследовавшие три главные цели. Во-первых, эксперимента-  

торы старались смоделировать условия, приближенные к реальности, - агрессия  

должна была быть направлена на других детей, а не на пластмассовую куклу. Во-  

вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия - сыгран-  

ные актерами или документальные кадры, заимствованные из телепрограмм или  

кинопродукции. И наконец, исследователи постарались избавиться от присущего  

ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдае-  

мых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Таких  

экспериментов было проведено множество (Огикес, 1972; Напгайу, 0еа1 и1-  

гег, 1972; НарЬетсг Зопе, 1974; К1се Отвес, 1975), и в целом их результаты  

наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору прово-  

цирует зрителей на аналогичное поведение.  

 

Либерт и Бэрон (ЫеЬег Вагоп, 1972) показывали детям разных возраст-  

ных групп (5- 6 и8- 9 лет) один из двух коротких отрывков реально существу-  

ющих телепередач. Детям из первой группы демонстрировали в течении трех с  

половиной минут отрывки из детективного сериала, популярного в США в нача-  

ле 1960-х годов. В этом киносюжете демонстрировались погоня, две драки, две  

перестрелки и один эпизод с использованием ножа. Вторая группа, в соответ-  

ствии с другими экспериментальными условиями, смотрела в течение того же  

времени отрывок из общенациональной спортивной передачи, в котором дети на-  

блюдали интересные соревнования в беге с барьерами. Отрывок приковывал  

внимание так же, как и предъявляемые сцены испытуемым первой группы, поэто-  

му все различия в дальнейшем поведении двух групп нельзя было объяснять  

Тпггки-п пачы1.чьс х]гпг<1>1гом ампттипматткчгпгп ппагтточист  

 

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

1-1 Неагрессивная программа (бег с барьерами)  

Агрессивная программа (детективный сериал)  

 

 

 

Мальчики Девочки  

ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ  

 

Мальчики Девочки  

ВОЗРАСТ 8-9 ЛЕТ  

 

ис. 3.5. Результаты эксперимента Либерта и Бэрона (иеЬег1 Вагон, 1972). Дети двух разных  

)зрастных групп продемонстрировали более высокий уровень агрессивности после просмотра эпи-  

)дов с насилием из детективного сериала, чем после просмотра не менее захватывающих эпизодов  

та с барьерами.  

 

Посмотрев один из двух фильмов, ребенок проходил в другую комнату и са-  

ился перед пультом с двумя кнопками - зеленой с надписью <помощь> и крас-  

ой с надписью <причинение вреда>; еще там была белая лампочка - <готов-  

ость>. Затем испытуемому сообщали, что в соседней комнате ребенок пытается,  

грая на тренажере, получить приз и что каждый раз, когда загорается белый  

п-нал, ему можно либо помочь, нажимая кнопку <помощь>, либо сделать пакость,  

симая кнопку <причинение вреда>. Еще испытуемому объясняли, что, когда он  

<имает на красную кнопку <причинение вреда>, рукоятка, с помощью которой  

енок в соседней комнате управляет игрой, довольно чувствительно нагревается  

южет даже обжечь). В отличие от описанных выше экспериментов, где испыту-  

1ые <проявляли агрессию> по отношению к кукле, участникам данного экспери-  

(ента сообщали, что они могут причинить боль другому человеку. На самом деле,  

энечно же, никакого ребенка в соседней комнате не было и за время эксперимея-  

1 реального вреда никому причинено не было.  

 

В экспериментальной комнате ребенок оставался один, и белый сигнал <готов-  

ость> зажигался 20 раз. Результаты эксперимента показаны на рис. 3. 5. Как я  

кидалось, испытуемые, смотревшие программу со сценами агрессии, причиниля  

воей воображаемой жертве заметно больше вреда (что измерялось числом нажа-  

на кнопку <причинение вреда>), чем те, кто смотрел спортивные состязания.  

 

1пятхитМV КЯ1У ттттет хт  

 

девочек, так и для разных возрастных групп. Как мы уже отмечали, сходные  

результаты были получены во многих дальнейших экспериментах. Таким обра-  

зом, представляется, что просмотр даже сравнительно коротких кино- и телеэпи-  

зодов, демонстрирующих насилие, может вызывать агрессивность в последующем  

поведении, если даже обстоятельства проявления насилия на экране сильно отли-  

чаются от экспериментальных условий, созданных для испытуемых.  

 

Несмотря на то что эксперименты <второго поколения> позволили устранить  

некоторые недостатки ранних экспериментов с куклой Бобо, они тоже оказались  

под огнем критики. Указывали на следующие недостатки (СооЬ, КепегзН  

ТЬотав, 1983; Ргеейтап, 1984; Кар1ап81пег, 1986): 1) причинение вреда нажа-  

тием кнопки <нереалистично>, потому что это действие совсем не похоже на те  

акты, посредством которых люди причиняют друг другу вред; кроме того, создан-  

ные экспериментальные условия устраняют возможность получить сдачу; 2) ис-  

пытуемые могут счесть, что экспериментатор одобряет агрессию, так как их при-  

гласили на просмотр фильма со сценами агрессии; 3) из программ зачастую  

были вырезаны эпизоды, в них отсутствовал сюжет; 4) просмотр отдельно взятой  

программы со сценами насилия не вырабатывает опыт, эквивалентный просмотру  

разнородной мешанины агрессивных и неагрессивных программ за длительный  

период времени (например, в течение детства). С учетом этих критических заме-  

чаний был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим  

поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами наси-  

лия на развитие агрессивного поведения.  

 

Фаза третья: эксперименты в естественных условиях. В этих исследовани-  

ях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения  

насилия по телевидению (например, в полнометражных фильмах и телепереда-  

чах, в смешанных материалах - с насилием и без него) за сравнительно долгий  

период - от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также  

фактическое агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широ-  

ких временных рамках. В этом разделе мы рассмотрим эксперименты, в которых  

применялись две слегка различающиеся методики. Во-первых, обсудим полевые  

эксперименты, в которых экспериментатор контролирует доступ к агрессии в  

масс-медиа, а затем измеряет агрессию, проявляемую в естественных условиях.  

Во-вторых, обратимся к корреляционным исследованиям, в которых эксперимен-  

татор собирает данные как о частоте просмотра передач со сценами насилия на  

телеэкране, так и о типе и частоте проявления агрессии в разнообразных житейс-  

ких ситуациях.  

 

В полевом эсперименте, проведенном Лейенсом, Камино, Парке и Берковитцем  

(Ьеуепа, Сатшо, РагЬе ВеЛотг., 1975), исследователи сначала наблюдали за  

Агрессивным и неагрессивным поведением большого числа учащихся частной  

Школы-интерната в Бельгии. Через неделю такого ненавязчивого наблюдения  

Школьники были разделены на две группы в зависимости от места проживания.  

атем группам демонстрировали либо пять фильмов со сценами насилия, либо  

Пять фильмов без сцен насилия; их показывали пять дней подряд, по одному за  

вечер. Фильмы резко различались по количеству эпизодов насилия. Была выд-  

винута гипотеза, что просмотр фильмов со сценами насилия приведет к возрас-  

танию у испытуемых уровня агрессии, направленной на сверстников. Чтобы оп-  

 

РеДР_ГТ1ТТ ТТОйтат1ттт-тт ттт> пгп-т> пп п<>-тм,,,-~~ --____--___--_ ___"_-__,  

 

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

монстрации фильмов. Результаты, хотя и не подтвердили полностью выдвину-  

ю гипотезу, частично все же доказали ее правоту: испытуемые, смотревшие  

[льмы со сценами насилия, действительно демонстрировали увеличение уровня  

зессивности в некоторых, хотя и не всех, ее формах. В отличие от них, у испы-  

емых, смотревших фильмы без сцен насилия, не было отмечено устойчивых  

менений в поведении.  

Тем не менее существуют данные полевых экспериментов, которые опроверга-!  

 

тезис о том, что демонстрация насилия в масс-медиа способствует проявле-  

ю агрессивности. Фешбах и Зингер (РевЬЬасЬ тег, 1971) обнаружили,  

 

0 мальчики, сидевшие в течение шести недель на <строгой диете агрессивных  

депрограмм>, фактически проявляли во взаимоотношениях с окружающими 1  

:ньший уровень агрессивности, чем мальчики, смотревшие в течение того же Г  

риода неагрессивные программы. Аналогично Милграм и Шотланд (М11гат "  

ЗБоНапй, 1973) сообщают, что и у наблюдавших, и у не наблюдавших в теле- ,  

юграммах различные антисоциальные действия (например, воровство, хулиган  

ие телефонные звонки) не произошло ни возрастания, ни уменьшения уровня 1  

1до6ных действий. Хотя результаты большинства полевых экспериментов ско-)  

с подтверждают предположение о том, что наблюдение насилия в средствах -  

юсовой информации продуцирует дальнейшую агрессивность, интерпретацюц  

яных этих экспериментов вызвала разноречивые отклики (Ргеес1тап, 1984,1  

<86; Рпес1псЬ-Со{ег Ниоп, 1986; Ноу1й ВетЬо, 1974). Фридрих-Кофер1  

Хастон утверждают, что <как представляется, общее систематическое отклоне- 1  

1е в этих полевых экспериментах направлено в сторону недооценки воздей-1  

вия телевизионного насилия>. Безусловно, сцены насилия, демонстрируемые в 1  

)де эксперимента, воздействуют на испытуемых неизмеримо слабей, чем анало-  

[чные, но наблюдаемые по телевизору вне эксперимента сцены. Вдобавок труд"  

) получить точные измерения уровня агрессии в <методологически "зашумлен- 1  

)м" естественном контексте, в котором дисперсия возрастает из-за появления.  

 

южества не относящихся к цели эксперимента переменных и в котором обыч-  

ли лабораторный контроль неэффективен>.  

Исследователи провели эксперименты двух различных типов, направленные  

 

1 выявление корреляции между наблюдением насилия по телевизору и агрес> Д  

1вным поведением. Большинство экспериментов было основано на одновремен-  

эм замере обеих переменных и вычислении коэффициента корреляции между  

 

1ми (ОгеепЬег , 1975; Нагпае1, Тееуап Мс1пуге, 1975; МсСаг<Лу, Баппег,  

егзеш, Е15епЬег ОггесЬ, 1975). Например, Зингер и Зингер (8шег Зшег,  

)81) попросили родителей записывать, что смотрят их трех- и четырехлетние  

гти по телевизору, и наблюдать за их агрессивностью во время игр в детском  

1ду. Исследователи сообщили, что дети, смотревшие много телепередач, и особен-  

э остросюжетные и детективные фильмы, а также передачи для взрослых, были  

злее непослушными, а также проявляли во время игр агрессивность и раздра-  

ительность. Однако ученые признают, что эти результаты могут быть объясяе- 1  

ы влиянием какой-то третьей переменной: возможно, дети с низким социально-.  

<ономическим статусом или низким 1(3 (коэффициентом интеллектуальности) .  

чотрят больше телепередач, а их агрессивное поведение можно объяснить ни-;  

[енским существованием. Анализ, учитывающий влияние <третьей перемен-}  

ой>, раскрыл, что интеллект и социально-экономический статус не играют опре- э  

 

тттой  

 

поведением в дальнейшем. Еще один интересный результат их эксперимента: они  

обнаружили, что дети, которые часто смотрят телепередачи, такие как <М15ег  

Коег5> и <Зезате <тее1>, проявляют меньше агрессии, чем те, кто мало смотрит  

познавательные телепередачи.  

 

фридман (Ргеейтап, 1984) следующим образом сформулировал результаты  

корреляционных исследований: <Хотя результаты не совсем устойчивы, представ-  

ляется очевидным, что дети и подростки, чаще смотрящие или предпочитающие  

телепередачи со сценами насилия, бывают более агрессивными>. Но можно ли от-  

сюда заключить, что созерцание сцен насилия в телепередачах вызывает у людей  

агрессивность? Как мы отмечали в главе 2, это не столь однозначно. Мы не можем  

выявить причинно-следственную связь на основе простой корреляции между од-  

новременными событиями. Существует, однако, корреляционный метод, позволяю-  

щий установить причинно-следственную зависимость. Собрав данные длительных  

наблюдений, исследователь в состоянии установить, связан ли просмотр телевизо-  

ра в момент времени 1 с агрессивностью в момент времени 2.  

 

Например, Зингер и Зингер (шег шег, 1981), чей эксперимент мы упо-  

минали выше, действительно собирали данные о просмотре телепрограмм и пове-  

дении детей в детском саду четыре раза в год. Они полагают, что:  

 

<...если существует значимая причинно-следственная связь между частотой про-  

смотра или типом телепрограмм и проявляющимися у детей агрессивными наклон-  

ностями, мы сможем установить это, поскольку наблюдаем за детьми в течение  

года, что составляет заметную долю от всей продолжительности их жизни к дан-  

ному моменту.  

 

То есть, если просмотр телепередач - причина агрессии, то корреляция меж-  

ду просмотром в момент времени 1 и агрессивностью в момент времени 2 будет




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1200
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь