Психология агрессии



17 страница


;гге1га, Вгоп Мас(3опа1<1, 1979); сверстники будут отзываться о них как об 1  

рессивных (Егоп, УаИег, Ниеэтапп Ьеоуг, 1978; Ьеоуг, Егоп, Уа1(1ег 1  

Ниевтапп, 1977); будут вести себя агрессивно по отношению к своим родите-1  

1м (РееЬ е{. а1., 1985). Штайнметц (Ьетте12, 1977) сообщает, что для людей, 1  

<вершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно 1  

нисхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Жен- 1  

ины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много вни- 1  

1ния и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны 1  

эименять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и сры-  

1ть гнев на своих детях (СгосЬепЬег, 1987), 1  

 

Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответствен- 1  

)стью родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса и др. 1  

опев е1 а1., 1979). Исследователи наблюдали в лабораторных условиях, как об- !  

аются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев.  

реди множества различных параметров измерялось время, через которое мать  

рет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки;  

иксировалось также агрессивное поведение, направленное на других (например,  

1ары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым  

атери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери ,  

лстро реагировали на плач или приглашение к контакту.  

 

Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощу-  

ения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью (АШЭУУОГЬ, 1979; Репу,  

еггу Во1(11гаг, 1990; Згоие, 1993). У надежно привязанного ребенка в прош-  

зм - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен  

зверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки.  

енадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребе-  

зк будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный избегающий ребенок  

общем и целом избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и со-  

ротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с  

атерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют фи-  

1ческую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки.  

он (СоЬп, 1990) сообщает, что ненадежно привязанные дети оценивались своими  

зерстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.  

 

заимоотношения с братьями и сестрами  

 

[зучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье,  

ельсон (Ре15оп, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической или  

эрбальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех  

 

детальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребен-  

ка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивно-  

му поведению.  

 

Используя шкалу конфликтов Штрауса (5аи5, 1990), которая детально опи-  

сана в главе 2, Галли и др. (0и11у е(, а1., 1981) собрали у студентов колледжей  

ведения о насилии в их семьях. Они интересовались отношениями <до того  

момента, пока вы не стали взрослыми> между родителями, между родителями и  

детьми, а также между детьми, включая самих испытуемых. Респондентов проси-  

ли также спрогнозировать вероятность того, что они будут вести себя агрессивно  

в нескольких гипотетических ситуациях, Результаты исследования подтвердили  

тезис, что наличие или отсутствие насилия во взаимоотношениях между братья-  

ми-сестрами позволяет предсказать индивидуальный уровень агрессивности  

каждого из них. Как оказалось, существует сильная корреляция между выражен-  

ностью агрессивных отношений между детьми в одной семье (испытуемого к бра-  

ту или сестре, брата или сестры к испытуемому, братьев и сестер между собой) и  

прогнозом испытуемым своей собственной агрессивности, а по сообщениям о на-  

силии испытуемого по отношению к брату или сестре можно предсказать другие  

аспекты агрессивного поведения. Исследователи подчеркивают важность взаимо-  

отношений между братьями и сестрами для развития агрессии: <...исходя из этих  

данных представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях между деть-  

ми в одной семье... оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотноше-  

ния, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвое-  

ние силовых моделей поведения>.  

 

Паттерсон (Райегвоп, 1984) сообщает, что <...братья и сестры - это учителя...  

в том самом процессе, который разрушает им жизнь>. Он обнаружил, что братья  

и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой,  

чем братья и сестры обычных детей - что повышает вероятность продолжения и  

эскалации силового противостояния.  

 

СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО РУКОВОДСТВА  

 

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социоло-  

гов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие  

своей целью <наставить детей на путь истинный> или изменить их поведение.  

Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно при-  

держиваются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он  

хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или  

неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощ-  

ряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за  

неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощ-  

ряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведе-  

ние. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределя-  

ют становление агрессивного поведения.  

 

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессив-  

ным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а  

также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что  

Жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у  

 

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

:етей (Егоп Ниеатапп, 1984; 01еи5, 1980; ТпсЬеи КисгупаЫ, 1986), а недо-  

таточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асо-  

[иальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (ЬоеЬег В1-  

Ыоп, 1983; РеИегеоп 5ои1:Ьатег-ЬоеЬег, 1984).  

 

Наказания  

 

)рон и его коллеги (Егоп Ниеватпп, 1984; Егоп, Уа1с1ег, То1 о Ьеолуг  

.963- ЬеП<жН2, Егоп, Уа1йег Ниеатапп, 1977) провели лонгитюдное исследо-  

>ание зависимости ряда параметров и становления агрессии. Они собирали све-  

(ения у испытуемых, их родителей и сверстников три раза - в первый раз, когда  

юпытуемые были в третьем классе, затем спустя 10 лет, а затем еще через 22 года.  

3 этой главе мы обсудим многие из этих результатов. А теперь рассмотрим дан-  

ные о взаимосвязи наказаний и агрессивности.  

 

В первом эксперименте серии участвовало свыше 800 третьеклассников (Егоп  

Л а1., 1963). Уровень агрессивности того или иного ребенка определялся по отзы-  

эам одноклассников - всех детей просили перечислить учеников, для которых  

характерно агрессивное поведение (например тех, <кто пихается и толкается>).  

Строгость наказаний измерялась по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они  

збычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка. В целом к лояльным  

наказаниям относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение  

поведения, к умеренным - выговоры и брань, а такие способы физического реаги-  

рования, как шлепки и подзатыльники, рассматривали в качестве строгих наказа-  

ний. Эрон и другие (Егоп, 1963) обнаружили, что дети, подвергавшиеся строгим  

наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более агрессивные, г  

 

Воздействие наказаний представляется довольно длительным. Последующие  

эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний, при-  

менявшихся к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их  

поведения в 18-и 30-летнем возрасте. Лефковитц и другие (Ьеотг е а1.,  

1977) сообщают, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из  

числа тех, кого в 8 лет родители наказывали умеренно. <Когда родители слиш-  

ком снисходительно или слишком сурово относятся к агрессивности своих сыно-  

вей, эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрес-  

сивными>. Эрон и Хьюсман (Егоп Ниевтапп, 1984) сообщают, что суровость  

наказаний в 8-летнем возрасте положительно коррелирует с оценкой собствев-  

ной агрессивности в возрасте тридцати лет и с суровостью, с которой испытуемые  

наказывают своих собственных детей.  

 

Контроль  

 

Паттерсон и Стаутхамер-Лебер (РаИегзоп 51ои1Ьатег-ЬоеЬег, 1984) изучали  

зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Иссле-  

дователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот маль"  

чиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два пара"  

метра семейного руководства - контроль (степень опеки и осведомленности о  

своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях  

 

и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребеЯ-  

,>> ,,,,,,, ,, " """ """"". ,,п,>п ппя життм ттггугттгттрттмЮ К  

 

социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за их  

поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асо-  

циально. Паттерсон и Стаутхамер-Лебер так резюмируют свои данные:  

 

<Кажется, что родители асоциальных детей безразличны к их времяпрепровожде-  

нию, к сорту их компаний и роду занятий... такие родители менее склонны в каче-  

стве наказания запрещать ребенку делать то, что ему бы очень хотелось, или не  

давать ему денег на карманные расходы... Если они вообще обратят на это внима-  

ние, то наиболее вероятны нотации, брань и угрозы; в любом случае эти придирки  

не приведут к эффективным результатами.  

 

Другие факторы  

 

Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим де-  

тям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоот-  

ношения. В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства роди-  

телей при агрессии между братьями-сестрами (Веппей, 1990; Оипп Мипп, 1986;  

Ее15оп, 1983; Ре15оп Кивао, 1988). Фельсон и Руссо (Ре15оп Кшао, 1988)  

утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле по-  

творствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более сла-  

бых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают  

в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей  

приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение  

длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколь-  

ко неожиданный вывод - <без родительского вмешательства агрессивные взаи-  

моотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленно-  

го разницей в возрасте>. Свыше трехсот учащихся начальной школы (у которых  

был по крайней мере один брат или сестра) и их родители были опрошены на  

предмет того, каким образом родители наказывают детей за драку, как часты в  

их семье случаи вербальной и физической агрессии и кто из детей бывает зачин-  

щиком. Исследователи обнаружили, что младшие братья или сестры чаще начина-  

ют драку. Кроме того, как показано на рис. 3. 1, дети редко ведут себя агрессивно,  

если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если  

наказывают старших. Мы снова получили свидетельства того, что наказание уве-  

личивает вероятность возникновения агрессии.  

 

Паттерсон (РаИегзоп, 1984) получил сходные результаты относительно вме-  

шательства родителей в ссоры их детей и выдвинул гипотезу о способах уменьше-  

ния вероятности подкрепления агрессивного поведения. Специалисты Орегонс-  

кого центра социального обучения (где Паттерсон проводил свое исследование)  

предложили относиться к агрессии между сибсами следующим образом: <Если  

можете, игнорируйте ее. Если не можете игнорировать, применяйте для ее прекра-  

щения эффективные наказания (например, "удаление с поля брани")>. Итак, иг-  

норируя или наказывая агрессивное поведение, родители избегают подкреплять  

"сведение, с которым хотят покончить.  

 

Резюме  

 

Этот обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным  

Поведением позволяет прийти к заключению, что и вседозволенность (в смысле  

 

 

 

Вербальная  

 

Физическая  

 

ФОРМА АГРЕССИИ  

 

Позиция родителей  

 

дд Против старших  

братьев-сестер  

 

\-1 Против других  

братьев-сестер  

 

- Нейтральная  

 

ис.З. 1. Фельсон и Руссо (Ре1зоп Киахо, 1988) обнаружили, что агрессия между братьями я  

ветрами в одной семье встречается наименее часто, если родители не вмешивались ранее в ссоры  

етей.  

 

отсутствия контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания спо-  

обствуют повышению уровня агрессивности ребенка. Отчет Лефковитца и его  

оллег (Ьеотг е а1., 1977) о нелинейности функциональной зависимости  

ежду суровостью наказания и агрессивностью, кажется, наглядно отражает ха-  

актер взаимосвязи этих переменных. Однако эти данные в некотором роде яв-  

ются чисто эмпирическими, то есть не позволяют объяснить корреляцию этих  

вух переменных.  

 

Хотя существуют заслуживающие внимания свидетельства о связи между раз  

ичными характеристиками семьи и возможностью развития агрессивного поведе-  

ия, ее причинно-следственная направленность неясна. Так, родители маленького  

артина, в ответ на его агрессивное, вспыльчивое поведение, могут применять су-  

овые физические наказания или мать может начать холодно относиться к нему. С  

ругой стороны, Мартин может быть агрессивным и вспыльчивым ребенком, ибо  

ать его игнорирует, а применение родителями физических наказаний научило его  

 

1пПЯ апа глТпхлтхтпгт ттт Г.7У10Т.Т- пГIТ тат ТЛЧТТСНТ  

 

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 99  

 

МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВЛИЯНИЯ  

 

Существуют два теоретических подхода, позволяющие прояснить характер при-  

чинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивнос-  

тью. Олуэйз (01уеч5, 1980) искал однозначную причинную зависимость между  

этими параметрами, исследуя постоянные и переменные величины. Паттерсон с  

коллегами разработал модель семейных взаимоотношений, Основанных на при-  

нуждении, объясняющую, каким образом негативные семейные взаимоотношения  

приводят к агрессивному поведению ребенка.  

 

Олуэйз (01045, 1980) работал над проблемой причинности, используя стати-  

стический метод, раскрывающий причинную связь переменных (регрессионный  

анализ), чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и вли-  

яние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по  

оценкам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра,  

теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью: 1) негати-  

визм матери - враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ре-  

бенку; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по от-  

ношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых  

дисциплинарных методов - физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темпе-  

рамент ребенка - уровень активности и вспыльчивость.  

 

На рис. 3. 2 представлены результаты регрессионного анализа на основе дан-  

ных по трем различным выборкам шведских школьников. В целом возбудимые  

мальчики, выросшие в жесткой и неблагоприятной семейной обстановке, относи-  

тельно часто оценивались сверстниками как агрессивные. Негативное отношение  

матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных мето-  

дов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным  

образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением мате-  

ри к проявлениям агрессии. <Импульсивный и энергичный мальчик> своими по-  

ступками может просто утомлять свою мать, поэтому она не в состоянии уде-  

 

Рис. 3.2. Модель становления агрессии по Олуэйзу (01045, 1980) учитывает значимость как  

темперамента ребенка, так и поведения родителей.  

 

Негативное отношение  

матери к своему ребенку




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 937
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 7 страница
  • Психология агрессии » 8 страница
  • Психология агрессии » 9 страница
  • Психология агрессии » 10 страница
  • Психология агрессии » 11 страница
  • Психология агрессии » 12 страница
  • Психология агрессии » 13 страница
  • Психология агрессии » 14 страница
  • Психология агрессии » 46 страница
  • Психология агрессии » 6 страница
  • Психология агрессии » 5 страница
  • Психология агрессии » 45 страница
  • Психология агрессии » 44 страница
  • Психология агрессии » 43 страница
  • Психология агрессии » 42 страница
  • Психология агрессии » 1 страница
  • Психология агрессии » 2 страница
  • Психология агрессии » 3 страница
  • Психология агрессии » 4 страница
  • Психология агрессии » 41 страница
  • Психология агрессии » 16 страница
  • Психология агрессии » 30 страница
  • Психология агрессии » 31 страница
  • Психология агрессии » 32 страница
  • Психология агрессии » 33 страница
  • Психология агрессии » 39 страница
  • Психология агрессии » 35 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь