Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1287

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Доклад педагога-психолога Регионального социопсихологического центра Дегтяревой Надежды Николаевны по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО»
Мониторинговые исследования учащихся 3-4 классов ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска
Я представляю вашему вниманию результаты мониторинговых исследований учащихся 3-4 классов и хочу поделиться с коллегами личным опытом и материалом, который смогла систематизировать за 2012-2013 и 2013-2014 учебные годы работы в направлении психологического сопровождения ФГОС НОО.
Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС начального образования является проведение ежегодных мониторинговых исследований учащихся с 1-го по 4-е классы.
В марте 2012-2013 учебного г. в рамках ФГОС НОО была проведена диагностика учащихся 3-х классов с целью изучения уровня сформированности познавательных, регулятивных, личностных УУД. В марте 2013-2014 учебного года была проведена диагностика учащихся 4-х классов с целью определения тенденций в динамике развития учащихся при переходе из начального звена в среднее. В исследовании участвовало 54 учащихся.
В рамках мониторинга формирования УУД учащихся начальной школы использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Познавательный блок
1. Методика «Прогрессивные матрицы Дж. Равена»(черно-белый вариант)
2. Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ)


2. Регулятивный блок
Тест Тулуз-Пьерона
3. Личностный блок
1. Методика диагностики эмоционального отношения к учению в средних и старших классах (модифицированный А.Д. Андреевой опросник Ч.Д. Спилбергера).
2. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (А.М. Прихожан).


Предлагаемый пакет психодиагностических методик позволяет выявить индивидуально-психологические особенности развития учащихся и на основе полученных результатов оценить успешность формирования УУД, а также разрабатывать рекомендации по дальнейшему их развитию.
Результаты психодиагностического обследования невербального интеллектуального развития учащихся 3-х и 4-х классов по методике «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена
Методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена проводится с целью диагностики невербального интеллекта учащихся и характеризует уровень развития познавательных логических УУД, степень сформированности мыслительных операций, таких как синтез, анализ, сравнение, аналогии, обобщение и т.д.
Уровни интеллектуального развития учащихся 3-х и 4-х классов по методике Равена, %
Уровень развития интеллекта 3-е классы 4-е классы
1. Высокий интеллект 32 46
2. Средний интеллект 57 43
3. Низкий интеллект 11 11

Учащиеся 4-х классов выполнили задания теста успешно, так 46% учащихся имеют высокий уровень развития невербального интеллекта, 43% учащихся показали уровень развития невербального интеллекта в границах возрастных норм. 11% детей не справились с предложенными заданиями и показали низкий уровень развития невербального интеллекта.
Сравнивая результаты интеллектуального развития учащихся 4-х классов с их результатами, показанными в третьем классе, можно наблюдать положительную динамику развития уровня невербального интеллекта. Так количество школьников с низким уровнем интеллектуального развития осталось неизменным и составило 11%, количество учащихся с высоким уровнем развития невербального интеллекта повысилось на 14%.
Результаты психодиагностического обследования учащихся 4-х классов по методике ГИТ
С учащимися 4-х классов был проведен еще один тест, направленный на диагностику уровня интеллектуального развития - Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). ГИТ выявляет, насколько успешно учащийся к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия, т.е. насколько хорошо учащийся овладел программой школьного курса начального образования.
Уровни интеллектуального развития учащихся 4-х классов по методике ГИТ,%
Уровень Класс % от всей параллели
4 «А» 4 «Б»
Высокий 30 30 30
Средний (Норма) 48 40 44
Низкий 22 30 26

Уровень интеллектуального развития 44% учащихся 4-х классов по методике ГИТ соответствует возрастной норме, у 30% учащихся - превышает норму. Таким образом, у 74% учащихся познавательные УУД сформированы в достаточной степени, так как задания данного теста предполагают развитие таких способностей, как умение структурировать знания, осознанное построение речевого высказывания в письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, а также анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей. Данные способности в новом стандарте образования как раз и являются познавательными универсальными учебными действиями.
26% учащихся выполнили задания теста, но результат их ниже возрастной нормы. С этими учащимися необходимо вести целенаправленную планомерную работу по развитию у них интеллектуального развития, так как эти УУД действия в начальном звене не сформировались у них должным образом.
Результаты учащихся по отдельным субтестам представлены на слайде.
Результаты психодиагностического обследования учащихся 3-х и 4-х классов по тесту Тулуз-Пьерона
Тест Тулуз-Пьерона направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, а также, волевую саморегуляцию, личностные характеристики работоспособности и ее динамику во времени. Тест дает представление о таких показателях как скорость выполнения теста и точность выполнения теста (или показателя концентрации внимания). Скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона отражает такую психологическую особенность ребенка, которая обозначена как скорость переработки информации. Точность выполнения теста отражает уровень развития концентрации внимания, или внимательность.
Распределение учащихся 3-х и 4-х классов по уровням внимания, %
Уровень внимания 3-е классы 4-е классы
Высокий 2 46
Средний 91 54
Низкий 7 0

Наибольшее количество учащихся 4-х классов (54% школьников) имеют средний уровень развития внимания, 46% - высокий уровень внимания. Сравнительный анализ данных за два года обучения показа положительную динамику уровня внимания, т.к. число учащихся с высоким уровнем развития внимания повысилось на 44%, а также не выявлены школьники с низким уровнем внимания.
Результаты учащихся по скорости выполнения теста и точности выполнения теста представлены на слайде.
Результаты психодиагностического исследования мотивации учебной деятельности учащихся 3-х и 4-х классов
Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Адекватной системой мотивов для начальной школы принимают сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.
Уровни мотивации учащихся 3-х и 4-х классов, %
Уровень мотивации 3-е классы 4-е классы
Продуктивная (учебно-познавательная) мотивация 21 63
Непродуктивная мотивация 79 24

Согласно полученным результатам, основное количество учащихся 4-х классов (63%) имеют продуктивную мотивацию. У этих учащихся смыслообразование как личностный компонент УУД сформировано, т.е. присутствуют познавательные и учебные мотивы, что говорит о наличии у учащихся интереса к содержанию и способам учебной деятельности.
Сравнительный анализ результатов учащихся за два учебных года показал рост количества учащихся с продуктивной (учебно-познавательной) мотивацией на 42%. Количество учащихся с непродуктивной мотивацией уменьшилось на 55%.
Результаты психодиагностического обследования самооценки учащихся 3-х и 4-х классов.
Самым благоприятным для развития личности является продуктивный вариант самооценки. С данным вариантом самооценки в школе обучается 33% четвероклассников. Основное количество учащихся 4-х классов (52%) имеют непродуктивный вариант самооценки, что свидетельствует о неумении этих учащихся ставить перед собой определенные цели и целенаправленно добиваться их достижения. Самоопределение как личностный компонент УУД у этих учащихся не сформировано, т.е. не сформирована адекватная позитивная самооценка и самопринятие.
Анализируя полученные данные за два учебных года, видим, что наблюдается отрицательная динамика, т.к. рост количества учащихся с непродуктивным вариантом самооценки составил 27%. Отрицательным моментом является появление в 4-х классах учащихся с низкой самооценкой в количестве 15%.
Варианты самооценки учащихся 3-х и 4-х классов, %
Варианты самооценки 3-е классы 4-е классы
Продуктивная 75 33
Непродуктивная 25 52
Низкая 0 15


Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС НО существенно повысило эффективность образовательного процесса за 2013-2014 учебный год, т.к. в рамках мониторинга формирования УУД учащихся начальной школы наблюдается положительная динамика развития познавательных, регулятивных УУД, а также мотивации учебной деятельности. Это свидетельствует о том, что эффективно проводится работа с учащимися, педагогами, родителями, и ранее разработанные рекомендации активно реализуются педагогами и психологом в образовательном процессе.
Но, в связи с тем, что у учащихся 4-х классов недостаточно сформировано УУД самоопределения, т.е. самооценка, хочу обратить внимание педагогов на следующие рекомендации по формированию у учащихся адекватной позитивной самооценки:
Рекомендации по развитию самооценки учащихся.
Педагогам необходимо:
• Оказывать эмоциональную поддержку учащимся со сниженной самооценкой, вовлекать их в классные и школьные мероприятия. Важно создавать таким ученикам ситуацию успеха, в которой они могут проявить себя (на уроке и во внеурочное время). Поощрять и стимулировать учащихся за реальные, пусть даже небольшие достижения.
• При оценивании учащихся, делать акцент на сильные стороны выполнения работы, обращать внимание на удачи, переводить неудачи на уровень анализа.
• На период адаптации снизить требования к учащимся с высоким уровнем тревожности, максимально исключить ту форму опроса, которая некомфортна (чаще опрос у доски).
• Принимать учащихся, учитывая их индивидуальные особенности (тип темперамента, характер, темп деятельности и др.)


А также с учётом полученных результатов психодиагностического исследования, хочу обратить внимание педагогов на следующие рекомендации по улучшению психологического сопровождения внедрения новых ФГОС НО:
Рекомендации по улучшению психологического сопровождения внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
1. Педагогам необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и зону ближайшего развития.
2. Для повышения эффективности системы оценки знаний учащихся необходим переход с суммирующей констатирующей формы оценки на формирующую.
3. Рекомендуется активное применение педагогических технологий: дифференцированное обучение; развивающее обучение; проблемное обучение, а также применение интерактивного (обучающие игры) и диалогового обучения, где педагог создает условия для инициативы учащихся.
4. Необходима смена роли учителя, теперь он - организатор развития ученика, понимающий и знающий, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития его личностных, регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий;
5. Педагогам необходимо проводить занятия на активное взаимодействие учеников друг с другом. Среди форм организации учебной работы использовать парную, групповую работу, коллективное взаимодействие.
6. Необходимо подбирать больше заданий направленных на:
o понимание различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
o учёт мнений и умение обосновывать собственное;
o умение договариваться, находить общее решение;
o умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
7. Для развития познавательных УУД учащихся педагогам необходимо разнообразить учебные задачи, строить уроки таким образом, чтобы в них были задачи, требующие не только проведения определенных операций и показания результата, но и о ходе решения, его ходе, условиях, компонентах, трудностях и т.д.
8. Для развития познавательных УУД учащихся педагогам необходимо включать в освоение темы или в урок задачи, которые предполагают самостоятельность при решении.


Использование различных педагогических технологий обучения, позволит учителю преодолеть индивидуалистический характер работы учеников, поднять социальную активность, тем самым развивать не только предметные, но и метапредметные компетенции учащихся.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Перспективный план работы педагога – психолога
  • Петерсон Л.Г. Программа курса алгебры для 7-9 классов
  • Голубь В.Т. Текстовые тренажёры. 4 класс
  • Голубь В.Т. Текстовые тренажёры 2 класс
  • Голубь В.Т. Текстовые тренажёры. 3 класс
  • Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Тренажер по чтению для учащихся 1-4 классов
  • Фоменко Т.М. и др. ОГЭ. Французский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся
  • Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся старших классов
  • Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
  • Клепинина З.А. Окружающий мир. Итоговая аттестация. 1-4 классы
  • Клепинина З.А. Окружающий мир. Итоговая аттестация. 1-4 классы
  • Нянковская Н.Н., Танько М.А. Русский язык и математика. 1-4 классы. Тематические тестовые задания
  • Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс
  • Кочурова Е.С. Математика. Рабочая тетрадь для проверки знаний. 3-4 классы. Величины
  • Ерина Т.М., Ерина М.Ю. Рабочая тетрадь по алгебре 8 класс. УУД. К учебнику Ю.Н. Макарычева.
  • Губернская Т.В. Русский язык. Итоговая аттестация. 1-4 классы. Тестовые тренировочные задания
  • Дорофеева Г.В. Литературное чтение. Итоговая аттестация. 1-4 классы. Тестовые тренировочные задания
  • Психолого-педагогическое сопровождение, необходимое условие обеспечения успешности учебного и воспитательного процесса
  • Татьяна Владимировна Матыгулина. Использование игровых технологий с целью активизации познавательной деятельности учащихся в младших классов.
  • Чудинова Е.В., Демидова М.Ю. Окружающий мир. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов
  • Ветринская В.В. ОГЭ 2017. Немецкий язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Мильчев В.А., Ковалева З.С. Типовые расчетные задачи по химии для учащихся 8 классов
  • Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Happy English.ru. Учебник для 5 класса (4-й год обучения)
  • Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 9 класс
  • Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. Тесты по немецкому языку для учащихся 5-11 классов
  • Гомонова А.И., Плетюшкин В.А., Погожев В.А. Задачи по физике. Пособие для учащихся 9-11 классов
  • Иляшенко Л.А. Математика. Входные тесты за курс начальной школы. 5 класс
  • неизвестно Математика. Контрольные тренировочные материалы для 4 класса с ответами и комментариями.
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра. 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Круглова Т.А. Литература. Входные тесты за курс начальной школы. 5 класс
  • Функциональные обязанности педагога - психолога
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Голубь В.Т. Комплексная проверка знаний учащихся. Математика. 3 класс
  • Голубь В.Т. Комплексная проверка знаний учащихся. Математика. 2 класс
  • Голубь В.Т. Комплексная проверка знаний учащихся. Математика. 4 класс
  • Голубь В.Т. Комплексная проверка знаний учащихся. Математика. 1 класс
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра. 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Крылова О.Н. Литературное чтение. Итоговая аттестация. 3 класс. Типовые тестовые задания
  • Самылкина Н.Н., Русаков С.В. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс
  • Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. ГИА 2013. История. 9 класс. Типовые тестовые задания
  • Крылова О.Н. Математика. Итоговая аттестация. 1 класс. Типовые тестовые задания
  • Крылова О.Н. Математика. Итоговая аттестация. 3 класс. Типовые тестовые задания
  • Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы
  • Языканова Е.В. Метапредметные познавательные умения. Обязательная диагностика. 4 класс. Типовые задания
  • Лернер Г.И. ГИА 2013. Биология. 9 класс. Типовые тестовые задания



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь